Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:19, контрольная работа
1. Дигесты Юстиниана
2. законные способы отпущения раба на волю
3. различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица
4. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это?
1) В Дигестах дается следующее определение свободы: "Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом" (D. I, 5, 4).
Дигесты Юстиниана содержат правовое представление о свободе, которая означает свободу действий, то есть главным образом физическую свободу: "Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или законом". Личный произвол невозможен в правовом поле. Римское право не признает действительным то , что совершено под влиянием принуждения или страха. Добрыми и справедливыми могут быть действия, основанные на праве и оправданные им, а также действия, когда субъект права реализует свободу выбора.
Понятие юридического лица не было известно в римском праве. По римскому праву было принято называть юридическим лицом все то, что, не будучи лицом физическим, признается способным иметь права. Главным отличием от физических лиц являлось отсутствие у юридических дееспособности, так как, будучи искусственными, фиктивными субъектами права, они не могли иметь воли и самостоятельно ее выражать. Например, они должны были все свои сделки совершать через своих представителей. В тоже время римские юристы уравнивали юридические организации с человеком, с лицом физическим.
В римском праве обычно складывались объединения хозяев или собственников (физических лиц). Юридические лица - это совокупность лиц или вещей, понимавшаяся как особая юридическая единица с некоторыми чертами современного юридического лица, если такая совокупность имеет также самостоятельное юридическое существование, не зависящее от отдельных компонентов. Обычно отличались от существования лиц или вещей, из которых они состояли. Объединения могли быть созданы с хозяйственной и с нехозяйственной целью. Юридические лица подразделялись: на городские и местные общины; церковные учреждения; учреждения с благотворительными целями; корпорации.
Юридическое лицо являлось не только носителем имущественных, но и личных прав. Правоспособность юридических лиц ограничивалась сообразно их природе, исключительно имущественными правами. Корпорации (как юридические лица) могли рассматриваться в сфере частного права, как физическое лицо. Таким образом, несмотря на существенное отличие между юридическим и физическим лицом в римском праве, фактического разделения, аналогичного современному, не было, поэтому связь между ними была нераздельной и фактически физические лица являлись составной частью юридических.
2) Какие законные способы отпущения раба на волю вы знаете? В чем специфика каждого из этих способов. Были ли ограничения на отпущение рабов на волю? Какие условия должны были быть соблюдены при отпущении раба на волю, для того чтобы раб стал римским гражданином? При каких обстоятельствах он становится только перегрином? Кто такие dediticii?
Древнее время знало три способа такого освобождения. По-видимому, древнейшим способом была manumissio testamento, т. е. освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Так как древнейшее завещание совершалось в народном собрании, превращавшем волю завещателя в issus populi, повеление народа или специальный закон, то таким специальным законом был и каждый акт освобождения из рабства. Этот законодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составлении завещания (п. 240).
Manumissio testamento могла совершаться в разных формах: а) завещатель мог прямо предписать: servus meus Stichus liber esto, тогда раб становился свободным ispo iure с момента вступления завещания в действие, т. е, с момента смерти господина; б) завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба — раб становился свободным с момента совершения наследником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина; в) завещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием (п. 398) — раб становился свободным в момент наступления условия (например, раб будет свободен, если внесет определенную сумму денег наследнику и т. п.).
Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu: подобно тому, как уклонение от ценза могло привести к обращению свободного человека в раба (п. 108), так внесение раба в списки граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ освобождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.
Наконец, третий известный древнейшему праву способ освобождения из рабства был одним из проявлений характерной для римского права тенденции использовать формы гражданского процесса для изменения отношений материального частного права. Это была manumissio vindicta — мнимый процесс о свободе, мнимая vindicatio in libertatem, для которой использовались формы legisactio per sacramentum.
Господин, раб и третье лицо, по соглашению с господином, являлись к магистрату (консулу, претору) и здесь третье лицо, assertor in libertatem, разыгрывая роль истца, накладывал на раба vindicta и утверждал: hunc hominem ex iure Quirtium liberum esse aio. Эта сложная процедура упростилась с течением времени: сначала в качестве assertora стал выступать один из ликторов, сопровождавших претора, а затем и самая vindicatio in libertatem была заменена заявлением господина об освобождении раба с занесением в протокол.
Во второй половине республики
развиваются и новые
Права на гражданство давала только iusta manumissio, проводимая по определенным правилам. На такого типа manumissio налагались законные ограничения. Например, manumissio не могла быть совершена во вред неоплатным кредиторам, господин не мог отпустить более половины (и в целом более 100) рабов и т.д.
Peregrini – иностранцы – не имели равных прав с гражданами, но уже в Законах двенадцати таблиц предусматривалась возможность заключения правильных сделок с иностранцами. Иностранцы делятся на несколько категорий. История формирования этого института довольна сложна и требует более подробного рассмотрения. Peregrini делились на Latini prisci (древние латины, состоящие в давней дружбе с Римом), Latini coloniarii (жители римских колоний) и все остальные hostes и peregrini. Только после эдикта Каракаллы 212 г. латинское гражданство было предоставлено всему населению империи.
DEDITICII. 1) подданные римлян, покоренные с оружием в руках и вследствие того, принужденные подчиняться самым тяжким условиям; они, между прочим, должны были сдать оружие. Д. назывались и те, которые добровольно подчинялись власти римлян и участь которых относительно свободы, податей и военных тягостей вполне зависела от произвола римлян. Постановление, определяющее подробно их положение, называлось lex, между тем как условия, заключенные с союзниками (socii), обозначались словом foedus; 2) низший класс вольноотпущенников со времен Элиева закона назывался dediticii. Они не могли получить ни римского гражданства, ни латинского права, потому что будучи еще рабами подвергались позорному наказанию; вообще они были лишены многих прав состояния.
3) Существовали ли законы, ограничивающие власть господина над рабами и подвластными лицами? Если да, то какие?
В древнем праве власть господина над рабом была ничем не ограничена . Она складывалась из двух моментов: а) как всякая вещь, раб принадлежал господину на полном праве собственности; господин мог продать его, заложить, отдать его в наем и т.д.; в) как существо сознательное, он состоял под господскою властью -- dominica potestas. В силу своей господской власти господин , во-первых, имел ius vitae ac necis по отношению к рабу , то есть мог судить его сам и приговорить даже к смертной казни; во-вторых, господин имел право на все, что приобретал раб . За обязательства же раба он по цивильному праву не отвечал, что выражалось поговоркой melior conditio nostra per servos fieri potest, deterior fieri non potest. Исключение допускалось только в случае совершения рабом деликта, например кражи: в таком случае господин обязан был или заплатить штраф, или выдать раба потерпевшему (noxae dedere). В позднейшем праве эти суровые начала были несколько смягчены.
Отцовская власть над подвластными детьми в древнем праве была почти неограниченная. Только политические права подвластных сыновей не затрагивались ею. В частности, отец имел как jus vitae ac necis, так и право на все, что приобретали подвластный сын или дочь, внук или внучка и т.д. За деликты и договорные долги подвластных детей отец отвечал в тех же пределах, как за деликты и договорные долги рабов.
4) В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами.
Римское право
не различало правоспособность и
дееспособность, но в Риме не каждый
гражданин имел право совершать
какие-либо действия, которые могли
повлечь юридические
Дееспособность – способность гражданина совершать от своего имени определенные правовые действия и отвечать за противоправные деяния.
Дееспособность
римского гражданина зависела от возраста.
Считалось, что с возрастом человек
приобретает способность
Выделяли два возрастных критерия:
1) несовершеннолетние:
а) полностью недееспособные (дети до 7 лет);
б) частично недееспособные (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет);
2) совершеннолетние:
а) частично дееспособные (молодые люди с 14 до 25 лет, девушки с 12 до 25 лет);
б) полностью дееспособные (лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста).
Частично недееспособные лица могли приобретать имущество и совершать некоторые сделки, направленные на приобретение имущества. Частично дееспособные лица могли составлять завещание и вступать в брак.
В римском праве существовал институт ограничения дееспособности. К ограниченно дееспособным относились расточители, душевнобольные и бесчестные лица, а также замужние женщины.
Дееспособность расточителей подлежала ограничению потому, что римское общество отрицательно относилось к людям, которые вели аморальный образ жизни. Душевнобольные в период кризиса признавались полностью недееспособными, но дееспособность восстанавливалась в светлые промежутки, поэтому душевнобольные и признавались ограниченно дееспособными. Бесчестными признавались лжесвидетели, они не могли прибегать к помощи свидетелей; лица с сомнительной репутацией, которым запрещалось исполнять какие-либо публичные функции, выступать в суде представителем и быть опекуном; лица, занимающиеся определенной профессией (актера, шпиона и пр.). Ограничение правоспособности замужней женщины было связано с тем, что после замужества она попадала под власть новой семьи во главе с домовладыкой (мужем).
Дееспособность женщины зависела от ее семейного положения и вида брака. Если она состояла в браке без власти мужа, то она могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом и осуществлять свои права.
Если же женщина находилась под властью мужа или отца, то она считалась лицом чужого права и была бесправной. В римском частном праве не обладали дееспособностью от природы дети до 7 лет. Над ними устанавливается опека, как над лицами, которые могут быть дееспособными, но не обладают этим свойством из-за своих личных недостатков (слабоумные).
5) Имела ли право женщина по собственному желанию сменить себе опекуна или освободиться от опеки? Если да, то, при каких обстоятельствах это было возможно?
Опека над женщинами (tutela mulierum) устанавливалась постоянно и не зависела от наступления совершеннолетия женщины, но была уже по содержанию, нежели опека над детьми и подростками. Обязательность наличия опекуна при женщине определялась, во-первых, общим ограниченным публично-правовым статусом лиц женского пола вне зависимости даже от их сословного положения, во-вторых, считалась необходимой «в силу присущего женщине легкомыслия». Опекун обязан быть и при замужней, и при незамужней женщине, но его назначение осуществлялось во втором случае по личному пожеланию женщины (и, как правило, становилось формальным). Опекун не имел прав ни в отношении личности женщины, ни над ее имуществом, но соучаствовал только в совершении тех юридических действий, которые нуждались в гарантии и в его утверждении по законам. Женщины не могли занимать общественных должностей, не могли быть ни опекунами, ни попечителями. Но, в свою очередь, пользовались рядом традиционных правовых привилегий по причине «неразумности пола» (imbecilitas sexus): они могли ссылаться на неведение законов, им запрещалась ответственность за чужие долги. В этих вторых ситуациях, когда они требовались по условиям гражданского оборота, и необходимо было участие и гарантия опекуна.
Не вполне отрегулированным римским правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под злоупотребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномочий сами возбуждать иск — единственным выходом был процесс, возбуждаемый в интересах опекаемого третьим лицом, что не всегда было реально возможно.
6) При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери (то есть еще не рожденного на свет)?
Зачатый, но еще не родившийся ребенок признавался субъектом прав во всех случаях, когда это соответствовало его интересам. Qui in utero est, perinde ac si in rebus humanis esset custoditur, quotiens de commodisipsius partus quaeritur (D. 1. 5. 7). (Зачатый ребенок охраняется наравне с уже существующими во всех случаях, когда вопрос идет о выгодах зачатого.) В частности, исходя из постановлений законов XII таблиц, за зачатым, но еще не родившимся ребенком признавали право наследования в имуществе отца, умершего во время беременности матери.