Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:26, реферат
Международное публичное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытнообщинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное публичное право.
Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1.1 Международное право периода Древнего мира
1.2 Международное право Средних веков
1.3 Классическое международное право
1.4 Международно-правовая наука в России до 1917 г.
1.5 Международное право XX-XI вв.
Глава 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
2.1 Международное право с 1919 года до создания ООН
2.2 Современное международное право
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
С Киевом связаны судьбы О. О. Эйхельмана (1854-?), П. М. Богаевского (1866--1929) и А. М. Горовцева (1878--1933). Первые двое некоторое время (ориентировочно 1917--1918 гг.) работали в университете. Последний с осени г. по март 1921 г. читал международное право в институте народного хозяйства. П. М. Богаевский с осени 1919 г. жил в Одессе. Есть все основания предполагать, что он преподавал международное право в Новороссийском университете.
Международное
право в Харьковском
Интересная и совершенно неизвестная страница российской международно-правовой мысли связана с именем талантливейшей женщины Е. А. Гальпериной-Гинзбург (1886--1922). Начиная с 1914 г. она начала усердно заниматься вопросами международного права. В первой книге «Мировая война и судьбы международного права» она добросовестно изложила суть трактуемого вопроса, обнаружив начитанность в европейской литературе международного права. Более значительной и в известной части своей заслуживающей серьезного внимания явилась ее вторая книга «Мир русской революции или мир Вильсона. Гарантии прочного мира». Эта книга вышла в Киеве в 1919 г. и явилась удачной попыткой анализа международно-правовых моментов русской революции.
В условиях 1919 г., на юге России, без пользования новейшей европейской литературой ей удалось написать интересную, содержательную книгу, юридический анализ которой тесно связан с общей концепцией демократического правотворчества «только через демократию, со всею обеспеченностью ее положений, возможно достижение высокого народно-правового сознания».
Е. А. Гальперина-Гинзбург настаивала в своей работе на «необходимости связи народной демократии с устойчивостью международного права». Незадолго до смерти она собиралась в Париж, намереваясь прочитать здесь в Народном университете лекции о Лиге Наций и панамериканских конференциях Миркин-Гецевич Б. Е. А. Гинзбург-Гальперина // Еврейская трибуна. 1922. № 32 (137). с. 6..
Уже в 1923 г. в Берлине вышел под редакцией А. А. Кизеветтера сборник ее статей (1909--1918 гг.) с кратким биографическим очерком ее сестры (с. 7-53) и А. А. Кизеветтера (с. 55-73). Ряд статей этого сборника касались международного права с. всецело посвящены праву войны. В них нашли юридическое объяснение такие понятия, как недозволенные средства войны, морская война, блокада и др.
Однако наиболее плодотворным период оказался для А. М. Горовцева (1878--1933). Бывший приват-доцент Петербургского университета, он осенью г. занял кафедру государственного права в Пермском университете. После взятия Перми в декабре 1918 г. войсками А. В. Колчака оставался там до мая 1919 г., когда эвакуировался в Томск.
С декабря 1919 г. по осень 1920 жил в Иркутске. В этом городе им были напечатаны «Синоптическая карта системного (международного) права» (Иркутск. 1920); «Курс междугосударственного (международного) права». (Вып. Введение и общая часть. Иркутск, 1920).
Издание «Курса...» явление далеко не ординарное в условиях бушевавшей Гражданской войны. Это был первый и последний учебник по международному праву, изданный на территориях, контролируемых белым движением. Сам А. М. Горовцев писал: «Время издания настоящего курса начало 1920 года; место его издания гор. Иркутск, в состоянии полной отрезанности не только от научных центров с необходимыми для научной работы книгохранилищами, но и вообще от всего внешнего мира; наконец, общие условия печатания должны служить достаточным объяснением тех несовершенств, какие не могут не оказаться в предлагаемой работе». Однако несовершенств не так уж много. К ним можно отнести: 1) малый объем работы 45 с; 2) отсутствие постраничных сносок и списка использованной литературы; 3) плохое качество бумаги и ряд других. Нетрудно заметить, что сам автор уже дал объяснение этому.
В текст введены термины, ранее широко не применявшиеся в международно-правовой литературе: междугосударственное право и как антипод ему междуиндивидуальное как синоним права гражданского. «Обычное название дисциплины, о которой идет речь, замечал автор, как права «международного», должно быть заменено именованием его правом «междугосударственным», так как этим последним названием лучше всего выражается: то, что субъектами в этой области права являются именно государства, т. е. организованные государственные союзы, а не народы сами по себе, и, тем паче, не отдельные, составляющие народ люди».
Далее он предполагал использовать в определении этого права термин не «совокупность» норм, а «категория», дабы оттенить понятие вида по отношению к роду правовых норм вообще. Наконец, важно и такое заключение автора: «Междугосударственное право представляется, таким образом, не чем иным, как самоограничением государств, на началах взаимства, в осуществлении ими их свободы, полновластия, самодовлеемости». Им была создана своя система международного права, а именно: введение, общая часть, особенная часть, распадающаяся на учение о субъекте и учение об объекте.
Основания существования международного права он правильно видел в отношениях государств во время войны и мира. Его прогноз относительно пути развития международного права в XX в. оправдался. «Этот процесс самоопределения, который начался в наше время выделением в качестве самостоятельных национальных государств Польши, Финляндии, Чехии и др., вероятно, будет иметь еще свое продолжение, обещая создание целого ряда новых, свободных, самостоятельных государственных единиц, открывает путь, разумеется, и тому праву, которое призвано регулировать отношения между государствами, т. е. праву междугосударственному, перспективы, конечно, не уничтожения и не отмирания, а наоборот, нового, еще более широкого и глубокого правильного развития, более широкого потому, что круг его участников должен еще более увеличиваться, и более глубокого и правильного потому, что и по содержанию своему оно должно захватывать все большие области мирных международных отношений и все более приближаться к идеям права и справедливости».
«Курс... « А. М. Горовцева самостоятельное, оригинальное, глубоко продуманное научное произведение. В нем автор заявил о себе как о крупном теоретике международного права. В Иркутске были созданы лишь введение и общая часть. «Продолжение издания курса, констатировал автор, зависит от получения разрешения на его печатание». Однако «Курс...» остался незаконченным.
Осенью 1920 г. А. М. Горовцев переехал в Киев, где читал лекции по международному праву в Институте народного хозяйства. В марте 1921 г. эмигрировал во Францию и жил в Париже.
В 1924 г. в СССР вышла книга Е. Л. Коровина, сразу ставшая бестселлером. Книгу хвалили в Советском Союзе. На Западе же она получила довольно прохладные оценки. Вышедшая в двадцать седьмом номере «Современных записок» пространная рецензия Б. С. Миркина-Гецевича хлестко критиковала книгу за ее социалистические классовые нововведения.
Основное
копье критики было брошено рецензентом
в адрес «классового метода»
Е. А. Коровина. По мнению рецензента, этот
метод приводит к регрессу международно-правовой
позиции Советской России по отношению
ко всему миру. «Европейская наука
международного права и передовая
европейская политическая мысль
созвучно определили прогресс международного
права как демократический
Это констатировал и сам Е. А. Коровин, прикрываясь при этом «классовым методом». «В то время как общий ход развития европейского международного права идет в сторону сужения содержания понятия суверенитета, писал он, во имя все осложняющегося сплетения и междузависимости современных государственных тел (от самодовлеющей автаркии и натурального хозяйства до универсального банка и мирового треста), советская Россия призвана выступать в роли чемпиона доктрины «классического» суверенитета, поскольку формальная его замкнутость служит юридической броней, защищающей ее от воздействия тех факторов, под давлением которых передвигаются современные границы капиталистических государств и перерождаются их формы права».
Спор двух российских ученых, находившихся по разные стороны баррикад, был испытан временем и решился к концу XX в. не в пользу Е. А. Коровина. Достаточно напомнить заключительные строки его труда, чтобы поставить точку. «Строго относительная ценность международного права переходной эпохи двояка: мост между буржуазной и социалистической половинами человечества не может не рухнуть в тот самый час, когда распадутся последние устои первой. Разросшееся до размеров всемирного «междусоветское право» таково имя его прижизненного преемника», писал Е. А. Коровин.
Великая Отечественная война и победа в ней советского народа повысили интерес к исторической тематике. В 1946 г. Е. А. Коровин издал «Историю международного права» Коровин Е. А. История международного права: пособ. к лекциям. Вып. 1 (от древности и до конца XVIII в.). М., 1986. с. - 39.. Ф. И. Кожевников в 1945 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Русское государство и международное право», которая в 1947 г. была издана. Докторские исследования выполнили также В. И. Лисовский и Л. А. Алексидзе.
Кандидатские диссертации по истории международного права защитили Е. П. Мелешко (1949), Б. И. Мелехин (1952), В. Д. Лазуренко (1964), Г. М. Набок (1964), Г. С. Стародубцев (1984) и др. Труды издали Ю. Я. Баскин, В. Н. Дурденевский, В. М. Корецкий, Д. Б. Левин, В. С. Семенов, Н. Н. Ульянова, Д. И. Фельдман и др. Среди них особое значение имеет фундаментальный труд профессора В. Э. Грабаря «Материалы к истории литературы международного права в России (1647--1917)» (М.: Издательство АН СССР, 1958. 491 с), справедливо названный В. М. Корецким «памятником русской науке международного права. Без «Материалов...» В. Э. Грабаря не может обойтись ни один серьезный исследователь международно-правовых проблем.
Теория международного права всегда находилась в центре внимания отечественных ученых. Исследования в этой области выполнили Л. А. Алексидзе, Р. Л. Бобров, И. П. Блищенко, Г. В. Игнатенко, Д. Б. Левин, И. И. Лукашук, С. А. Малинин, Н. М. Минасян, Д. И. Фельдман, Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков, Г. В. Шармазанашвили, В. М. Шуршалов и др. Заметным событием стало издание в 1962 г. книги Р. Л. Боброва «Современное международное право (Объективные предпосылки и социальное значение)». На ее основе Р. Л. Бобровым в 1964 г. была защищена докторская диссертация, а в 1968 г. опубликована монография. Р. Л. Бобровым была обоснована концепция двуединой основы международного права, а именно: государственной разделенности общества и объективной необходимости взаимосвязей суверенных государств.
Явлением весьма значительным не только для советской науки международного права, но и общемировой стало издание книги Г. И. Тункина «Теория международного права» Тункин Г. И. Теория международного права. М., 2005. с. - 115..
В ней
ученый обосновал концепцию
Активно исследовались проблемы конкретных отраслей международного права. Создание ООН, возникновение и развитие многих специализированных международных организаций, формирование права международных организаций побудили к активному творчеству в этой области. Исследования С. А. Малинина, Е. Л. Шибаевой, М. В. Яновского и других авторов оперативно реагировали на правовые изменения в этой области, давая им научную интерпретацию.
В 1957 г.
СССР стал пионером в сфере освоения
космического пространства. Это предопределило
то обстоятельство, что советская
наука международного права стала
флагманом в общемировом
Значительные подвижки в регулировании правового режима океанических пространств (четыре Женевские конвенции по морскому праву 1958 г., Конвенция по морскому праву 1982 г.) вызвали к жизни обилие монографической и статейной литературы. Трудами Ю. Е. Барсегова, К. А. Бекяшева, А. Л. Колодкина, М.И.Лазарева, В. Ф. Мешеры, А. П. Мовчана, С. В. Молодцова, В. Ф. Сидорчснко и других авторов создан пласт отечественных международно-правовых знаний, стоящий на уровне лучших достижений общемировой юридической мысли.
Во второй половине XX в. человечество столкнулось с новой, неведомой ранее проблемой загрязнения окружающей среды. Стало очевидным, что без международного сотрудничества эта проблема неразрешима. О. С. Колбасов, А. С. Тимошенко, В. А. Чичварин и другие своими изысканиями дали правовую интерпретацию вопроса, явив миру озабоченность СССР и его готовность участвовать в международно-правовой охране природы.
Совершенно новым вызовом реалиям явилось открытие человечеством секрета расщепления ядерного ядра и возможность использования атомной энергии в мирных целях. В отечественной науке международного права эту проблему впервые поднял и на должном уровне рассмотрел А. И. Иойрыш, способствовав тем самым формированию международного атомного права.
Ученые не оставили без внимания и такие древнейшие отрасли международного права, как дипломатическое право, право вооруженных конфликтов, мирные средства разрешения международных споров. Общие вопросы дипломатического и консульского права разработал И. П. Блищенко, дипломатических привилегий и иммунитетов Д. Б. Левин, специальных миссий К. К. Сандровский, дипломатического протокола Ф. Ф. Молочков, А. Ф. Борунков. Трудами И. Н. Арцибасова, С. А. Егорова, Л. А. Моджорян, А. И. Полторака, А. Н. Трайнина обстоятельному освещению и анализу подверглись международные нормы, регулирующие поведение государств во время вооруженных конфликтов. Ученые убедительно доказали, что единственно законным способом урегулирования взаимных разногласий могут быть только мирные средства Международное право: учеб. для вузов /. отв. ред. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. - 4е изд.; перераб. и доп. М.: Норма, 2008. с. 59..