Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 09:36, контрольная работа
Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба.
1. Понятие, основания, виды и формы международно-правовой ответственности ………………………………………………………….. 3
2. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности ……………………………………….. 6
3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств и других субъектов международного права ………………………………………. 22
4. Задача ……………. …………………………………………………….. 26
5. Список литературы …………………………………………………….. 30
г.
Оренбург-2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, основания,
виды и формы международно-
2. Ответственность за правомерную деятельность как особый вид международной ответственности ……………………………………….. 6
3. Обстоятельства,
исключающие ответственность
4. Задача ……………. …………………………………………………….. 26
5. Список литературы …………………………………………………….. 30
1. Понятие, основания,
виды и формы
международно-правовой
ответственности
Международно-правовая ответственность - это юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства. Одновременно это и одно из юридических средств обеспечения соблюдения этих норм и возмещения нанесенного ущерба. Практически все правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и свои обязательства по международным договорам1.
Юридические
последствия нарушения
а) ответственность за агрессию, геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, за нарушение законов и обычаев войны, за отказ от предоставления независимости колониальным странам и народам;
б) обязанность государства-правонарушителя (группы государств-правонарушителей) возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам;
в) применение в соответствии с международным правом к государству-правонарушителю принудительных мер в ответ на правонарушение, вплоть до установления экономической блокады и использования вооруженной силы по ст. 41 или 42 Устава ООН (например, против Ирака и Югославии в 90-х годах и КНДР в 1950-1958 гг.).
Вопросы международно-правовой ответственности государств и других субъектов международного права получили закрепление в Уставе ООН, в конвенциях, запрещающих геноцид, апартеид, расовую дискриминацию, в многочисленных конвенциях, направленных на защиту окружающей человека среды (морского, воздушного и космического пространства, животного и растительного мира, Антарктики и др.) и регламентирующих использование источников повышенной опасности (например, за ущерб, причиненный космическими объектами, летательными аппаратами на поверхности Земли, судами с ядерными энергетическими установками и др.), а также за нарушение законов и обычаев войны, развитых и дополненных в специальных Дополнительных протоколах I и II 1977 г. к Конвенциям о защите жертв войны 1949 г. 2
Получила
международное признание и
В связи с распадом Югославии и СССР и самороспуском Организации Варшавского Договора необычайно возросла роль ООН и ее Совета Безопасности, который в феврале 1993 г. принял решение об учреждении Международного трибунала по расследованию преступлений в бывшей Югославии, а в 1994 г. - аналогичного Трибунала по Руанде. Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права.
2. Ответственность
за правомерную
деятельность как
особый вид международной
ответственности
Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.
Международное правонарушение - это действие или бездействие субъекта международного права, в результате чего нарушаются нормы международного права и международные обязательства этого субъекта, допустившего неправомерные действия или бездействие, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного Права или всему международному сообществу в целом ущерб материального или нематериального характера (например, акты агрессии, незаконное ограничение суверенитета, посягательство на территориальную целостность, оккупация, вооруженное вмешательство, нарушение обязательств по договорам и др.). При этом ответственность возникает, как правило, только при наличии причинной связи между противоправным поведением (действием) субъекта международного права и причиненным ущербом.
Таким образом, составными элементами международного правонарушения, влекущего за собой международно-правовую ответственность, являются: действие или бездействие субъекта (субъектов) международного права, нарушающее действующие нормы международных соглашений или международные обычаи; вменяемость правонарушения субъекту международного права; причинение ущерба или вреда другому субъекту (субъектам) международного права.
Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм международного права и нанесению ущерба или вреда, недопустимы. Также недопустимы ссылки и на незнание норм международного права или на неправильное их толкование или применение должностными лицами государства. Практически все международные правонарушения субъектами международного права совершаются сознательно, преднамеренно, виновно.
Агрессию США против Гренады (1983 г.), налеты авиации ЮАР на города Замбии и Зимбабве (1986 г.), уничтожение израильской авиацией иракского центра ядерных исследований (1981 г.), выставление американскими наемниками мин в водах и портах Никарагуа в начале 80-х годов, агрессия Ирака против Кувейта (1990 г.), ракетно-бомбовые удары США по городам Ливии (1994 г.) и другие подобные действия нельзя оправдать ссылками на необходимость "защиты жизни" или "национальных интересов", на "приглашение" и т.п. Тем более они не могут выдаваться за "акты самообороны" или "выполнение договорных обязательств". Агрессия США и НАТО против Югославии 24 марта 1999 г. не может быть оправдана ссылками на необходимость предотвращения "гуманитарной катастрофы" в Косово3.
Противоправные действия или бездействие, приводящие к возникновению международно-правовой ответственности субъектов международного права, могут совершаться государственными органами (вне зависимости от их положения в системе органов государственной власти или управления), должностными лицами государства, выступающими по его поручению или от его имени, а также специальными органами государства (например, военными кораблями или военными летательными аппаратами), наделенными властными полномочиями и выступающими от имени государства. Например, ответственность за захват израильскими военными кораблями греческого судна (в 1984 г.) и китайскими военными кораблями российского судна (летом 1993 г.) должны нести правительства Израиля и Китая, ответственность за нападения на миротворческие силы ООН в Боснии и Герцеговине (1995 г.) несут политические и военные руководители противоборствующих там сторон.
Ответственность государства может наступить за принятие закона или другого нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие. Нельзя, например, признать правомерным принятие Ираком закона, объявляющего территорию Кувейта, захваченную в результате агрессии в 1990 г., провинцией Ирака.
Ответственность государства возникает и за бездействие органов власти в случаях, когда своевременное вмешательство властей могло бы предотвратить неправомерные действия. Известны, например, неоднократные случаи насилия и даже нападения на дипломатические представительства бывшего СССР и некоторых развивающихся стран в США при полном попустительстве американских официальных лиц и полиции. Примером может также являться и нападение в июле 1993 г. афганских войск и вооруженной таджикской оппозиции на российскую пограничную заставу № 12 Московского погранотряда. В таких случаях государство несет ответственность за преступные действия лиц из числа своих граждан и иностранцев и их организаций и за действия (и бездействие) своих органов, которые не предотвратили противоправные действия, хотя могли и должны были сделать это.
Ответственность государства "X" может возникнуть и в результате предпринятых на его (или с его) территории противоправных действий иностранного государства или его органов против третьего государства или группы государств. Однако, если такие действия были произведены без ведома и согласия государства "X", то оно несет ответственность только в случае, если его органы не проявили необходимой бдительности и не пресекли эти противоправные действия иностранного государства.
По-иному решается вопрос в отношении государства, предоставившего свою территорию для создания иностранных военных баз или размещения оружия: их международно-правовая ответственность за все возможные опасные последствия наступает в силу самого юридического факта - разрешения на создание военной базы или размещение оружия. Кроме того, такие государства могут быть автоматически втянуты в войну, а их территория может стать театром военных действий со всеми отрицательными для населения последствиями.
Международно-правовая ответственность государства может возникнуть и при превышении полномочий государственными органами или должностными лицами государства, в результате чего может быть нанесен ущерб иностранному государству, его физическим или юридическим лицам. В частности, государство должно компенсировать ущерб при вмешательстве в открытом море в случае аварии нефтяного танкера при условии, если меры, предпринятые им для локализации последствий аварии, превысят те, которые были разумно необходимы для предотвращения, уменьшения или устранения серьезной и реальной опасности загрязнения побережья нефтью (ст. I, VI Международной конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.). Компенсации подлежит и ущерб, нанесенный иностранному судну, остановленному в открытом море военным кораблем при отсутствии оснований, перечисленных в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
За действия государственных органов, воинских частей и подразделений, военных кораблей и военных летательных аппаратов во время вооруженных конфликтов, когда в результате этих действий нарушаются нормы Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г. и других международных конвенций, относящихся к средствам и методам ведения войны, ответственность несет государство, которому принадлежат эти органы, воинские части, подразделения, военные корабли и летательные аппараты. Государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы, закрепленные в действующих конвенциях, неукоснительно выполнялись всеми государственными органами, воинскими частями и соединениями, военными кораблями и летательными аппаратами и отдельными военнослужащими. Примеров нарушений международных норм в этой части великое множество, в том числе и в 90-е годы на территориях бывших СССР и Югославии.
Международно-правовая
ответственность субъектов
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"