Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:01, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть вопрос присоединения Республики Казахстан к ВТО и выявить преимущества и недостатки.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть и изучить создание, развитие и структуру ВТО.
2. Проанализировать перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО.
3. Определить проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО.
4. Дать оценку и сформулировать собственное мнение о процессе вступления Казахстана в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
I ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Создание и развитие ВТО………………………………………………5
1.2 Правовая природа ВТО…………………………………………………7
II ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РК С ВТО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
2.1 Процесс вступления Казахстана в ВТО……………………………….12
2.2 Проблемы вступления Казахстана в ВТО…………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...26
Что же касается негативных сторон, то можно предположить, что краткосрочные потери, которые несут вновь вступающие страны при сокращении тарифов, будут с лихвой компенсированы долгосрочными доходами от вхождения в мировой рынок. ВТО дает нам только правила торговли и благоприятную среду, то есть даются возможности, а как отдельная страна будет развивать свой экспорт, зависит от нее самой. Если правительство будет вести грамотную политику, и будут эффективно использоваться ресурсы, то будет и повышение экспорта.
Казахстан
обладает всем необходимым для того, чтобы
стать в XXI веке в числе лидеров мирового
развития. Гигантские природные ресурсы,
научный потенциал, квалифицированная
рабочая сила - все это может сделать нас
вполне конкурентоспособными в глобальной
экономике[9, c.97].
2.2
Проблемы вступления Казахстана в ВТО
Интеграция стала необратимым процессом, и желание многих стран вступить в ВТО объективно соответствует мировой тенденции глобализации. Основная цель ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регулирования тарифными методами с последовательным снижением уровня импортных пошлин, устранением различных нетарифных и иных препятствий в международном обмене товарами и услугами. Однако не всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание, поэтому желающим необходимо определиться с тем насколько ожидаемый эффект перевесит негативные последствия членства в организации.
И здесь показателен пример Китая, который более полутора десятка лет готовился к вступлению в эту многостороннюю торговую систему. Итоги этих лет впечатляющи: по производству электроэнергии, цветных металлов, сахара, химических волокон и удобрений Китай вошел в число крупнейших производителей, а по абсолютным показателям производства зерна, хлопка, растительного масла, цемента, пряжи занял первое место в мире. По объемам торговли - девятое. Причем более 85% экспорта страны приходится на промышленную продукцию, товары первичной переработки составляют лишь 13%.
Вместе с тем, Китай методично добивался уступок ВТО в различных сферах взаимоотношений. Но даже такой длительный подготовительный период не гарантирует Поднебесной безоблачного будущего. Так, по мнению многих экспертов, присоединение Китая к ВТО приведет к тому, что в ближайшее пятилетие в стране ежегодно около 1,5 млн. фермеров будут терять работу (хотя согласованные размеры субсидий на сельское хозяйство составят 8,5% ВВП). Снижение тарифов поставит под угрозу сотни тысяч рабочих мест в автомобильной промышленности. Высокие таможенные пошлины на импорт (в частности, на многие американские товары они превышают 25%) позволяют сегодня поддерживать конкурентоспособность такой высокотехнологичной продукции как компьютеры. Однако лидеры Китая полагают, что вхождение в ВТО оживит слабеющий экспорт (доля китайских товаров на мировых рынках возрастет как минимум вдвое - до 7%), привлечет дополнительные инвестиции, и это позволит компенсировать возможные потери.
Безусловно, вступление Казахстана в ВТО также имеет свои плюсы и минусы. Сторонники вхождения утверждают, что в этом случае у казахстанских предприятий появятся стимулы для повышения эффективности производства, возможности защиты от антидемпинговых исков. К примеру, пакет соглашений этой организации включает в себя такие положения как генеральное соглашение по тарифам и торговле, соглашения по сельскому хозяйству, текстильным изделиям и одежде, антидемпинговым процедурам, защитным мерам, договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и т.д. Эти соглашения и открытость экономики будут способствовать развитию внутреннего рынка новых технологий, что, в свою очередь, позволит отечественному производству стать конкурентоспособным на мировом рынке.
Вместе с тем, анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87%), доля сырья составляет лишь 13%, резко растет экспорт услуг[10, c.76]. В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная: в экспорте львиную долю составляют сырьевые товары, в импорте - готовая продукция и услуги.
Поэтому противники вхождения в ВТО считают, что это несет угрозу экономической безопасности страны и предлагают сначала создать эффективную экономику. Несомненно, вступление Казахстана в ВТО при крайне низкой доли экспорта готовой продукции и услуг сильно ударит по неконкурентоспособным отраслям и предприятиям. Очевидно, что в первую очередь это негативно отразится на пищевой промышленности, машиностроении. Поток импорта раздавит, в частности, только становящееся на ноги производство нефтегазового оборудования. Отмена таможенных пошлин приведет и к сокращению доходов от транзита товаров.
По мнению ряда экспертов, глобализация (а, ВТО, несомненно, является одним из эффективных ее инструментов) превращает конкуренцию из средства оздоровления слабых в средство их уничтожения, поскольку лишает неразвитые страны не просто доходов - самой возможности развития. Опыт показывает, что вступление в ВТО открывает внутренний рынок этих стран, прежде всего товарам, закрывая его, таким образом, для инвестиций (именно этим и объясняется факт замедления развития стран после вступления их в эту организацию)[9, c.45].
В этой связи туманной остается перспектива встраивания отечественных предприятий в транснациональные технологические цепочки. Во-первых, предприятия, технологический уровень которых соответствует потребностям ТНК, уже включены в их состав и вступление Казахстана в ВТО практически никак на них не отразится. Во-вторых, так или иначе, войдя в состав ТНК, эти предприятия так и не ощутили бурного притока инноваций и инвестиций.
Потери же казахстанских экспортеров от антидемпинговых расследований (в частности, по экспорту урана, антидемпинговым санкциям США по казахстанской горячекатаной стали) по сравнению с общим объемом экспорта не настолько велики, чтобы стать одним из приоритетов государственной политики: в этом отношении стране значительно проще и выгоднее сократить (например, вдвое) невозвращение экспортной выручки.
Как уже отмечалось, вхождение в ВТО требует длительного подготовительного периода. История же независимого Казахстана показывает, что наши попытки (как, впрочем, и России) получить уступки, аналогичные китайским, по разным причинам не удаются. А бороться есть за что. Так, уровень импортного тарифа после присоединения к ВТО должен способствовать конкурентоспособности отечественных товаров. Поэтому большинство стран перед вступлением ужесточают защиту собственных рынков: после вступления в Организацию повысить импортные тарифы уже невозможно. Казахстан поступает наоборот.
Вместе с тем, защита отечественных товаропроизводителей (особенно в аграрном секторе экономики) должна сочетаться с режимом благоприятствования прямым иностранным инвестициям и защитой внутреннего рынка от экспансии недобросовестных торговых партнеров, что будет способствовать созданию как можно большего количества рабочих мест в республике.
Кроме того, для присоединения к ВТО Казахстану придется отменять жизненно необходимые трансферты регионам и низкие тарифы на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта. Понятно, что ничего хорошего нам это не принесет.
Еще одной проблемой становится региональная интеграция. В условиях глобализации все большее число стран ориентируется именно на нее. В качестве примеров можно назвать в Европе - ЕС, в Америке - НАФТА (объединяющая Канаду, США и Мексику), у нас - ЕврАзЭС.
Правительство Казахстана в настоящее время направляет свои усилия на ускорение процесса вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), но насколько этот шаг будет способствовать процветанию республики и ее экономики - большой вопрос.
Казахстан подал заявку на вступление в ВТО в январе 1996 года. Тогда еще он не был признан страной с рыночной экономикой. Предполагалось, что уже в 1998 году Казахстан может стать полноправным членом ВТО. Но ситуация не раз изменялась и сейчас вопрос о вступлении в ВТО актуализируется практически на всех уровнях.
Правительственная делегация Казахстана во главе с министром индустрии и торговли Адильбеком Джаксыбековым 9-15 июля 2003 года в Женеве провела многосторонние и двусторонние переговоры по условиям вступления республики во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом на состоявшейся встрече казахстанского министра с генеральным директором ВТО Супачаем Паничпакди были обсуждены перспективы развития системы многосторонней торговли и проблемы интеграции Казахстана в мировую экономику[6, c.54].
Многие склоняются к мнению, что для гарантированной защиты от возможного применения другими государствами таможенных сборов и акцизов, для свободного транзита своих товаров через территории зарубежных стран, а также укрепления стабильности и открытости внешнеторгового режима республике необходимо присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО).
В настоящее время эта международная структура, созданная в 1995 году, является одним из главных инструментов реализации идей глобализации и либерализации мировой торговли, связанных с ней экономических операций, урегулирования на многосторонней основе соответствующих правоотношений между 144 полноправными государствами - ее членами, которые после присоединения к ним Китая охватывают почти всю мировую торговлю.
Есть несколько положительных и отрицательных факторов, с которыми может столкнуться Казахстан в связи со вступлением в ВТО.
Так проводимая правительством Казахстана программа импортозамещения, после вступления республики в ВТО вынуждена будет свернуться, что отрицательно скажется на отечественных производителях нефтегазового сектора и горно-металлургического машиностроения.
Одним из отрицательных факторов для производителей и положительным для потребителей будет требование ВТО к качеству товаров, производимых в Казахстане, так как они должны отвечать международным стандартам. Это автоматически повлечет за собой уход с прилавков магазинов низкокачественных отечественных товаров и появление товаров, отвечающих международным требованиям. Как следствие этого, отсутствие мест реализации отечественных товаров низкого качества повлечет за собой разорение местных товаропроизводителей, и повлияет на рост безработицы в республике[9, c.53].
Стоит отметить, что в Казахстане существуют фирмы, которые устоят перед натиском иностранных товаров. Но в большинстве своем некачественную продукцию выпускают мелкие товаропроизводители, так называемый средний бизнес, на который возлагают в правительстве Казахстана большие надежды. И если средний бизнес начнет затухать, то программа правительства потерпит фиаско. Оно, конечно, будет значительно, но не так как опасность социального взрыва.
В свою очередь одним из минусов можно также определить и так называемую либерализацию таможенного пространства Казахстана. Большинство отечественных товаропроизводителей будут проигрывать при таможенном равноправии. В перспективе же казахстанские производители потеряют свои позиции не только на внутреннем рынке, но и не смогут быть конкурентоспособными на рынках соседних государств.
Особое внимание заслуживает сельскохозяйственный сектор Казахстана. В настоящее время не для кого ни секрет, что отечественные фермеры работают на свой страх и риск при хроническом дефиците топливно-энергетических средств, воды в ирригационный период и ценовой политики, которая не всегда соответствует интересам фермеров. При проблемах, сопутствующих в фермерских хозяйствах цена продукта будет на порядок выше. И вряд ли в странах, членах ВТО, существуют подобные проблемы. Как следствие этого появление дешевой, качественной сельхозпродукции и продовольствия извне приведет к массовой безработице в селах.
Массовое закрытие производств и фермерских хозяйств повлечет не только рост безработицы, рост напряженности в казахстанском обществе, но и будет способствовать превращению республики в сырьевой придаток развитых стран. Как следствие всех минусов можно прогнозировать резкое уменьшение доходов государственного бюджета, что нанесет значительный урон казахстанской экономике.
Положительные стороны от вступления Казахстана в ВТО:
Во-первых, возможно увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитие банковской системы и на расширение процесса интеграции в мировую экономику.
Во-вторых, большой плюс для потребителей, они перестанут сталкиваться с низкокачественными продуктами питания и товарами отечественного производства, которые в избытке наблюдаются на прилавках отечественных магазинов.
В третьих, местные производители, товары которых сейчас уже отвечают международным стандартам, будут не только стремиться к повышению качества своих товаров, но и получат реальную возможность выхода на международный рынок[9, c.38].
Подводя итоги данной главы, мы видим, что из всего вышеизложенного минусов по вступлению Казахстана в ВТО гораздо больше, чем плюсов. Вряд ли кто учитывает тот факт, что развитым странам не нужны конкуренты. При насыщенности иностранных рынков вступление стран со слабой экономикой в ВТО будет только на руку иностранным товаропроизводителям, которые не знают, куда девать свои товары.