Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:35, реферат
Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права и обязанности, осуществление которых обеспечивается юридическим механизмом.
Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.
Вопрос
2 Классификация норм
международного права
Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права и обязанности, осуществление которых обеспечивается юридическим механизмом.
Международно-правовая
норма — это юридически обязательное
правило поведения, создаваемое субъектами
международного права и регулирующее
отношения между ними, а также отношения
с участием лиц, не являющихся таковыми
субъектами.
Большинство
международно-правовых
норм создается в два
этапа:
1) согласование
воль субъектов международного
права относительно правила
2) дача
субъектами международного
Иногда
эти две стадии могут совпадать
по времени, скажем, когда международный
договор вступает в силу в момент его подписания.
В данном случае подписание договора означает
окончательное согласование текста договора
(правила поведения) и одновременно придание
согласованному тексту силы международной
договорной нормы.
Если под международным правом понимать всю совокупность норм, регулирующих международные отношения, то, действительно, преобладающими являются нормы договорные. Если же иметь в виду общее международное право, то оно состоит из обычных норм. Важность обычных норм определяется тем, что они служат основным строительным материалом для общего международного права. Обычными нормами являются основные принципы. Значительную часть международного экономического права составляют обычно-правовые нормы (универсальные, региональные, локальные).
Во второй половине XIX века, например, на основе латиноамериканской «доктрины К. Кальво и Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам. В XX веке имело место обыкновение в рамках международных экономических отношений предоставлять государствам, не имеющим выхода к морю, специальные преимущества и права, причем другие государства не могли претендовать на эти преимущества и права, ссылаясь на принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ). Первоначально единичная практика исключения из-под действия ПНБ указанных специальных преимуществ, будучи зафиксированной в 1964 году в рекомендации ЮНКТАД, стала обычно-правовой нормой, которая затем вошла в международные договоры: в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в 1965 году, и в Конвенцию ООН по морскому праву (ст. 126) 1982 года. С включением нормы в договоры она приобрела характер обычно-договорной нормы. Наиболее ярким примером фиксирования и создания обычно-правовых норм МЭП служит Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (XXIX) 12 декабря 1974 г.
Отсутствие
в международном правиле
Нормы международного "мягкого права" используется для обозначения двух различных явлений:
Нормы первого вида, которые в отличие от "твердого права" не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой тем не менее субъекты обязаны следовать. Пример: документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ),
Нормы второго вида взаимодействуют с нормами международного права, выполняя то, что по тем или иным причинам не могут делать последние. Нередко они обеспечивают предварительное, доправовое регулирование, прокладывая путь праву.
Таким образом Мягкое право представляет собой закономерное явление, позволяющее обеспечить нормативное регулирование в тех случаях, когда с помощью "твердого права" сделать это невозможно.
Классификация норм международного права
по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;
по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
по юридической силе - императивные и диспозитивные;
по функциям в системе - материальные и процессуальные;
по способу создания и форме существования, т.е. по источнику, - обычные, договорные, нормы решений международных организаций.
Универсальные нормы. Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право.
Региональные нормы исторически предшествовали универсальным, на базе первых, используя их опыт. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования.
Устав ООН содержит главу "Региональные соглашения", которая посвящена специфическому регионализму - военно-политическому. Для нас в данном случае представляет интерес лишь положение о том, что такие соглашения или их органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН
Партикулярные (локальные) нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи
служат средством их конкретизации применительно к частным случаям;
способствуют их реализации в этих случаях;
регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом.
Императивные нормы (jus cogens) заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Императивным был принцип pacta sunt servada (договоры должны соблюдаться), без которого нет международного права.
Императивные нормы обеспечиваются особыми средствами. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими, действующими между всеми (erga omnes). Нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства.
К императивным относятся нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы опреде-ленного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами.
Международная практика XX столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 58 Венской конвенции о праве международных до-говоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой общего международного права) пони-мается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообщест-вом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего международного права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормы jus cogens должны соблюдаться и быть приме-нимыми к любой сфере международных отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего меж-дународного права, его основные принципы.
Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содер-жание которых отражено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружествен-ных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. Следует, однако, отметить, что нет какого-либо международно-правового акта, который пере-числял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.
Наличие императивных норм ставит в повестку дня вопрос об иерархии международно-правовых норм. Нормы jus cogens имеют наивысшую юридическую силу, и все остальные нормы должны им со-ответствовать. Выступая на международной арене, государства безусловно должны сообразовывать свое поведение прежде всего с нормами jus cogens.
Имеется также определенная иерархия между универсальными и партикулярными нормами, касающимися одних и тех же вопросов. Партикулярные нормы должны соответствовать универсальным.
В силу
ст. 103 Устава ООН обязательства государств-
Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой. Такое соглашение может быть облечено и в форму обычая. Диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в за-висимости от обстоятельств.
Процессуальные нормы. – совокупность норм, регулирующие как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм. Процессуальное право отличается высокой степенью диспозитивности. Оно определяет лишь общие черты процессуальной деятельности. Свои процессуальные нормы содержит практически каждый договор.
Существуют также:
нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах
организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций.
технические нормы
Программные
и рекомендательные нормы Они
не только закрепляют то, что есть, но и
определяют, что должно быть, во многих
случаях посвящены именно будущему поведению.
По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Важно то, что доминирует в содержании нормы, например запрещающая норма запрещает угрозу силой или ее применение.
Постепенно происходит рост удельного веса норм, которые не запрещают, а предписывают определенное поведение субъектов, совершение ими действий во имя достижения поставленной цели.
Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Такого рода нормы можно встретить во многих договорах. Отсылают и к неправовым нормам. Бывают отсылки к принципам морали, справедливости, к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН и решениям международных совещаний, например к документам ОВСЕ. Благодаря отсылочной норме содержание неправовой нормы обретает юридическую силу в рамках данного договора.
Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций
Научно-техническая
революция обусловила бурное развитие
технических связей. Потребность
в их регулировании вызвала
Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия - международно - правовыми.
Помимо правовых существуют и не правовые технические нормы. В отличие от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их разумности. Особенно активно используются подобные нормы специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как Международная организация гражданской авиации или Международный союз электросвязи, состоят в основном из технических норм и выполняют большой объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет специализация профессиональных юристов в той или иной области технического сотрудничества.
В литературе обсуждается вопрос о наличии в международном праве программных норм. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.