Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 08:52, контрольная работа

Описание работы

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого»1. Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы.

Содержание

Вопрос 1. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману 2
Вопрос 2. Конституционные Законы III республики во Франции 6
Казус. 17

Работа содержит 1 файл

КР истор гос и права зар стран.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

      Комиссия тридцати внесла в Собрание два законопроекта: об организации государственных властей (докладчик Казимир де Вентавон) и об учреждении второй палаты (докладчик Лефевр-Понталис). Согласно первому законопроекту, соответственно взглядам умеренных правых и правого центра, учреждался септеннат—одновременно и личный и не обусловленный личностью. Второй законопроект, переименововал Большой совет в Сенат, который должен был состоять из членов по собственному праву, из членов по назначению президента республики и из членов, избираемых в департаментах особыми коллегиями.

      Правительство поддерживало оба проекта, но его  роль в ходе конституционных прений сводилась почти к нулю. Ни  глава правительства  генерал Сиссэ, ни его министр внутренних дел генерал Шабо-Латур, не были в состоянии собрать консервативное большинство. Этот кабинет потерпел поражение уже при открытии прений 6 января.   Потерпев снова поражение, оп заявил 12 февраля, что устраняет себя от участия в обсуждении.

      Впрочем, результаты первых голосований оказались благоприятными для комиссии. Она настояла на принятии в первом чтении сразу обоих своих проектов (22 и 25 января).

      Однако  во время второго чтения, 28 января, возник решающий конфликт между сторонниками временного режима и сторонниками окончательного учреждения республиканского правления. Поправка Лабулэ (воспроизводившая почти текстуально поправку Казимира Перье от июня предыдущего года) была отклонена (359 голосами против 336).

      Зато 30 января Баллону удалось провести 353 голосами против 352 поправку, гласившую, что «президент республики избирается большинством голосов Сената и Палаты, объединенных в Национальное собрание».

      Несомненно, однако, что принятие поправки Валлона  нанесло последний удар всяким попыткам консолидации временного режима. Теперь уже не могло быть речи о септеннате — личном или не обусловленном личностью, с законченной или незаконченной системой органов, а лишь о парламентарной республике.

      Не  лучшая судьба постигла в Собрании и проект комиссии относительно второй палаты. Вместо предложения Лефевр-Попталиса  322 голосами против 310 была принята поправка Паскаля Дюпра, устанавливавшая, что Сенат должен быть «выборным» и что он «избирается» теми же избирателями, что и Палата депутатов.

      В дальнейшем Собрание отказалось перейти к третьему чтению законопроекта. Новая конституция могла бы оказаться под угрозой, если бы Валлону не удалось снова объединить оба центра на основе нового предложения: Сенат должен был состоять из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, избираемых в департаментах депутатами, генеральными советниками округов и делегатами от каждого муниципального совета. Что касается несменяемых сенаторов, то было достигнуто соглашение о том, что первоначально эти 75 сенаторов выбираются Национальным собранием, а впоследствии кооптируются Сенатом. В результате, несмотря па обструкцию крайней правой и бонапартистов, закон был принят 435 голосами против 239.

      После этого Собрание восполнило пробел в  вопросе о полномочиях президента республики поправкой, внесенной Валлоном и Казимиром Перье, с несколькими изменениями, законом 25 феврали 1875.

      Итак,  основная  база   нового режима  была  заложена. Для завершения всего дела новое правительство, возглавлявшееся Бюффе, составило проект третьего конституционного акта,   дополнявшего два предыдущих.   Этот проект был  передан  на  рассмотрение  новой  комиссии  тридцати под  названием   «закона   об  отношениях   государственных властей»; автором его был министр юстиции Дюфор, докладчиком - Лабулэ. 16 июля  1875 года, с незначительными изменениями, он был принят 502 из 604, принявших участие в голосовании.

      Законопроект  о выборах сенаторов встретил еще меньше возражений и собрал 533 голоса против 72. За законопроект о выборах депутатов проголосовало 506 членов Собрания, против—85.

      Два последних закона именовались «органическими», поскольку они были необходимы для  применения трех первых законов.

      Принятием этих законов завершилась деятельность Национального собрания как органа учредительного. В декабре оно избрало несменяемых сенаторов и после этого окончательно разошлось.

      8 марта 1876 года суверенные права  Национального собрания были  переданы ею последним председателем герцогом Одифре-Паскье бюро новых палат и Совету министров.

     Итак, Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

    • Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената - сенат образуется из 300 членов, 225 избираются департаментами и колониями и 75 - Национальным собранием. Сенат наряду с палатой депутатов имеет право законодательной инициативы и выработки законов. Сенат может преобразовываться в верховный суд для суда над президентом республики или министрами;
    • Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти - законодательная власть осуществляется 2 собраниями: палатой депутатов (всеобщим голосованием) и сенатом (определяются особым законом); президент избирается абсолютным большинством голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание на 7 лет; может быть переизбран. Президент имеет право амнистии, назначает все гражданские и военные должности, располагает вооруженной силой, обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен подписью министра. Президент ответственен только в случае государственной измены;
    • Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями - заседания палаты депутатов и сената публичны, однако по требованию известного числа своих членов могут закрыть двери. Президент обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. Президент не может объявить войну без предварительного согласия обеих палат. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

      Существование республики выражалось лишь в наименовании, данном, главе государства. Но, в сущности, новая конституция устанавливала лишь временную и выборную власть: депутаты избирались па основании всеобщего прямого голосования на четырехлетний срок, а сенаторы—непрямым голосованием; обе палаты выбирали президента республики на семилетний срок; президент назначал министров, которых парламент мог поддерживать или смещать. Таким образом, никакая власть не передавалась по наследству.

      Но  вместе с тем был окончательно отвергнут принцип коллегиальности  исполнительной власти, а срок полномочий президента установлен в семь лет с правом переизбрания. Президент не являлся ответственным, за исключением случаев государственной измены. Собрание в пределах возможности стремилось сблизить режимы республики и монархии.

      Республика  в сущности имела только негативное содержание. Она, по известному выражению,—не  что иное, как «отсутствие монарха».

      Что касается ее демократического характера, то он нигде не подтверждался в конституционных актах. Впрочем, основной институт демократической республики сохранился. Статья 1 конституционного закона 25 февраля 1875 г. устанавливала, что «Палата депутатов избирается всеобщим голосованием», и, следовательно, поскольку весь режим был построен па выборных началах, основой всей системы являлась всеобщность граждан.

      Национальный  суверенитет же не только не был декларирован, но был даже формально отвергнут.

      Отказ от включения  в  закон 25 февраля 1875  года   поправки Рауля Дюваля, гласившей (как в 1848 году), что «суверенитет   пребывает   в   совокупности французских граждан», не означал, что этим принималось решение по существу.

     Эта очевидность была констатирована через  несколько месяцев докладчиками по органическому закону 30 ноября 1875 г. Рикаром и де Марсером; они заявили, что национальный суверенитет «бесспорен и не может быть сопоставлен со старой догмой королевской власти». Никаких возражений не последовало. Раймон Карре дс Мальбер, используя исключительно законодательные материалы, показал, что редакция некоторых актов, например статьи 1 закона 25 февраля 1875 года, подразумевала признание конституционных концепций 1789—1791 годов, в частности положений статьи 6 Декларации прав, определяющей закон как «выражение общей волн».

     Конституционные акты определяли структуру и компетенцию  высших органов государственной  власти.

     Отсутствие  единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

     Главой  государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

      Режим 1875 года подобно предыдущим конституциям был представительным. Его право законодательства, основанное на выборном начале, воспроизводило четыре основных признака чистого представительства:

      1)Избранные  представители независимы от избирателей. «Всякий императивный мандат ничтожен и недействителен» (ст. 13 органического закона 30 ноября 1875 г.).

      2)Представители  избираются на определенный срок  и не могут быть отозваны  избирателями. «Депутаты избираются  на четырехлетний срок» (ст. 15 того же закона). «Сенатор от департаментов и колоний избираются на девятилетний срок. Сенаторы, избранные Собранием, не могут быть отозваны» (ст. 6 и 7 конституционного закона 24 февраля 1875 года).

      3)Избранные  представители представляют страну в целом. Ни в одном акте это условие прямо не оговорено.

      4)Только  избранные представители могут  принимать окончательные решения. Статья 1 закона 25 февраля 1875 г. устанавливала, что «Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: Палатой депутатов и Сенатом.

      В Третьей республике избиратели только избирали. Они не оказывали никакого влияния на положение избранных ими парламентариев; положение парламентариев всецело определялось конституцией, законодательными актами и регламентами.

      Однако  жесткие теоретические нормы чистого представительства не соответствовали действительным условиям жизни. Различные предписания других законов, а также текущая практика внесли значительное смягчение в эти нормы.

      Например, существовала реальная зависимость  избранного от избирателей, вытекавшая из гласности парламентской деятельности и из права немедленного и неограниченного переизбрания депутата.

      Конечно, этих положений недостаточно, чтобы  говорить о режиме полунепосредственной демократии, так как избранный  юридически оставался независимым, но они достаточно сильны политически, чтобы видоизменить режим чистого представительства в сторону полупредставительства или режима, в котором правит общественное мнение.

      Конституция   1875  года   была   парламентарной в самом прямом смысле этого слова;   правительство было непосредственно подчинено влиянию и воздействию парламента. Он сохраняет за собой самые существенные прерогативы в государстве и делегирует министерству лишь незначительную их часть, причем с особой бдительностью наблюдает за их осуществлением.

      Часть мест  в новом правительстве  нередко заполнялась вышедшими  в отставку министрами с председателем  Совета во главе. Чрезвычайная   неустойчивость   правительств до известной степени  компенсировалась  стабильностью политического персонала. Часто   менялись правительства,   министры же менялись довольно редко. 

      Имеется, однако, одна характерная черта, наличие  которой ни в коем случае не позволяет отнести режим Третьей республики к категории режимов представительных собраний, а именно:—институт президента республики, совершенно отделенный от правительства. Хотя в силу сложившихся условий значение его сильно упало, в отношении Национального собрания он по-прежнему играл крупную роль.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории государства и права зарубежных стран"