Контрольная работа по дисциплине «Международное публичное право»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:31, контрольная работа

Описание работы

Всеобщая Декларация прав человека. Данная международно-правовая норма классифицируется как декларативная (что следует из названия документа), то есть несет исключительно информационное назначение, содержит нормы-принципы и имеет императивный (категоричный) характер. По субъекту правотворчества данную Декларацию можно отнести как договорную правоустанавливающую норму, исходящую от сообщества государств. По объекту правотворчества Всеобщая Декларация воздействует на отношения, касающихся прав человека и его социальной защиты.

Работа содержит 1 файл

межд право кр.doc

— 128.00 Кб (Скачать)


Контрольная работа

по дисциплине  «Международное публичное право»

 

1. Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека. Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ). Сотрудничество в рамках программ ООН.

 

Характеристика основных международных актов по вопросам прав человека

Всеобщая  Декларация  прав  человека.  Данная международно-правовая норма классифицируется как декларативная (что  следует  из  названия  документа),   то   есть   несет   исключительно информационное назначение,  содержит  нормы-принципы  и  имеет  императивный (категоричный)  характер.  По  субъекту  правотворчества  данную  Декларацию можно  отнести  как  договорную  правоустанавливающую  норму,  исходящую  от сообщества государств. По  объекту  правотворчества  Всеобщая  Декларация  воздействует   на отношения, касающихся прав человека  и  его  социальной  защиты.

Международный пакт о гражданских и политических правах. Этот  документ   также   несет   правоустанавливающий   декларативный характер,  содержит   нормы-принципы   обязательные   к   исполнения   всеми государствами, признавших пакт, постоянного действия.  По  методу  правового регулирования  данный  пакт  является  императивным,  иными  словами   несет строгий и обязательный характер.

Международный пакт об экономических,  социальных и культурных правах. Сей нормативно-правовой акт детализирует права человека и  гражданина в указанных сферах правовых отношений государство  –  общество  -  личность, тем самым, развивая правовые принципы,  установленные  Всеобщей  декларацией прав  человека.  Также  обладает  высшей  юридической   силой,   в   странах присоединившихся к пакту, является  стабильным  правовым  актом  постоянного действия и многократного применения.

Европейская Конвенция о защите прав человека  и  основных  свобод. Утвердили настоящую Конвенцию правительства, члены Совета  Европы.  В ней  вновь  подтверждается  верная  приверженность  договаривающихся  сторон принципам, провозглашенным Всеобщей Декларации  прав  человека.

Венская Конвенция о праве международных договоров. Сфера деятельности (направление) – область отношений, возникающих при заключении,  ратифицировании,  принятии,  или  при  утверждении,   или   при присоединении к договорам государств.

Основные договора ООН по правам человека: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Конвенция о правах ребёнка; Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей; Конвенция о правах инвалидов.

 

Региональное сотрудничество в области прав человека (на примере ОБСЕ)

ОБСЕ - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.

ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной конфликтов и вооруженных столкновений в результате крушения социалистической системы и Советского Союза. Именно к таким относятся бывшие советские республики и, в большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и наличие разветвленной системы органом, все же неэффективен в предотвращении потенциальных конфликтов. Тем не менее, анализ миссий ОБСЕ показывает, что организация действует очень гибко и мобильно, и что вопрос эффективности ее действия, возможно, связан с ограниченностью ее полномочий. К тому же мир вновь дал понять, что вопросы конкретных политических амбиций и военно-стратегических интересов по-прежнему стоят выше, чем абстрактная «всеобщая безопасность». Тем не менее, ОБСЕ может сконцентрировать свои усилия в других направлениях, как, например, экологическом или борьбы с преступностью, а также постконфликтной реабилитации, раз уж механизм предотвращения конфликтов оказывается пока недееспособным.

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

        «Первая корзина», или политико-военное измерение:

o         контроль над распространением вооружений;

o         дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

o         меры по построению доверительных отношений и безопасности;

        «Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

o         экономическая и экологическая безопасность.

        «Третья корзина», или человеческое измерение:

o         защита прав человека;

o         развитие демократических институтов;

o         мониторинг выборов;

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Сотрудничество в рамках программ ООН

ООН непосредственно осуществляет свою деятельность в сферах экономического, социального и политического развития стран, содействует формированию благотворной, стабильной и благоприятной среды межгосударственного сотрудничества.

К основным целям международного сотрудничества относятся: развитие экономического и социального прогресса, обеспечение высокого уровня жизни всех стран и народов; определение и использование наиболее прогрессивных международных экономических отношений, основанных на справедливости, общности интересов, взаимном сотрудничестве между всеми государствами; развитие международных связей и сотрудничества для решения межгосударственных экономических и социальных проблем; достижение сотрудничества в научно-технических, промышленно-производственных и социальных областях на основе равных преимуществ, совершенствования взаимных интересов и выгоды для всех государств; обеспечение ускоренного развития и экономического роста стран, особенно развивающихся; достижение более прогрессивных, рациональных и справедливых внешнеэкономических отношений, содействие совершенствованию структуры мировой экономики; создание необходимых условий для интенсивного экономического сотрудничества между всеми нациями и народностями; развитие и поощрение международного сотрудничества и межгосударственных экономических связей, содействие коллективной безопасности на основе соблюдения суверенного экономического, социального и политического равенства государств.

Совершенствуя принципы и основные идеи, направленные на развитие международных экономических отношений, ООН реализует важнейшие функциональные аспекты, в числе которых особую актуальность приобретает исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов. В рамках системы ООН насчитывается шесть комитетов, которые осуществляют наблюдение за выполнением государствами-участниками конкретных договоров:

1.       Комитет по ликвидации расовой дискриминации

2.       Комитет по правам человека 

3.       Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

4.       Комитет против пыток

5.       Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин

6.       Комитет по правам ребенка
 

 Верховный комиссар ООН по правам человека.  20 декабря 1993 года после почти 50 лет сменившихся надежд и разочарований Генеральная Ассамблея единодушно проголосовала за создание должности Верховного комиссара ООН по правам человека. Верховный комиссар координирует программу ООН по правам человека и содействует всеобщему уважению прав человека. Первым Верховным комиссаром, который был назначен Генеральным секретарем ООН и утвержден Генеральной Ассамблеей, был Хосе Айяла Лассо из Эквадора, который приступил к выполнению своих обязанностей 5 апреля 1994 года. Нынешний Верховный комиссар — Мэри Робинсон, которая была президентом Ирландии, приступила к выполнению своих полномочий 12 сентября 1997 года.


  Права человека на местах. В 90–х годах в рамках Организации Объединенных Наций произошло существенное расширение деятельности на местах в области прав человека. В зависимости от потребностей такая деятельность включает наблюдение за нарушениями прав человека, образование, обучение и другие консультативные услуги.  В настоящее время такая деятельность осуществляется в Абхазии (Грузия), Бурунди, Камбодже, Колумбии, секторе Газа, Гватемале, Гаити, Малави, Монголии, Демократической Республике Конго, Руанде и бывшей Югославии.

Международные конференции по правам человека. С 1945 года неправительственные организации вносят существенный вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и решение вопросов прав человека, будучи одним из источников информации и одним из механизмов конструктивных изменений.  В 1968 году Организация Объединенных Наций провела первую Международную конференцию по правам человека в Тегеране, Иран. В декларации Конференции подчеркивалась связь между гражданскими и политическими правами и экономическими, социальными и культурными правами.  Двадцать пять лет спустя, в 1993 году, Организация Объединенных Наций провела Всемирную конференцию по правам человека в Вене, Австрия. В Венской декларации и Программе действий подчеркивается универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В них особо подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов. 

 

2. Международно-правовые вопросы гражданства: а) понятие гражданства; б) приобретение и утрата гражданства; в) бипатриды и апатриды; г) правовое положение иностранных граждан.

Гражданство — это устойчивая правовая связь лица с определенным государством, которая характеризует основы право­вого статуса личности и выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно международно-правовым нормам, каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является. Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является. Гражданство означает юридическую принадлежность индивида к государству. В республиках для обозначения этой связи применяется термин «гражданство», в странах с монархической формой правле­ния используется понятие «подданство», причем в смысле, равно­значном гражданству. В ряде монархий (например, в Бельгии, Испа­нии, Нидерландах) термин «подданство» в конституциях и законода­тельстве заменен термином «гражданство», что является одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества. Правоотношение гражданства устойчиво в пространстве и во времени. Пребывание лица за границей само по себе не прерывает правоотношений гражданства, так же как и заключение или растор­жение брака с иностранным гражданином.

Способы приобретения, изменения и утраты гражданства уста­навливаются национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с общепризнанными нормами междуна­родного права. Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство, о сохранении гражданства при вступлении в брак, о гражданстве детей и т.д.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и безгражданства). В числе первых — Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др. Ко второй группе относятся двусторонние соглашения о предотвращении возникновения двойно­го гражданства, Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Конвенция об упрощенном по­рядке приобретения гражданства гражданами государств — участни­ков СНГ 1996 г. и т.д. В России вопросы гражданства регулируются прежде всего Кон­ституцией и Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Феде­ральным законом от 6 февраля 1995 г.

Гражданство приобретается двумя основными способами: по рождению и в результате приема в гражданство.

Приобретение гражданства по рождению возможно по принци­пам «права крови» или «права почвы». В соответствии с принципом права крови ребенок, родители ко­торого на момент рождения состоят в гражданстве одного государст­ва, является гражданином этого государства независимо от места рождения. Этого принципа придерживается большинство госу­дарств, в том числе Россия. Согласно принципу права почвы ребенок, родившийся на терри­тории государства, является его гражданином независимо от граж­данства его родителей. Принципу права почвы следуют в основном латиноамериканские государства.

В результате приема в гражданство оно приобретается по основа­ниям и в порядке, предусмотренным национальным законодательст­вом государств. Решение о приеме в гражданство принимают, как правило, высшее должностное лицо государства (например, прези­дент) либо исполнительные органы власти (правительство, министер­ство внутренних дел и т.п. Законодательством некоторых стран устанавливаются ограниче­ния для приема в гражданство.

Помимо двух основных способов, можно выделить дополнитель­ные способы приобретения гражданства. Гражданство, в частности, может приобретаться:

- в результате признания (так, гражданами России были признаны граждане бывшего Союза ССР, постоянно проживающие на терри­тории России на день вступления в силу закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем неже­лании состоять в гражданстве РФ);

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Международное публичное право»