Контрольная работа по "Международному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:05, контрольная работа

Описание работы

Конституционный контроль в зарубежных странах.
Парламент Франции, его структура и полномочия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

     Модели  конституционного контроля: 

     Виды  конституционного контроля, выделяемые в рамках приведенных классификаций, по-разному сочетаются и используются  в различных странах. Но существует и целый ряд общих, типичных для некоторых групп стран подходов к такому использованию видов конституционного контроля. В зависимости от этого можно выделить четыре модели, или системы, конституционного контроля: американскую, европейскую, мусульманскую и социалистическую.

     Американская  модель конституционного контроля возникла ране других. Для нее характерно прежде всего, то, что она осуществляется судами общей юрисдикции. Следовательно, в ее рамках используется лишь последующий, децентрализованный, конкретный, материальный, факультативный и постановляющий контроль.

     Европейская модель появилась лишь в начале XX в., будучи впервые установленной, как уже было сказано, в Австрии в соответствии с Конституционным законом 1920 г. Она предполагает осуществление конституционного контроля специализированным судебным или квазисудебным органом – единственным, относящимся к системе высших органов власти и не имеющим нижестоящих органов (в федеративных государствах собственные органы конституционного контроля действуют также в субъектах федерации, но они не являются нижестоящими по отношению к общенациональному органу конституционного контроля, так как имеют в качестве основной задачи обеспечение соответствия конституции данного субъекта применяемых в нем правовых актов, в то время как федеральный орган следит за соответствием правовых актов федеральной конституции). В рамках европейской  модели могут использоваться как конкретный, так и абстрактный, как последующий, так и предварительный, как формальный, так и материальный, как обязательный, так и факультативный, как постановляющий, так и рекомендательный виды конституционного контроля. При этом он бывает только централизованным.

     Мусульманская модель конституционного контроля с точки зрения организации примыкает к европейской, будучи осуществляемой специализированными органами в централизованном порядке, но имеет в качестве основной цели обеспечение соответствия законодательства не только конституции, но и принципам ислама.

       Наконец, в рамках социалистической  модели конституционного контроля  проверка соответствия правовых  актов основному закону осуществляется  представительными органами. 
 
 

  1. Парламент Франции, его структура  и полномочия.
 

      Действующая конституция является  17-й в истории Франции. Столь значительное число и частая смена конституций в истории Франции служит не менее ярким воплощением французского социального темперамента в конституционном праве данной страны, чем английского консерватизма – в неписанной конституции Соединенного Королевства.

      Конституция Франции 1958 года была принята в условиях острого политического кризиса: мятеж в Алжире, неэффективность парламентаризма, учрежденного предшествующей Конституции Франции 1946 года, частая смена составов Правительства, угроза войны в стране привели к разочарованию общественности во многих демократических институтах и породили необходимость конституционных перемен. 1 июня 1958 г. Парламент Франции принял закон о наделении Правительства, возглавляемого генералом Шарлем де Голлем, полномочиями по разработке проекта новой Конституции. Конституция была одобрена на референдуме 28 октября 1958 года. Она положила начало историческому периоду, именуемому Пятой французской республикой.4

      Исторические  обстоятельства принятия данного документа, причины, его породившие, обусловили целый ряд особенностей его содержания. Основное внимание Конституция уделяет регулированию организации государственного механизма. Идейную основу такого регулирования составила концепция «рационализированного парламентаризма», предполагающая умеренного использование в деятельности государства демократических институтов, олицетворяемых прежде всего Парламентом. Целью ограничений демократизма объявлялось повышение эффективности государственного управления. 

      Порядок формирования парламента: 

     Французский парламент состоит их двух палат : нижней — Национального собрания и верхней — сената. Собрание включает 577 депутатов, избираемых на пять лет всеобщим, прямым и тайным голосованием.

     Активным  избирательным правом юридически пользуются все французские граждане, достигшие к моменту выборов 18-летнего возраста и обладающие гражданскими и политическими правами. Избиратели должны удовлетворять требованиям ценза оседлости (т.е. обязательного проживания на территории избирательного округа), равного по общему правилу не менее шести месяцев.

     Не  допускаются к голосованию душевнобольные и довольно значительная группа лиц  из числа осужденных за преступления и деликты; также не вносятся в  избирательные списки в течение  определенного срока лица после отбытия наказания за указанные в законе преступления и деликты.

     Каждый  избиратель должен лично зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Невыполнение этой обязанности ненаказуемо.

     Избирательные списки являются постоянными; они составляются в каждой коммуне и в каждом бюро для голосования и ежегодно пересматриваются с 1 сентября до последнего дня февраля следующего года. Каждому избирателю вручается карточка, которая им предъявляется при голосовании и проштамповывается. По общему правилу голосование осуществляется лично и каждый избиратель имеет один голос. Возможно голосование по доверенности.

     Кандидат  в Национальное собрание должен обладать активным избирательным правом, быть французским гражданином не моложе 23 лет. Одновременно с кандидатом выдвигается его заместитель, в случае избрания получающий мандат депутата после смерти последнего, ухода в отставку, назначения членом правительства или конституционного совета. Заместитель должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в депутаты. Кандидат не может быть выдвинут более чем в одном округе. Это правило имеет свою историю. В 1971 г. А.Тьер был избран депутатом в 26 департаментах. На выборах 1889 г. Генерал Ж.Буланже намеревался выдвинуть свою кандидатуру во всех округах страны.

     После этой неосуществленной угрозы был принят действующий до сих пор закон от 17 июля того же года, установивший названное правило. Однако члену одной палаты не возбраняется баллотироваться в другую, в случае избрания он прекращает членство в первой. Парламентарии могут выдвигать свои кандидатуры в другие представительные учреждения. Особенностью местных советов (в департаментах и коммунах) является участие в них многих парламентариев. Так, в период 7-й легислатуры (1981—1986 гг.) 71 % парламентариев имели мандат местного выборного органа, а 32 % имели по два таких мандата. Среди сенаторов цифры более значительны, так как в тот же период 80 % из них имели один мандат, а 46 % — два. В 1985 г. совмещение было ограничено и парламентарий может иметь лишь один выборный местный мандат.

     При выдвижении кандидата в Национальное собрание вносится залог в 1000 франков, который возвращается, если он наберет  не менее 5 % поданных в округе голосов. От каждого округа избирается один депутат. При избрании Собрания применяется двухтуровая мажоритарная система. Для избрания в первом туре нужно получить абсолютное большинство (т.е. более половины) поданных голосов, которое одновременно не должно быть меньше четверти занесенных в списки избирателей. Во втором туре, куда попадают два кандидата, добившиеся лучших результатов и проходящем через неделю после первого, достаточно получения относительного большинства голосов, но и собрать не менее 12,5 % голосов избирателей, внесенных в списки. Эта оговорка затрудняет деятельность небольших политических партий. При существующей во Франции многопартийности основная борьба на выборах развертывается во втором туре.

     Вторая  палата парламента — сенат, включающая 322 члена, формируется иным путем, чем  нижняя. Сенаторы избираются путем  косвенного голосования сроком на девять лет. По мысли учредителей Пятой республики, особые условия образования сената должны создать ему иное политическое лицо, чем у Национального собрания. Состав сената обновляется по третям, а не одновременно, что приводит к меньшему влиянию избирательного корпуса, не позволяет сенату резко менять свой политический курс.

     Сенат в основном формируется трехстепенными выборами. Сенаторы избираются в коллегиях  в каждом из департаментов. В целом  избирательная коллегия включает около 108 тыс. членов, из которых около 600 депутатов, более 3 тыс. — генеральных и региональных советников и около 104 тыс. представителей муниципалитетов. Последние, таким образом, фактически избирают сенат.

     Выборы  сенаторов проходят в главном  городе департамента и проводятся по двум системам. Пропорциональная — применяется в департаментах, избирающих пять и более членов палаты. Таких департаментов — 13, а число сенаторов от них — 69. В остальных департаментах применяется двухтуровая мажоритарная система.

     Национальное  собрание может быть досрочно распущено. Сенат не может быть распущен. Право роспуска Собрания — важнейшее и притом личное право президента Республики. Согласно ст.12 Конституции, глава государства сначала должен получить ни к чему не обязывающую "консультацию" у премьер- министра и председателей палат парламента. Однако правом роспуска президент Республики не может воспользоваться в течение года после предыдущего роспуска, во время действия чрезвычайного положения в стране, вводимого на основании ст.16 Конституции (см. ниже) и в период временного исполнения обязанностей (их исполняет до президентских выборов председатель сената, если пост главы государства становится вакантным). В Пятой республике было четыре досрочных роспуска — в 1962, 1968, 1981 и 1988 гг. Во всех случаях досрочные выборы приводили к тому, что избиратели в своем большинстве положительно относились к действиям президента, отдавая голоса за политическую партию, поддерживающую главу государства. В двух последних случаях — за социалистов.5 

             Организация парламента:

     Конституция Франции 1958 г. содержит немного сведений об организации и деятельности парламента. Эта проблема решается главным образом  органическими законами (особенно Ордонансом № 58-1100 от 17 ноября 1958 г. о деятельности палат парламента с последующими и изменениями), простыми законами и регламентами Национального собрания и сената. Каждая палата сама принимает свой регламент. Его дополняет Генеральная инструкция, издаваемая на основе полномочий, предоставленных бюро палат регламентами (ст. 15 регламента Собрания и ст. 102 регламента сената).

     Национальное  собрание и сенат заседают в Париже. Местонахождением первого является Бурбонский дворец; второго — Люксембургский. В случае, когда обе палаты собираются совместно, образуя конгресс (согласно действующей Конституции конгресс собирается лишь в одном случае — при рассмотрении вопроса о ратификации поправок к Конституции), то обе палаты заседают в Версале.

     Палаты  обладают финансовой автономией. На их содержание и деятельность расходуются  значительные средства. В 1987г. для Национального собрания было ассигновано 1 856 664 тыс. франков, или по 3,2 млн. франков на одного депутата, и 1 081 173 франков для сената. 

         Законодательная деятельность парламента:

     Парламент принимает три вида законов: простые  законы, органические законы и законы, изменяющие конституцию страны. Особенностью режима Пятой республики является ограничение компетенции парламента в этой сфере. Статья 34 Конституции устанавливает перечень вопросов, по которым парламент может законодательствовать, посредством принимаемых парламентом законов определяются основные принципы общей организации национальной обороны; свободного управления местных административных единиц, их компетенции и их доходов; образования; режима собственности, вещных прав и гражданских и торговых обязательств; трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения. Из текста Конституции не особенно видна разница между формулами "устанавливать правила" и "определять основные принципы". Французский парламент имеет право изменять действующую Конституцию.

     Существующая  специально для такой процедуры  ст.89 предусматривает следующий  порядок. Инициатива внесения поправок принадлежит членам парламента и  президенту Республики, действующему по предложению премьер-министра. Законодательная инициатива принадлежит премьер-министру и парламентариям.

     Президент Республики формально правом такой  инициативы не обладает. Правительственные законопроекты подготавливаются соответствующими службами одного или нескольких министерств.

     Законодательные предложения вносятся одним или несколькими парламентариями или от имени фракции или фракций в бюро той палаты, членами которой парламентарии являются.

     Парламентарии весьма активно пользуются свои правом внесения поправок. В 1984 г. в Собрании была внесена 10081 поправка, в 1989 г. — 5181. В сенате — в 1986 г. было зарегистрировано 8553, а в 1989 — 4025 поправок.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"