Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:52, контрольная работа
Цель исследования – охарактеризовать сущность Веймарской конституции 1919 г. Германии. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи: характеристика Веймарской конституции 1919 г. Германии, анализ структуры высших органов государственной власти по Конституции 1919 года, рассмотрение гражданских прав, свобод и обязанностей по Конституции 1919 года.
Введение 3
1. Общая характеристика Конституции Германии 1919 года 4
2. Высшие органы государственной власти по Конституции 1919 года 6
3. Гражданские права, свободы и обязанности по Конституции 1919 года 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Первая глава этого раздела – «Отдельная личность» – начинается с провозглашения равенства всех перед законом, при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин и женщин «в правах и обязанностях» (ст. 109).
Свобода выбора профессии и свобода передвижения, закрепленные далее, сопровождались правом эмигрировать за границу, которое могло быть ограничено только имперским законом (ст.ст. 111–112). Принцип равенства трактовался и в смысле равенства «иноязычных частей населения империи», которые, согласно ст. 113, не могли быть стесняемы «законодательными и административными мерами в их свободном национальном развитии» (ст. 119).
Неприкосновенность личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117), свобода слова (ст. 118) сопровождались провозглашением таких правовых гарантий, как предоставление возможности немедленного опротестования ареста, запрещение цензуры и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только провозглашением гарантий, но и традиционной формулой об исключениях, «допускаемых на основании закона».
Во второй главе этого раздела – «Общественная жизнь» – закреплялись такие гражданские права, как свобода собраний (ст. 123), свобода образования союзов и обществ (ст. 124) с предоставлением им правоспособности (т.е. прав юридического лица). При этом в предоставлении правоспособности нельзя было отказать и союзам, преследующим политические, социально-политические и религиозные цели (ст. 124).
Закрепляя свободу совести (ст. 135), Конституция запрещала государственную церковь (ст. 137, п. 1) и государственную поддержку церкви (ст. 138, п. 1), но сохраняла за церковью статус публично-правовой корпорации, что давало ей право на денежные поступления «соответственно постановлениям земельного законодательства» (ст. 137, п. 4).
Третья глава посвящена Верховному Суду (его полномочиям), судьи которого назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Также здесь говорится о независимости судебной власти и др. нижестоящих судах.
«Веймарским школьным компромиссом» определялось содержание гл. 4 этого раздела – «Просвещение и школа», в котором закреплялась обязательность «всеобщего школьного обучения», по общему правилу, в «народной школе». К единой «народной» системе образования относились и высшая школа, при этом «руководящим началом… для приема ребенка в определенную школу должно было служить его призвание, дарование и склонность, а не «имущественное» и общественное положение… его родителей» (ст. 145, п. 1).
Для обучения детей малообеспеченных семей в средних и высших школах предусматривалось выделение специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).
Сугубо компромиссный характер носили положения главы 5 – «Хозяйственная жизнь», в котором, главным образом, рассматривались проблемы наемного труда, отношений между предпринимателями и рабочими.
Конституция возлагала на государство обязанность всемерно поддерживать развитие предпринимательства, поддерживая при этом «средний класс» (поощрять его путем законодательства «в сельском хозяйстве, промысловой и торговой деятельности» (ст. 164, п.1), содействовать включению в «общее хозяйственное дело промысловых и кооперативных товариществ», обеспечивать «хозяйственную свободу отдельной личности» (ст. 151, п. 1), свободу договоров в хозяйственном обороте (ст. 152, п. 1), пресекать ростовщичество (ст. 152, п. 2) и пр.
На государство возлагалась особая ответственность в деле «социализации собственности» исходя из принципиально новой ее трактовки: «Собственность обязывает. Владение ею должно быть в то же время служением общему благу» (ст. 153, п. 3).
В ст. 155 Конституции предусматривался особый контроль государства за распределением и пользованием землей с целью предупреждения злоупотреблений и обеспечения «каждого немца здоровым жилищем, а всех германских семей, особенно многодетных, домашним очагом и правом работы».
Государство наделялось при этом правом принудительного отчуждения земли, «для удовлетворения потребности в жилищах, для содействия расселению, для сельскохозяйственной обработки» (ст. 155, п. 1).
Вместе с тем «обработка и пользование почвой… землевладельца» закреплялись в Конституции в качестве его «обязанности по отношению к обществу» (ст. 155, п. 3). В Конституции подчеркивалась обязанность империи оказывать особое покровительство «рабочей силе». Формы этого покровительства выражались в предоставлении рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях «сохранения и улучшения условий труда без всяких ограничений» (ст. 159), на коллективный договор (ст. 165, п. 1), на социальное страхование «для сохранения здоровья, работоспособности, охраны материнства», а также в случае «старости, недугов и различных жизненных случайностей…» (ст. 161, п. 1).
В ст. 163 закреплялось право «добывать себе содержание трудом». Но в условиях экономического кризиса 20-х – начала 30-х гг. XX века социальные права оставались пустыми декларациями.
Веймарская конституция - документ, обладающий непреходящей историко-правовой значимостью не только для Германии, но и для Европы в целом. Созданная в трудных социально-политических и экономических условиях жизни германского государства после 1918 года, она, вместе с тем, отражала правовые реалии не только Германии. Проблемы демократизации оказались весьма актуальными для всех стран послевоенной Европы. Веймарская конституция стала одной из первых и, на наш взгляд, самых удачных попыток решения проблем демократии конституционным путем.
Конституция определяла главенство народного представительства, рейхстага, среди верховных органов государственной власти. Она подчеркивала, что рейхстаг выбирается путем всеобщего народного голосования. Согласно конституции, имперское правительство, нуждалось в своей деятельности в вотуме недоверия со стороны большинства членов рейхстага. Президент избирался всем немецким народом. Право быть избранным предоставлялось немцу, которому исполнилось тридцать пять лет.
Конституция декларировала независимость судей, их подчиненность закону.
Однако независимость судебной власти было фикцией, как и утверждение о «народовластии». Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.
Конституция
предусматривала образование
Веймарская конституция устанавливала всеобщее избирательное право, предусматривающее участие в выборах не только мужчин, но и женщин.
Она широко регламентировала права и свободы граждан. Особенно важно подчеркнуть, что конституция давала возможность каждому немцу почувствовать себя полноценным гражданином государства в независимости от его социального статуса и происхождения.
Таким образом, Веймарская конституция отстаивала принципы демократизма. Однако в реальной германской действительности основные положения и статьи этой конституции далеко не всегда получали соответствующее их требования воплощение.