Консультативные органы Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:00, реферат

Описание работы

Наиболее важными и авторитетными органами консультативного характера выступают Экономический и социальный комитет и Комитет регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). Кроме того, у Союза имеется большое число специализированных консультативных органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости). Экономический и социальный к

Содержание

Экономический и социальный комитет…………………………3
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)………………………...4
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)……………………..5
Европейский уполномоченный по административным вопросам (омбудсмен)……………………………………………….5
Европол (Европейское полицейское ведомство)…………..……6
Евроюст……………………………………………………………….6
Комитет постоянных представителей государств (КОРЕПЕР).6
Комитет по политике и безопасности…………………………….7

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 33.04 Кб (Скачать)

Частное учреждение образования

«БИП-ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: «Европейское право»

 

На тему: «Консультативные органы Европейского Союза»

 

 

 

 

 

                                                                Студентки 6 курса

                                                                юридического факультета

                                                                заочное обучение

                                                                специальности «Правоведение»

                                                                специализация «Хозяйственное право»

                                                                обучение на базе среднего  специального 

                                                                образования

                                                                1  потока 3 группы

                                                                 Костюк Ольги Ростиславовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

Содержание

    1. Экономический и социальный комитет…………………………3
    2. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)………………………...4
    3. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)……………………..5
    4. Европейский уполномоченный по административным вопросам (омбудсмен)……………………………………………….5
    5. Европол (Европейское полицейское ведомство)…………..……6
    6. Евроюст……………………………………………………………….6
    7. Комитет постоянных представителей государств (КОРЕПЕР).6
    8. Комитет по политике и безопасности…………………………….7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономический и социальный комитет.

Наиболее важными и  авторитетными органами консультативного характера выступают Экономический  и социальный комитет и Комитет  регионов, функционирующие в рамках ЕС и Евратома (первой опоры). Кроме  того, у Союза имеется большое  число специализированных консультативных  органов, компетенция которых охватывает отдельные виды деятельности (например, Комитет по вопросам занятости). Экономический  и социальный комитет — орган, состоящий из представителей разных классов и социальных групп Европейского Союза: наемных работников, работодателей, фермеров, ремесленников и т.д. Их работа в данном Комитете дает возможность  «различным социально-экономическим  составляющим организованного гражданского общества» Европы (ст. 257 Договора о  ЕС) оказывать большее влияние  на политику наднациональных институтов. Это влияние осуществляется путем  вынесения Экономическим и социальным комитетом консультативных заключений по законопроектам ЕС, а также по иным актуальным вопросам общественной жизни. Комитет может давать их как  по собственной инициативе, так и  по запросу со стороны политических институтов Союза (чаще всего, Комиссии). Во многих областях Договор о ЕС предусматривает обязательную консультацию с Экономическим и социальным комитетом (аграрная, социальная политика, охрана окружающей среды, здравоохранение  и др.). Правовые акты по этим вопросам могут быть изданы лишь «после консультации»  с Комитетом, которому дается месячный срок (как минимум) на подготовку своего заключения. Непроведение консультации с Экономическим и социальным комитетом, когда таковая обязательна, представляет собой существенное нарушение  процедурных требований и может  послужить основанием для отмены регламента или иного правового  акта судами Европейского Союза. Экономический  и социальный комитет включает 317 членов, избираемых на четыре года Советом  Европейского Союза из списка кандидатов, которые представляют каждое государство-член. Подобно Европарламенту, здесь предусмотрены  национальные квоты, различающиеся  в зависимости от численности  населения разных стран Союза. Несмотря на это обстоятельство, члены Экономического и социального комитета «осуществляют  свои функции полностью независимо, в общих интересах Сообщества» (ст. 258 Договора о ЕС). Внутри Комитета они объединяются в группы в зависимости  от их социального происхождения: группа I «Наемные работники», группа II «Работодатели» и группа III «Прочие виды деятельности» (представители ремесленников, ассоциаций потребителей и т.п.). Наиболее многочисленной в составе Комитета является первая группа, объединяющая в основном представителей профессиональных союзов, большинство  из которых входят в Европейскую  конфедерацию профессиональных союзов. Представитель каждой из этих групп  поочередно избирается на пост Председателя Экономического и социального комитета, представители двух других — соответственно вице-председателями. Коллегиальным  руководящим органом Комитета выступает  Бюро, избираемое также на паритетных началах из членов разных групп. Срок полномочий всех этих внутренних органов  — два года. В целях более  эффективной работы в структуре  Комитета образованы специализированные секции в соответствии с направлениями  политики ЕС (по транспорту, сельскому  хозяйству и др.); допускается  учреждение подкомитетов. Экономический  и социальный комитет работает в  сессионном порядке. Комитет регионов состоит из представителей территориальных  и местных коллективов, т.е. административно-территориальных образований внутри государств-членов на разных уровнях (области, провинции, коммуны и т.п.). Согласно Договору о ЕС (ст. 263) в качестве этих представителей могут выступать либо «обладатели выборного мандата в рамках территориального или местного коллектива» (например, депутаты городского совета), либо должностные лица, «политически ответственные перед избираемой ассамблеей» (например, мэр города, назначенный местным советом). Благодаря Комитету регионов, таким образом, обеспечивается привлечение низовых звеньев публичной власти к решению общих дел в рамках Европейского Союза. Так же как и рассмотренный выше Экономический и социальный комитет, данный орган выносит консультативные заключения по законопроектам и иным документам, принимаемым институтами Союза. Во многих случаях такая консультация обязательна (сферы культуры, здравоохранения, образования и др.). Состав (317 человек), порядок формирования (назначение Советом на четыре года) и правовой статус членов Комитета регионов сходны с Экономическим и социальным комитетом. Похожи также организация работы (сессионная) и внутренняя структура обоих комитетов: Председатель, вице-председатели (в Комитете регионов они назначаются по принципу «один вице-председатель от каждого государства-члена»), Бюро, специальные комиссии. С учетом особенностей состава Комитета регионов его члены объединяются в политические группы — фракции (в этом он сходен с Европарламентом), а также в национальные делегации (объединяют членов Комитета — выходцев из одного государства).

 

2. Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) был основан 30 июня 1998 г. и расположен в городе Франкфурт. Он отвечает за монетарную политику в государствах ЕС, которые входят в еврозону. Начиная с 1 января 1999 г. его основными задачами были поддержание стабильных цен в еврозоне, а также проведение европейской монетарной политики, определенной Европейской Системой Центральных Банков (ЕСЦБ).

Органы принятия решений  ЕЦБ (Исполнительный Комитет и Управляющий  Совет) осуществляют руководство Европейской  Системой Центральных Банков (ЕСЦБ). Эти банки призваны управлять  оборотом денежной массы, проводить  обменные операции, хранить официальные  иностранные резервные активы государств-членов ЕС и управлять ими, а также  обеспечивать беспроблемное функционирование платежных систем.

ЕЦБ независим в проводимой политике.

Ниццкий договор, который вступил в силу 1 февраля 2003 г., не внес изменений в состав Управляющего Совета (который состоит из членов Исполнительного Комитета и управляющих центральными банками государств-членов ЕС), однако создал условия для изменения правил принятия решений (простым большинством голосов, у каждого один голос).

Запланированное расширение еврозоны на десять стран, которые присоединились к ЕС в 2004 г., а также на Болгарию и Румынию, расширит состав участников Управляющего Совета. Решение Управляющего Совета, принятое в марте 2003 г., позволяет  ЕЦБ и ЕСЦБ вносить поправки в  свои Уставы в отношении процедур голосования с целью сохранения за Управляющим Советом возможности  эффективного принятия решений в  расширенной еврозоне, независимо от числа государств-членов ЕС, которые  войду в нее.

 

 

 

3. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ)

Учрежденный Римским договором, Европейский инвестиционный банк является финансовым институтом ЕС. Основная задача ЕИБ – способствовать экономическому, социальному и территориальному единству ЕС посредством сбалансированного  развития регионов ЕС.

Акционерами ЕИБ являются 27 государств ЕС. Во главе руководства  банка находится Совет управляющих, в который входят 27 министров  финансов стран ЕС. Банк является юридическим  лицом и независим в финансовом отношении. Он предоставляет долговременное финансирование различным практическим проектам, экономическая, техническая, финансовая жизнеспособность которых (а также отсутствие вреда от которых) для окружающей среды гарантирована. Он предоставляет кредиты в основном из ресурсов, занятых с рынка долгосрочного  ссудного капитала, к которым добавляется  часть капитала акционеров. Между 
1994 г. и 1999 г. основными бенефициарами были транспортный, телекоммуникационный, энергетический, водный, образовательный сектора, а также сектор повышения квалификации.

В марте 2000 года, на саммите  в Лиссабоне, Европейский Совет призвал оказать более значительную поддержку малым и средним предприятиям (SMEs). Группа ЕИБ, состоящая из самого ЕИБ и Европейского инвестиционного фонда, была учреждена с целью повышения конкурентоспособности европейской экономики. Благодаря инициативе «Innovation 2000» группа ЕИБ стимулирует развитие предпринимательства, инноваций, а также стремится к оптимальному использованию трудовых ресурсов, предлагая среднесрочные кредиты и банковские гарантии малым и средним предприятиям, а также финансируя венчурные вложения капитала (venture capital activities).

За границами ЕС ЕИБ  поддерживает стратегии стран-кандидатов на вступление, а также стран Западных Балкан, при условии, что эти стратегии  согласуются с выполнением основных требований для вступления в ЕС. Кроме того, ЕИБ управляет финансовым измерением соглашений, заключенных  в соответствии с проектом помощи ЕС развивающимся странам, а также  стратегиями сотрудничества. В этой связи ЕИБ активно действует  в странах Средиземноморского бассейна, а также в странах Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона (ACP).

 

4. Европейский уполномоченный по административным вопросам (омбудсмен)

Должность Европейского уполномоченного  по административным вопросам была введена  Договором о Европейском Союзе (Маастрихтский договор, 1992 г.) для  обеспечения ответственного управления и административной прозрачности работы различных органов ЕС.

Уполномоченный назначается  Европейским Парламентом после  очередных выборов на срок его  работы (пять лет). Он уполномочен принимать  от любого гражданина Союза или каждого  физического и юридического лица с местожительством или уставной регистрацией в одном из государств-участников жалобы, касающиеся нарушений в работе органов и институций Сообщества (за исключением Суда и Суда первой инстанции). При этом речь может идти, например, об отсутствии или отказе в доступе к информации, неоправданных  административных проволочках, недолжном  отношении или дискриминации  или о недостаточной прозрачности.

Уполномоченный проводит расследования на основании поступивших  жалоб или по собственной инициативе. Жалобы поступают к нему непосредственно  или через одного из депутатов  Европейского парламента.

После установления нарушения  уполномоченный обращается к соответствующему органу, проводит расследование, ищет решение для устранения проблемы и при необходимости представляет этому органу на рассмотрение рекомендацию, на которую тот в течение трех месяцев должен дать подробный ответ. Если орган уклоняется от выполнения рекомендаций, уполномоченный не вправе предписывать принятие того или иного решения. Однако он может сделать в Парламенте особое сообщение по проблеме, чтобы тот в свою очередь принял необходимые меры.

Уполномоченный ежегодно представляет Европейскому Парламенту отчет о результатах проведенных  расследований.

5. Европол (Европейское полицейское ведомство)

 

Задачей Европола является поддержка сотрудничества полицейских  и таможенных служб государств-участников.

Идея создания европейской  полицейской службы восходит к заседанию  Европейского Совета в Люксембурге (июнь, 1991 г.). Как и предусмотрено  в Маастрихтском договоре, служба начала свою работу в январе 1994 г. как  пункт Европола по борьбе с наркотиками.

Соглашение о создании Европола подписано в июле 1995 г. и  вступило в силу 1 октября 1998 г. Задача Европола заключается в борьбе с  преступностью и терроризмом, но оно не является полицейским ведомством в обычном смысле слова, а, скорее, представляет собой организацию, поддерживающую борьбу с преступностью, проводимую государствами-участниками. Конкретно  деятельность Европола состоит, во-первых, в облегчении обмена информацией  между национальными ведомствами, во-вторых, в предоставлении этим ведомствам результатов расследований. Кроме  того, представители Европола участвуют  в состоящих из представителей национальных ведомств группах дознания. Функцией Европола в этих группах является предоставление полученной на местах информации.

 

6. Евроюст.

Евроюст является учреждением Европейского Союза, созданным по решению Совета в 2002 г. Его задачей является эффективная борьба с тяжкими преступлениями посредством более тесного судебного сотрудничества в рамках Европейского Союза.

Евроюст, служащий для координации  работы национальных прокуратур, состоит  из 27 национальных представителей: каждое государство-участник назначает своего судью, прокурора или полицейского чиновника. Задачи Евроюста исполняются  в ходе работы одного или нескольких национальных представителей или в  рамках коллегии. Кроме того, каждое государство-участник может назначить  одного или нескольких национальных корреспондентов, которые выступают  в качество посредников в Европейской  судебной сети.

Евроюст отвечает за розыскные  мероприятия и меры уголовного преследования  в сфере тяжких преступлений, в  частности, организованной и международной  преступности. Его задача состоит  в обеспечении координации между  соответствующими ведомствами отдельных  государств-участников, поддержке международной  правовой помощи, а также содействии при проведении экстрадиции преступников и при оформлении европейского ордера на арест.

Кроме того, Евроюст вносит вклад в уголовное преследование, осуществляемое государствами-участниками  на основании расследований, проводимых Европолом. Полномочия обеих организаций  пересекаются: обе занимаются борьбой  с компьютерной преступностью, мошенничеством и коррупцией, отмыванием денег, преступлениями против окружающей среды и криминальными  группировками.

7. Комитет постоянных представителей государств (КОРЕПЕР)

Комитет постоянных представителей государств КОРЕПЕР имеет, согласно статье 207 Договора о создании Европейского Сообщества, своей целью вести  подготовительную работу для Совета Европейского Союза. Он состоит из послов государств-участников в органы ЕС («постоянных представителей»). Председательствует в комитете то же государство-участник, что председательствует и в Совете.

Комитет играет центральную  роль в вынесении решений Сообщества, поскольку одновременно является форумом  для диалога (как между самими постоянными представителями, так  и между ними и их правительствами) и политическим контрольным органом (руководит и наблюдает за работой  экспертных групп).

КОРЕПЕР проверяет перед  заседаниями Совета соответствующие  пункты повестки (переданные Комиссией  предложения и законопроекты). При  этом делается попытка прийти к согласию в комитете по определенным пунктам. Если это не удается, комитет может  предложить Совету необходимую программу  действий.

Кроме того, повестка заседаний  Совета зависит от состояния дел  в Комитете постоянных представителей. Повестка делится на «пункты A» (вопросы, по которым в комитете было достигнуто согласие и которые Совет может  принять без предшествующих дебатов) и «пункты B» (пункты, подлежащие дальнейшему  обсуждению в Совете).

КОРЕПЕР состоит из двух органов: 
- КОРЕПЕР I объединяет заместителей постоянных представителей. Он занимается делами по специфическим отраслям. 
- КОРЕПЕР II включает самих послов, занимающихся политическими, экономическими и институциональными вопросами, а также вопросами торговли.

Комитет постоянных представителей отвечает за все сферы деятельности Совета, кроме сельского хозяйства. Для этой сферы существует «Особый  сельскохозяйственный комитет», подготавливающий заседания Совета по вопросам сельского  хозяйства. КОРЕПЕР имеет преимущество перед любыми отдельными комитетами при Совете по различным сферам деятельности, будь то Комитет по политике, отвечающий за сферу общей внешней политики и политики безопасности, или Комитет по занятости.

9. Комитет по политике и безопасности

Комитет по политике и безопасности (PSC в английском варианте или COPS во французском) является постоянным органом, ответственным за общую внешнюю политику и политику безопасности согласно статье 25 Договора о Европейском Союзе.

Комитет состоит из политических директоров, назначаемых министерствами иностранных дел государств ЕС. Его  задачами являются: 
- наблюдение за международным положением в сфере общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ); 
- вклад в определение политики; 
- наблюдение за решениями Совета.

Информация о работе Консультативные органы Европейского Союза