Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:14, контрольная работа
Правовой режим международных полетов.
Правопреемство субъектов международного права.
Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Литература
Согласно ст. 39 Конвенции летательные аппараты должны без промедления следовать через пролив, при этом воздерживаться от угрозы силой или применения силы против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости припроливных государств, а также воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
Для деятельности международного воздушного транспорта большое значение имеет решение вопрос об условиях использования воздушного пространства, расположенного над архипелажными водами, в целях осуществления международных полетов. Государства-архипелаги состоят из значительного числа больших и малых островов, разбросанных в Мировом океане и занимающих большие площади, облет которых воздушными судами, занятыми в международной аэронавигации, вызвал бы значительные временные и финансовые затраты.
Особенность географического положения государств-архипелагов, состоящих полностью из одной или несколько групп островов, учтена в Конвенции ООН 1982 г., установившей режим международных полетов над архипелажными водами, несколько отличный от транзитного пролета летательных аппаратов в международных проливах. С этим режимом связаны два круга государств - те, кто пользуется режимом архипелажного пролета, и сами государства-архипелаги.
Правовой режим полетов над архипелажными водами имеет много сходства с "транзитным пролетом". Воздушное пространство над ними также подчиняется суверенитету архипелажных государств, но открыто и свободно для архипелажного пролета воздушных судов всех государств. Согласно Конвенции всем воздушным судам любого государства предоставлено право архипелажного пролета по воздушным коридорам, расположенным над морскими коридорами, "единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита" из одной части открытого моря в другую часть открытого моря (п. 3 ст. 53).
Согласно ст. 41 Конвенции государство-архипелаг может указать специальные воздушные коридоры, приемлемые для пролета над архипелажными водами. Если оно этого не делает, то воздушные суда вправе проследовать по воздушным коридорам над архипелажными водами, обычно используемым для выполнения международных полетов. Применительно к архипелажному пролету Конвенция не указывает на то, что он является "осуществлением свободы пролета", как это сказано в отношении транзитного пролета. Однако по существу открытый и доступный характер архипелажного пролета свидетельствует о его значительном сходстве со свободой полетов.
Конвенция не настаивает на том, чтобы архипелажное государство в обязательном порядке выделило воздушный коридор над путями, обычно используемыми для архипелажного прохода. Однако если оно этого пожелает, то в этом случае должны быть установлены удобные и экономичные воздушные трассы, обычно используемые для международных полетов над архипелажными водами.
Правопреемство субъектов международного права.
Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Для понятия "субъект международного права" характерны следующие основные признаки.
Во-первых, субъекты - это участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В силу этого они должны обладать такими свойствами, как:
- известная внешняя обособленность;
- персонификация, то есть выступление в международных отношениях в виде единого лица;
- способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
- участвовать в создании норм международного права.
Во-вторых, субъекты международного права приобретают свойства субъекта в силу норм международного права, которые являются обязательной основой их деятельности.
Так как международное право создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения (в широком смысле - международные отношения), то государства выступают как основные субъекты международного права.
Исторически известно несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государства одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.
В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.
Правопреемством государств принято называть переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве.
Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:
- при территориальных изменениях - распаде государства на два и более государства; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого;
- при социальных революциях;
- при образовании новых независимых государств.
Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Международная жизнь богата примерами объединения и распада государств. Например, в соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1991 года прекратил свое существование СССР как субъект международного права и в результате на его территории возникли новые независимые государства.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов.
Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. Так, например, Министерство иностранных дел Российской Федерации 13 января 1992 года заявило, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. В рамках СНГ разработаны и подписаны ее участниками более 20 международных договоров о правопреемстве государств.
Рассматривая многочисленные случаи правопреемства, нельзя не обнаружить, что государства не придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий. Иногда государства расходятся по коренным аспектам правопреемства.
Так, после Второй мировой войны власти ФРГ исходили из того, что "германский рейх как субъект права и историко-политическая реальность никогда не переставал существовать". ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого другие правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.
Принятые под эгидой ООН две Конвенции о правопреемстве ратифицированы небольшим числом государств. Тем не менее эти Конвенции являются наиболее авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры для решения вопросов правопреемства.
Имеются в виду принятые дипломатическими конференциями Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Обе Конвенции весьма осторожно подходят к установлению жестких рамок. Они основаны на принципах "свободного согласия, добросовестности и pacta sunt servanda". На первое место поставлено свободное согласие, подчиненное не конкретным правилам, а общему принципу добросовестности. Вместе с тем должны уважаться международные обязательства.
Конвенции касаются только случаев правомерного правопреемства, осуществляемого в соответствии с международным правом.
Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях.
Задача 6
Группа граждан государства А приехала в государство Б и выдвинула просьбу признать их беженцами на основании международного права, поскольку в своей стране они не могли найти достойную работу, экономический уровень их жизни был низким, перспектив к его улучшению не было. Однако власти государства Б отказали данной группе граждан в удовлетворении их просьбы на том основании, что не имелось достаточных оснований для признания их беженцами.
Проанализируйте ситуацию и дайте правовую оценку действиям властей государства Б.
В развитие положений Устава ООН были приняты Конвенция ООН 1951 г. "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. [1], которые также определяют понятие "беженец" и юридические основания признания лица таковым. Конвенция является базовым универсальным межгосударственным соглашением по проблеме беженцев. Она служит основным правовым средством международной системы их защиты и содержит общее определение понятия "беженец".
В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия "беженец". Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования.
В соответствии с изложенным, действия властей государства Б следует считать правомерными.
1. Каламкарян Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право. Учебник – 2-е издание. Москва, 2006
2. Международное право. Учебник Под ред. Гасанова К. К.. М., 2008
3. Ковалев А. А., Черниченко С. В. Международное право. Учебник – 2-е издание. Москва, 2007
[1] Бюллетень международных договоров. 1993. N 9. Ст. 6.
Информация о работе Контрольная работа по "Международное право"