Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 17:43, контрольная работа
Конституционное право - основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Отличие конституционного права от других отраслей права………… 3
Сравнительная таблица: США и Великобритания……………………. 13
Выводы…………………………………………………………………… 16
Список использованной литературы……………………………………. 18
Таким образом, в системе источников конституционного права зарубежных стран можно выделить следующие основные группы источников:6
Система конституционного права — это его внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов. К числу таких элементов относятся общие принципы, институты и нормы.
К
общим принципам относятся
Эти принципы имеют приоритетное основополагающее значение для всех других конституционно-правовых норм и институтов.
Под институтом конституционного права понимается совокупность близких по характеру и предмету правового регулирования норм. К конституционно-правовым институтам относятся:
Эти институты подразделяются на подинституты. Например, институт организации государственной власти подразделяется на такие подинституты, как парламентаризм, глава государства, исполнительная власть, судебная власть, конституционный контроль.
Институт
основ правового статуса
Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила поведения, установление государством в целях регулирования и охраны конституционно-правовых отношений, которые обеспечиваются при необходимости принудительной силой государства.
Нормы конституционного права, как и нормы других отраслей права, имеют свою внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию, санкцию. Однако во многих конституционно-правовых нормах отсутствует такой структурный элемент, как санкция.
Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:8
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА: США И ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
США | Великобритания | |
1 | 2 | 3 |
Характеристика конституции | Принята 17.09.1787
г. Является: писаной, жесткой, неоктроированной,
постоянной, демократической, республиканской,
федеративной.
Состоит из небольшой преамбулы и 7 статей. Дополняется Биллем о правах. |
По форме
британская конституция имеет По способу изменения является гибкой, октроированной. Материальная конституция. Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников: статутов, судебных прецедентов, конституционных обычаев, доктринальных источников. |
Конституционные основы общественного строя | Демократическое федеративное государство | Демократическое унитарное государство |
Формы правления | Президентская республика | Парламентская монархия |
Форма государственного устройства | Федерация | Унитарное государство |
Конституционно – правовой статус личности | Свобода вероисповедания,
слова, печати, собраний. Неприкосновенность личности и жилища. Защита частной собственности. Запрет рабства и принудительного труда Равенство граждан перед законом Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности Равные избирательные права независимо от пола Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет Поддержка науки и искусства путем охраны авторских |
В
британской конституции обобщающего
раздела или акта нет; несколько
законодательных текстов Традиционно важнейшими правами человека считались в Великобритании личные права: на свободу, неприкосновенность, тайну частной жизни, выражения мысли, совести и т.п. Социально-экономические права стали регулироваться в Великобритании лишь после Второй мировой войны, стали законодательно закрепляться определенные социальные гарантии со стороны государства (страхование на случай безработицы, пенсионное обеспечение, учреждение бесплатного школьного образования и медицинского обслуживания), а также право на забастовку, на свободу союзов и ассоциаций. В Великобритании действует несколько парламентских уполномоченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления. |
Институт непосредственной демократии | В США выборы
регламентируются законодательством
штатов. В федеральном конституционном
законодательстве США не фиксируются
принципы избирательного права. Выборы
являются всеобщими (ценз оседлости составляет
30 дней для президентских выборов и от
1 до 30 дней — для других, что устанавливается
законодательством каждого штата), равными,
так как каких-либо преимуществ для определенных
социальных групп или категорий населения
не существует и приняты законы (1972 г.)
и решения Верховного суда (1964 и 1969 гг.
и др.) о необходимом равенстве избирательных
округов. Во все представительные органы
выборы прямые (в сенат — с 1913 г.), но президент
и вице-президент США избираются путем
косвенных выборов (выборщиками). На выборах
применяется тайное голосование (бюллетени,
избирательные машины, специальные электронные
карточки избирателей). Центрального органа по проведению выборов в США не существует, Федеральная избирательная комиссия организацией выборов не занимается, она в основном наблюдает за исполнением тех законов о федеральных выборах, которые приняты конгрессом. Подсчет голосов по выборам президента и вице-президента проводят служащие в Вашингтоне. Он имеет, по существу, формальный характер, так как уже при избрании выборщиков и определении партийной принадлежности их большинства видно, кто будет президентом и вице-президентом. На выборах в конгресс в каждом штате определяют победителей по избирательным округам. В разных штатах это делают либо комиссии, либо должностные лица. В целом в штате организацией выборов также ведает либо секретарь штата, либо избирательная комиссия, создаваемая из представителей партий, выдвинувших кандидатов. Избирательные округа в палату представителей одномандатные, в сенат — двухмандатные (от каждого штата избираются два сенатора, обычно выдвинутые той или иной партией). Для выборов президента и вице-президента вся страна составляет единый национальный (федеральный) избирательный округ. В большинстве штатов США регистрация избирателей необязательна. Не включаются в списки избирателей умалишенные и осужденные к лишению свободы. |
Выборы осуществляются
на основе принципов всеобщего, равного,
.прямого избирательного права при
тайном голосовании. Эти принципы не
сформулированы как конституционные,
но на деле из них исходят различные
акты, регулирующие выборы. Активное избирательное
право предоставляется гражданам Великобритании,
достигшим 18 лет (с 1983 г.), а также гражданам
Ирландской Республики и гражданам британского
Содружества, постоянно проживающим в
Великобритании. Граждане, постоянно проживающие
за границей, имеют право участвовать
в выборах в парламент только в течение
5 лет после того, как они покинули страну.
Регистрация избирателей в списках избирателей
(регистрационных списках) обязательна,
списки составляются чиновником-регистратором
не на основе данных муниципальных органов,
а по данным домовладельцев. Обжаловать
неправильности в списках можно дважды,
включая апелляционный суд. Составление
списков заканчивается 16 января, и они
действуют в течение года для всех выборов.
Через год списки составляются заново
(периодические списки).
Активным избирательным правом не обладают: пэры и пэрессы, имеющие титул не ниже барона (баронессы), поскольку они заседают в палате лордов; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда; на определенный срок – 10–15 лет – лишаются этого права лица, осужденные за мошенничество на выборах. Округа по выборам в парламент (их 651) одномандатные. По закону 1949 г. они должны быть приблизительно равными по численности населения, но их границы пересматриваются раз в 10–12 лет, поэтому бывают ситуации, когда самый большой избирательный округ в 4 раза больше самого малого. Специальных избирательных комиссий по проведению выборов ни в центре, ни на местах в Великобритании не создается. В масштабах государства выборами руководит министерство внутренних дел, на местах – чиновники по выборам. Эти обязанности возлагаются либо на шерифов графств – должностных лиц, ответственных за общественный порядок, либо на председателей местных советов; им помогают муниципальные чиновники и неоплачиваемые активисты партий. Института досрочного отзыва депутатов, равно как и народной законодательной инициативы (права предложить проект закона за подписями определенного довольно большого числа избирателей), в Великобритании не существует. |
Высшие государственные органы | Конгресс, состоящий
из Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Спикер — выборная должность. Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса. Исполнительная власть: Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не более двух сроков. |
В систему общенациональных
органов государственной власти
Великобритании входят монарх,
парламент, правительство
и суды.
Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата — Палата общин — представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый единовременно на 5 лет по мажоритарной системе относительного большинства. Каждый избирательный округ представлен одним депутатом. Палата общин с 1997 г. включает 659 депутатов. Руководит палатой спикер, имеющий достаточно обширные полномочия по организации работы палаты. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты. Палата лордов — это Верхняя палата английского парламента. Традиционно она состояла из наследственных пэров (пэры — это лица, имеющие дворянские титулы не ниже барона), пожизненных пэров, духовных лордов (архиепископов и епископов) и лордов-юристов, которые от имени палаты осуществляют ее судебные функции. Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–22 человека, в 1997 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. |
Судебная власть | Судебная власть представлена верховным судом и судами штатов. Верховный суд обладает прямой юрисдикцией в тех процессах, в которых одна из сторон представлена штатом в целом / высшим должностным лицом. Занимается рассмотрением апелляций. | Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. Судебными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, до недавнего времени являлись только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе). Вышестоящей судебной инстанцией является Апелляционный суд. В его составе 18 судей («лорды справедливости», которые образуют несколько коллегий, каждая из трех судей). Коллегии рассматривают апелляции на решения отделений Высокого суда (одна из коллегий рассматривает апелляции на решения по уголовным делам). В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. |
Выводы по таблице:
Особенность Конституции Великобритании заключается в делении на писаную и неписаную. Существует лишь материальная конституция. К писаным источникам конституции относятся статуты, судебные прецеденты и доктрины, к неписаным — конституционные обычаи. Для британской конституции в большей мере, чем для других основных законов капиталистических стран, свойственен формализм, разрыв с действительностью. Этому способствует и то обстоятельство, что многие нормы, институты, органы, созданные очень давно, иногда несколько веков назад, официально продолжают действовать, не будучи отмененными.
Вопросы гражданства регулируются «Актом о британском гражданстве» 1981 г. Гражданство Соединенного Королевства может быть приобретено несколькими способами: по рождению, по происхождению, в результате усыновления, в порядке регистрации, в результате натурализации.
США является федерацией, а Великобритания — унитарным государством, и, кроме того парламентской монархией, вследствие чего есть существенная разница в формировании и функционировании системы государственных органов и всего государства в целом.
Парламент Великобритании (практически палата общин) осуществляет контроль за управлением, за деятельностью правительства. Однако большинство парламента и правительства, за исключением редчайших ситуаций, в отличие от США всегда принадлежит к одной и той же партии, а лидер партии является лидером фракции большинства в парламенте (иногда только фактически) и одновременно премьер-министром. Поэтому направляет работу парламента, по существу, правительство.
Несмотря на то, что обе конституции относятся к конституциям «старого» поколения, конституция Великобритании более консервативна чем конституция США (иногда конституцию США называю «живой конституцией»).
Как и в США, огромное значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система, но в отличие от США одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. Как и в США, в Великобритании существует принцип разделения властей, но в его ином варианте, поскольку принята концепция верховенства парламента. Выборы в нижнюю палату – палату общин (верхняя – палата лордов – не избирается, как и глава государства монарх) – имеют решающее значение для страны, ибо палата общин формирует правительство. Избираются также представительные органы на местах – советы. В Великобритании, как и в США, нет назначаемых на места представителей центра, контролирующих деятельность органов местного самоуправления.
Следующая особенность - отсутствие органов конституционного контроля, так как невозможно сопоставлять издаваемые акты, принимаемые судебные решения с уже существующими парламентскими законами и действующими судебными решениями, если эти законы и решения не обладают повышенной юридической силой. Тем
более
нельзя определить, соответствует
ли издаваемый акт конституционным
соглашениям, нигде юридически не зафиксированными.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2003.
2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2000.
3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4-х т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. — Т. 1. — М.: Изд-во «БЕК», 1995.
4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. член-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо, д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Изд-во «Норма», 2000.
5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и права, 2001.
6. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права / О.Е Кутафин — М.: Юрист, 2001.
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Изд-во «Норма», 2001.
8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. — М., 2000.
9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд. — М.: Юрист, 2002.