Автор: I*******@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа
Современная основная особенность развития коллизионных привязок заключается в стремлении к отказу от «жестких» коллизионных норм, основанных на одном критерии выбора права. Для выбора права по одному вопросу используется не какая-то одна, а целая система взаимосвязанных коллизионных норм («цепочки» коллизионных норм) – например ст. 1199 ГК. Главный способ выбора права – это применение гибких правил, позволяющих учитывать все конкретные обстоятельства дела.
3) продавец имеет право на возмещение убытков, связанных с проданной вещью;
4) действует оговорка о сохранении права собственности в пользу продавца, а также момент, по наступлению которого к новому собственнику переходит право распоряжения вещью.
Однако,
несмотря на все перечисленные ограничения
применения закона места нахождения
вещи, это коллизионное начало остается
основной коллизионной привязкой при
определении содержания вещных прав.
Общепризнанное применение закона места
нахождения вещи обусловлено сложившейся
международно-правовой практикой. Данный
коллизионный принцип учитывается
даже в тех случаях, если он не закреплен
в национальном законодательстве.
Так как вопросы национализации и приватизации в международном частном праве непосредственно связанны с правом собственности и регулированием вопросов права собственности, то справедливо будет рассмотреть в данной работе вопросы регулирования национализации в международном частном праве. Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принятия специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества. Национализация - это изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.7 В ее результате в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация - это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имущества в частную собственность.
Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранным физическим и юридическим лицам, вытекает из общепризнанного принципа международного права, как суверенитет государства.8 Еще в 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 626 "О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов" подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам — членам ООН воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении ее естественных богатств. В то же время в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству осуществлять меры по национализации иностранной собственности или самостоятельно определять условия такой национализации.9
В 1974 г. в Декларации «Об установлении нового международного экономического порядка» Генеральная Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов "каждое государство имеет право осуществлять эффективный контроль над ними... включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права".10
Вопрос о возможности выплаты, формах и размере компенсации, предоставляемой государством иностранцам за национализированную собственность, также относится к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой стране свои условия или правила в этой области. В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.
Международное
право, таким образом, признает право
любой страны на проведение национализации.
Однако государство при этом может
оговорить в соответствующих
международных соглашениях свое
обязательство не осуществлять в
отношении иностранных
Конкретные
условия, порядок и сроки проведения
национализации в любом государстве
определяются его внутренним законодательством.
Однако собственность, в отношении
которой данной страной осуществляется
национализация, может находиться не
только на ее территории, но и за границей
(имущество филиалов или представительств,
созданных юридическими лицами —
резидентами в иностранных
В настоящее время достаточно широкое распространение в доктрине, законодательстве и правоприменительной практике получила точка зрения о том, что законы национализации имеют экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так и имущества, pacполагавшегося в это время за границей.
Признание
экстерриториального действия законов
о национализации в подавляющем
большинстве государств; происходит
сегодня в силу использования
коллизионной привязки lex rei sitae, которая,
как уже подчеркивалось выше, является
базовой при определении
Ситуация, однако, несколько осложняется, когда речь идет об имуществе, находившемся в момент национализации за границей. Судебная практика многих западных государств в данном случае основывается на тезисе о том, что приобретение права собственности на такое имущество также должно осуществляться на основании законов страны его места нахождения, а не права государства, осуществившего национализацию. В соответствии с этим подходом из-под действия законов о национализации изымаются практически все зарубежные финансовые активы и материальные ценности, принадлежавшие национализированным предприятиям.
В
российской правовой доктрине на этот
счет существует другая точка зрения.
В нашей стране практически общепризнанно,
что нахождение какой-либо части
имущества национализируемого предприятия
за границей не имеет юридического
значения, так как национализация
распространяется на все имущество
соответствующего юридического лица.
Что же касается правового статуса
имущества зарубежных филиалов национализированных
предприятий, то он должен устанавливаться
на основании их личного закона (lex
societatis), в соответствии с которым,
как известно, определяются порядок
ликвидации юридических лиц и
наступающие в связи с этим
последствия.
Коллизионное
регулирование вещных прав в российском
законодательстве установлено в
ст. 1205–1207, 1213 ГК. Генеральной коллизионной
привязкой всех вещных прав признается
закон места нахождения вещи. Это
коллизионное правило применятся для
определения принадлежности имущества
к движимому или недвижимому,
для определения содержания, возникновения,
прекращения права
К возникновению и прекращению вещных прав (за исключением вещных прав на «груз в пути») также применяется закон того государства, на территории которого вещь находилась в момент, когда имело место действие или обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения вещных прав (ст. 1206 ГК). Возникновение и прекращение вещных прав по сделкам с «грузом в пути» регулируется на основе привязок обязательственного статута, применяется право страны места отправления груза (п. 2 ст. 1206 ГК).
К
возникновению права
Российское законодательство учитывает современные тенденции в развитии коллизионного регулирования (расширение применения автономии воли). Возможен выбор права сторонами при заключении соглашений в отношении недвижимого имущества (ст. 1213 ГК). Автономия воли является генеральной коллизионной привязкой ко всем договорным отношениям, в том числе и по сделкам с недвижимостью. Статья 1213 ГК содержит и субсидиарную коллизионную привязку (при отсутствии соглашения сторон о применимом праве) – применяется право того государства, с которым договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которым данный договор реально связан, считается право места нахождения недвижимости.
Особый статус имеет российская недвижимость. К договорам в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, возможно применение только российского права (п. 2 ст. 1213 ГК). Законодатель в императивном порядке установил недопустимость автономии воли в подобных соглашениях.13
Заключение
Проблемы
собственности в современных
международных отношениях многообразны.
В традиционных курсах международного
частного права стран Запада раздел,
о праве собственности
Так
же можно сделать вывод, что независимо
от того, совпадают или нет указанные
два момента, «переход права собственности
и переход риска являются различными
гражданско-правовыми
В
связи с тем, что в настоящее
время не существует единого подхода
к определению права
Список
использованной литературы
Информация о работе Коллизионные вопросы права собственности