Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:31, контрольная работа
В законодательстве многих государств проводится различие между правом собственности на недвижимое имущество и правом собственности на движимое имущество.
В отношении недвижимого имущества существует правило, что право собственности на недвижимость регулируется законом места нахождения недвижимости. Этот закон определяет содержание права собственности на недвижимость, форму и условия перехода прав на недвижимость.
В законодательстве многих государств проводится различие между правом собственности на недвижимое имущество и правом собственности на движимое имущество.
В
отношении недвижимого
Ст.1119 ГК Республики Беларусь устанавливает: право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Движимое имущество - это права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи.
В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи.
Из приведенного текста следует, что исходным коллизионным началом для определения права, подлежащего применению в отношении вопросов права собственности, признается закон места нахождения вещи (lex rei sitae). По праву страны, где находится имущество, определяются:
-
содержание права
- осуществление этих прав и их защита.
На основе этого же принципа определяется принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам.
В комментариях к этой статье (А.Л. Маковский) обращалось внимание на то, что главной причиной использования именно этого принципа во многих странах является учет интересов гражданского оборота.
Подчинение правомочий собственника и обладателей иных вещных прав на имущество в течение всего времени, пока эти их субъективные права существуют, праву того места, где вещь находится, делает для других участников оборота (как контрагентов этих правообладателей, так и третьих лиц) очевидным, правом какого государства определяются содержание, осуществление и защита соответствующего права на вещь.
Под правом страны, в которой имущество находится, следует понимать, как отмечалось в комментарии А.Л. Маковского, фактическое, действительное место нахождения соответствующего имущества, вне зависимости от местонахождения собственника этого имущества или обладателя на него иных вещных прав, от того, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество, от того, в какой стране оно взято на учет или зарегистрировано (за исключением судов и космических объектов, подлежащих государственной регистрации).
Согласно
ГК РБ правомочия собственника (право
владения, пользования и распоряжения
своим имуществом) определяются как
Гражданским кодексом, так и другими
законами, в частности Земельным
кодексом, Законом об обороте земель
сельскохозяйственного
Другая группа коллизионных норм в области вещных прав содержится в ст. 1120 ГК РБ. Эта статья, в свою очередь, делится на три пункта. Приведем последовательно эти три пункта.
Пункт
1 ст. 1120 гласит: «Возникновение и прекращение
права собственности и иных вещных
прав на имущество определяются по
праву страны, где это имущество
находилось в момент, когда имело
место действие или иное обстоятельство,
послужившие основанием для возникновения
либо прекращения права
Из приведенного текста следует, что в РБ будут признаваться вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основании норм иностранного права, если иное не предусмотрено прямо российским законом. Правом страны места нахождения вещи определяется в данном споре правомерность возникновения вещных прав на эту вещь. В комментариях к этому пункту ст. 1120 отмечалось, что не имеет значения то обстоятельство, что установление основания для возникновения права собственности в России и в иностранном государстве в ряде случаев не совпадают (например, при передаче имущества в доверительную собственность).
Пункт 2 ст. 1120 гласит: «Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом».
В этом пункте под движимым имуществом, «находящимся в пути», понимаются вещи, находящиеся в процессе транспортировки, независимо от того, на основании какой сделки – внешнеторговой или любой иной – эти вещи перемещаются. Практически обычно имеются в виду прежде всего договоры купли-продажи товаров. Как отмечалось в комментариях к этой статье, при быстром изменении места нахождения вещи во время ее транспортировки привязка к месту отправления вещи призвана обеспечить необходимую определенность при осуществлении права, подлежащего применению.
Особое значение в международной купле-продаже товаров имеют вопросы перехода права собственности и риска случайной гибели вещи. Сложности в международной практике вызывают случаи, когда предметом сделки является товар, который перевозится по железной дороге, водным или воздушным транспортом.
В международной торговле товары продаются чаще всего на определенных условиях, сложившихся в торговой практике, эти условия называются базисными. Ими определяются права и обязанности сторон, связанные с передачей товаров и, в частности, касающиеся места и момента сдачи товара и момента перехода риска.
Пункт 3 ст. 1120 гласит: «Возникновение права собственности и иных вещных прав на имущество в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности».
В
российском коллизионном праве этим
пунктом впервые решен вопрос
о применении права в отношении
возникновения права
В международной
практике определение права, подлежащего
применению в случаях такого рода,
имеет определенное значение при
решении споров о культурных ценностях.
Возникновение права
Особый характер носят положения ст. 1121 ГК РБ, посвященной определению права, подлежащего применению к праву собственности и иным вещным правам на транспортные средства, которая гласит:
«К праву собственности и иным вещным правам на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы».
В комментариях к этой статье обычно отмечается, что к транспортным средствам не может применяться традиционный для вещных прав коллизионный принцип lex rei sitae, поскольку эти объекты постоянно передвигаются из одной страны в другую. Поэтому с помощью отсылки к праву страны, где эти суда и объекты зарегистрированы, создается, как отмечает А.Л. Маковский, фикция постоянного нахождения судов и космических объектов в одном месте и обеспечивается определенность и стабильность их правового режима почти в такой же степени, как и вещей, недвижимых по своей природе.
Коллизионные нормы в отношении вещных прав содержатся также в КТМ РФ, согласно ст. 417 которого права на имущество, затонувшее во внутренних морских водах или в территориальном море, а также отношения, возникающие в связи с затонувшим имуществом, определяются законом государства, в котором имущество затонуло.
К затонувшим в открытом море судам, находящимся на них грузам и иному имуществу применяется закон государства флага судна.
Для стран СНГ по этим вопросам действуют правила ст. 38 Минской конвенции 1993 г. и ст. 41 Кишиневской конвенции 2002 г., а именно:
-
право собственности на
-
право собственности на
-
возникновение и прекращение
права собственности или иного
вещного права на имущество
определяется по
-
возникновение и прекращение
права собственности или иного
вещного права на имущество,
являющееся предметом сделки, определяется
по законодательству места
Правовой
формой внешнеэкономической
Несмотря на широкое использование, ни в законодательстве, ни в науке международного частного права нет единого, четкого определения внешнеэкономической сделки.
Исходя из определения договора международной купли-продажи товаров, сформулированного в международных конвенциях, регулирующих эту сделку, можно сказать, что внешнеэкономическая сделка - это договор между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.
Критерий местонахождение коммерческого предприятия также нуждается в научном и законодательном толковании. Преобладающей сегодня является точка зрения, что слово нахождение нужно понимать в юридическом, а не в физическом смысле, т.е. под местонахождением понимается юридический адрес, а не физическое пребывание субъекта сделки.
Кроме названного основного признака внешнеэкономических сделок, можно установить факультативные признаки внешнеэкономических сделок, среди которых:
Эти
критерии не являются определяющими
при квалификации сделки как внешнеэкономической,
но они позволяют с большей
точностью определить внешнеэкономический
характер конкретной сделки.
Классифицировать внешнеэкономические сделки можно по различным основаниям.
В зависимости от видов коммерческой деятельности внешнеэкономические сделки можно разделить на:
Информация о работе Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав