Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Государственная власть, согласно принципу разделения властей, подразделяется на три ветви, особо выделяется от прочих, судебная ветвь власти, носителем которой в большинстве стран является такой орган как суд. На сегодняшний момент в мире существует несколько моделей судебных систем, имеющих как сходные, так и различные черты. В схеме, расположенной ниже, рассмотрены некоторые наиболее распространенные.
Источником послужили книги Барцица И. Н. «Типология современных правовых систем», Давида Р. и Жофре-Спинози К. «Основные правовые системы современности» , Марченко М. Н. «Правовые системы современного мира» .

Содержание

1. Модели построения судебных системы зарубежных стран и критерии их разграничения (схема)...................………………………..
3
2. Система органов государственной власти Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии............................
10
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

КП ЗС Великобритания и Сев.Ирландия.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

1. Модели построения судебных системы  зарубежных стран и критерии  их разграничения (схема)...................………………………..  
3
2. Система органов государственной власти Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии............................  
10
Список  использованных источников…………………………………… 13
 
 

Модели  построения судебных систем

зарубежных  стран и критерии их разграничения. 

     Государственная власть, согласно принципу разделения властей, подразделяется на три ветви, особо выделяется от прочих, судебная ветвь власти, носителем которой в большинстве стран является такой орган как суд. На сегодняшний момент в мире существует несколько моделей судебных систем, имеющих как сходные, так и различные черты. В схеме, расположенной ниже, рассмотрены некоторые наиболее распространенные.

     Источником  послужили книги Барцица И. Н. «Типология современных правовых систем», Давида Р. и Жофре-Спинози К. «Основные правовые системы современности»1, Марченко М. Н. «Правовые системы современного мира»2.

Схема № 1.

Модели  судебных систем.

Наименование Пример Особенности
Романо-германская Континентальная Европа (страны с выраженной приверженностью  к католицизму) Закон - единственный критерий оценки ситуации для суда. Судопроизводство опирается на длительное досудебное расследование, и судья вовлекается в предварительное изучение материалов дела, характерны и жесткие меры пресечения: арест, содержание под стражей.
 
 

Схема № 1 (продолжение) 

Наименование Пример Особенности
Англо-саксонская Великобритания, США (страны с выраженной приверженностью к протестантству) Суд сам дает оценку действий подсудимого, анализируя их соответствие требованиям законов  и иных нормативных актов, и выносит  решение, руководствуясь собственным  знанием законов и представлением о праве. Судебное решение, будучи утвержденным, становится обязательным при рассмотрении впоследствии аналогичных дел. Тем самым создается прецедент, обладающий силой закона. Суд выступает в качестве арбитра, наблюдающего за состязанием сторон, представляющих собранные доказательства.
Традициона-листская Центральная Африка, Китай, Таиланд, Япония, Вьетнам Основой судебной и правовой системы является совокупность народных обычаев и традиций, прочно вошедших в общественную жизнь.

  
Схема № 1 (продолжение) 

Наименование Пример Особенности
Каноническая

(основой организации  и работы системы служит совокупность  религиозных норм)

Мусульманская/шариат (источники: Коран, Сунна) Подсудны только мусульмане или если есть согласие человека на рассмотрение дела мусульманским судом; не принято обжалование судебного решения.
Иудейская (источники: Тора, Талмуд) Подсудными  оказываются вопросы из всех сфер общественной жизни, в том числе  и семейно-брачные отношения.
Индусская (основа: религиозные догмы индуизма) В настоящее время применяется для судов, рассматривающих дела о браке, наследстве, усыновлении и др. Источник права  не закон и прецедент, а религия, обычай и моральная норма. Наличие  закона не обязывает судить в соответствии с ним. «Суд по совести и справедливости».
Идеалогизиро-ванная

(Социалисти-

ческая)

Китай, Куба, страны Латинской Америки и Восточной  Европы Схожа с романо-германской (суд не преобразует и не трактует, а лишь строго исполняет требования закона), но существуют дополнительные идеологические установки и требования, прилагаемые к общим правовым механизмам и инструментам.
 

 

2. Система органов государственной власти Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. 

     Под системой органов государственной  власти страны понимается такая их совокупность, «в которой они взаимосвязано воздействуют друг на друга в процессе осуществления и реализации государственной власти»3. В Великобритании существует классическое разделение государственной власти на три ветви, основанием которого является желание распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

     Законодательная власть в Великобритании принадлежит  парламенту, исполнительная - правительству, а судебная - совокупности разноуровневых судов.

Парламент - законодательный орган Великобритании, является, по сути, двусоставным учреждением, включая в себя Палату лордов и Палату общин. Палата общин избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет. Активное избирательное право предоставляется гражданам Великобритании, достигшим 18 лет, а также гражданам Ирландской Республики и гражданам Британского Содружества, постоянно проживающим в Великобритании в данном избирательном округе. Пассивное избирательное право предоставляется британским и ирландским гражданам с 21 года. Существует специальное должностное лицо - регистратор, которое контролирует подсчет голосов и оглашает результаты выборов. Участие в голосовании - добровольное, выборы признаются состоявшимися при любой явке избирателей.

     По  закону для выдвижения кандидатов в  Палату общин достаточно заявления одного избирателя (в том числе самого кандидата), поддержанного подписями 10 избирателей. На практике же кандидатуры выдвигаются партиями. Округа по выборам в парламент одномандатные. По закону они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их границы пересматриваются раз в 8-12 лет, поэтому бывали ситуации, когда самый большой избирательный округ в четыре раза больше самого малого.

     Депутаты  обладают ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также  40 дней до начала и после завершения сессии. Депутат может быть лишен полномочий решением палаты. Он имеет ограниченный индемнитет: он не распространяется на «клевету, мятежные речи, оскорбления монарха, парламента, лиц, выполняющих властные функции, и др.»4. Наказанием может быть лишение слова, приостановление депутатского мандата -  это делает спикер - председатель  Палаты общин.

     Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим  персоналом спикер, имеющий трех заместителей, которые руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты - на деле избирается палатой, фракцией большинства - и выходит из состава своей партии, считается беспартийным, так как должен быть лицом беспристрастным. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: «он упирается, когда идет к председательскому месту, и его как бы силой ведут два дюжих депутата»5. У спикера Палаты общин большие полномочия. Он предоставляет слово для выступлений, не обязательно в определенной последовательности, отклоняет без голосования некоторые предложения по ведению заседания, например, о прекращении прений, лишает слова, назначает председателей постоянных комитетов, передает им законопроекты. Он может прекратить прения по своему решению, если его решение поддержано не менее чем 100 депутатами. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам.

     В Палате общин образуются постоянные и временные комитеты. Они предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, проводят парламентские расследования. Существуют три вида комитетов: «неспециализированные», им спикер передает законопроекты по своему усмотрению; «специализированные и сессионные»6, создаваемые на период сессии. Для расследований и по другим вопросам создаются следственные комиссии. Для обсуждения срочных вопросов, финансовых биллей, национализации, приватизации создается Комитет всей палаты.

     В 1967 г. создана «должность парламентского уполномоченного (омбудсмена) по делам  администрации»7. Он назначается правительством до достижения 65-летнего возраста и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти. Жалобы граждан на действия министерств и ведомств передаются уполномоченному только через депутата данного избирательного округа. Уполномоченный расследует их только в том случае, если по характеру дела нельзя обратиться в общий или административный суд в учреждении. Уполномоченный при назначении им расследования вправе требовать представления документов, вызывать свидетелей, экспертов, но никаких обязывающих решений принимать не может. Он лишь составляет доклад, который передает депутату по данному округу, последний может поставить вопрос в палате, или представляет его в специальную парламентскую комиссию по делам уполномоченных парламента, и та принимает свои меры, в частности, возможно обсуждение вопроса на пленарном заседании.

     Палата  лордов до 1999 г. формировалась в основном по наследственному признаку (около 2/3 палаты составляли пэры, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона). В 1999 г. в соответствии с реформой Палаты лордов из ее состава исключены 759 человек (временно оставались 92 человека, в 2004 г. и они исключены). Численность Палаты лордов стала составлять около 580 человек - она постоянно изменяется в связи «с присвоением дворянских званий и включением таких лиц в Палату лордов»8.

     В 2003 г. принят план правительства и создана комиссия правительства по новым назначениям в Палату лордов. Все эти меры, а также предполагаемые изменения в Палате общин рассматриваются как конституционные реформы, планируемые вновь созданным министерством по реформе конституции. В настоящее время в состав Палаты входят пожизненные пэры - титул присваивается монархом по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству, духовные лорды - два архиепископа и 21 епископ англиканской церкви, «судебные лорды» или «лорды по апелляции»  - 12 пожизненно назначаемых монархом судей, они с 2004 г. «образуют Верховный суд Великобритании»9.

     В Палате лордов председательствовал  лорд-канцлер, назначавшийся премьер-министром (формально - монархом). С 2004 г. председательствует избираемый спикер. Должность лорд-канцлера упразднена. Кворум в палате - три лорда, заседания происходят на основе саморегулирования, в частности нет ограничений для продолжительности выступлений.

     Главная функция парламента,  законодательная. Хотя проект закона может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается Палатой общин и лишь затем передается в Палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры. В Великобритании среди законопроектов и соответственно законов различаются «публичные и частные»10. Первые вносятся депутатами обычно через министров, вторые, локального и персонального характера - в форме петиций. Подавляющее большинство законопроектов принимается по инициативе правительства, для обсуждения законопроектов членов парламента выделяется лишь один день в неделю.

     Парламент Великобритании принимает немного  законов по сравнению с другими  странами (приблизительно 100 в год), и большинство из них - частные. Обычно голосуют возгласами, «ногами» - «выходя в разные двери для голосования «за» и «против»11, а счетчики подсчитывают голоса. Новые правила парламентской процедуры 1998 г. также не предусматривают электронного голосования, предложения ввести его были отвергнуты, но введена трансляция заседаний парламента по радио и телевидению.

     Традиционно к полномочиям Палаты общин относят  финансовые полномочия. Закон о бюджете, финансовые и «денежные» законы - между  этими понятиями есть некоторое  различие, а решение о том, каким является билль - финансовым или «денежным», принимает спикер Палаты общин, обсуждаются сначала в нижней палате и должны быть приняты верхней в течение месяца. После истечения этого срока закон вступает в силу без согласия Палаты лордов.

     Другим  высшим органом государственной  власти, теперь уже в сфере исполнительной, является правительство Великобритании. Одним из принципов разделения властей является взаимный контроль ее ветвей. В Великобритании контроль деятельности правительства осуществляет Парламент - практически Палата общин. Юридически правительство несет коллективную ответственность перед Палатой общин. Палата общин может потребовать отставки министра, но премьер-министр решает, уйдет ли в отставку все правительство или только виновный министр. Вопрос о вотуме доверия бывает только связанным, т.е. он ставится самим правительством в связи с предлагаемым им законопроектом. Применяется этот институт очень редко, в 20 в. было всего два таких случая.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"