Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 18:56, реферат
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ – особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными контрольными органами по обращениям уполномоченных на то лиц или по инициативе самого контролирующего органа.
В США все суды общей юрисдикции обладают правом решать дела о конституционности, как федерального законодательства, так и законодательства субъектов федерации. Так, в США федеральный Верховный суд имеет право признавать законы штатов недействительными. Судья Верховного суда О. Холмс говорил: «Я не думаю, что Соединенные Штаты могли бы распасться, если бы мы утратили право объявлять законы конгресса неконституционными. Но я полагаю, что существование Союза было бы под угрозой, если бы это право не действовало в отношении законов отдельных штатов». О роли Верховного суда США в оценке законодательства штатов свидетельствуют следующие данные: за период с 1791 по 1990 г. Суд признал неконституционными (полностью или частично) 125 федеральных законов и 1059 нормативных актов штатов13. Вообще следует отметить, что развитие судебной системы США идет по пути расширения юрисдикции федеральных судов, особенно в сфере конституционного контроля. Хотя юрисдикция федеральных судов ограничена делами, перечисленными в ст. III Конституции США, конгресс принял ряд законов, которые уполномочивают федеральные суды решать дела также на основании законов штатов. «Такая экспансия юрисдикции, – полагают американские авторы, – возможна, когда вопрос, относящийся к федеральному закону, является неоспоримой составной частью дела или федеральная юрисдикция защищает важный федеральный интерес».
Но не следует умалять и роль судов штатов в проверке конституционности федерального законодательства. Исследуя деятельность верховных судов штатов в этой сфере, американский ученый С. Фено приводит такие данные: из рассмотренных в 1975 г. Верховным судом Калифорнии дел, в которых поднимался вопрос о конституционности законов, дела о конституционности федеральных статутов составляли 12,8%; Верховный суд штата Кентукки в том же году рассмотрел 14% конституционных дел, в большинстве которых речь шла не о конституции штата, а о федеральной конституции.
Решения
федеральных судов и судов
штатов по конституционным вопросам
могут быть пересмотрены Верховным
судом в порядке рассмотрения
апелляций. Именно апелляционная юрисдикция
является основным средством реализации
Верховным судом доминирующей роли
в регулировании федеративных отношений.
Не рассматривая подробно правила, регламентирующие
процедуру подачи апелляций в
Верховный суд, отметим лишь два
обстоятельства. Во-первых, предмет
обжалуемого решения должен подпадать
под юрисдикцию Суда, т. е. в иске
обязательно наличие «
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Боботов С.В. Конституционный контроль в буржуазных странах: доктрина и практика // Советское государство и право, 1989, №3. – С.54-61.
2. Лапшина И.Е. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.
3. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах (Венгрия, Италия, Польша, Югославия, Франция, ФРГ, ЧССР) // Вестник Московской областной Думы, 1990, №2. – С.23-28.
Информация о работе Конституционный контроль в США, Германии и Франции