Источники международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 01:49, реферат

Описание работы

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня

достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает

воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение

международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или

иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые

напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются

по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны

правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это

относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственный

преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической

деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и

международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические

действия, касающиеся иностранных граждан, находящихся на территории России,

и т.д.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3

1. Понятие и виды источников международного права.............................................................4

2. Международный договор как источник международного права..........................................9

3. Обычай как источник международного права......................................................................12

4. Иные источники международного права..............................................................................14

Заключение...................................................................................................................................19

Список используемой литературы.............................................................................................20

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 44.59 Кб (Скачать)

3. Обычай как источник международного права 

    Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных  отношений. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных  договорах Российской Федерации" подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных  норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

    Итак, обычная норма международного права  представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в  однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую  обязательность международно-правовой нормы.

    Обычай  складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся  действий (актов) субъектов международных  правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право  беспрепятственного пролета космических  кораблей при взлете и посадке  через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число  обычных норм содержат институты  признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое  право, а гуманитарное право в  период вооруженных конфликтов часто  именуют "законами и обычаями войны".

    Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права  образуются в два этапа:

    1) согласование правила поведения  и

    2) придание согласованному правилу  поведения юридической силы международно-правовой  нормы.

    Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка  времени, хотя это требование не нашло  закрепления в судебной практике Международного суда ООН. Само по себе длительное повторение одних и тех  же действий не создает еще международного обычая, поэтому такой признак, как  продолжительность существования  правила поведения, не может служить  главным доказательством существования  обычая.

    Не  зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

    Принятие  того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов  международного права и может  выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявления). При этом признание правила поведения  обычной нормой может производиться  как путем активных действий, так  и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их правомерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

    От  международно-правового обычая следует  отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов  международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому  нарушение обычая рассматривается  субъектами международного права как  правонарушение, нарушение же обыкновения  рассматривается как недружественный  акт, следовательно, санкцией за нарушение  обыкновения может выступить  реторсия.5

    Обычными  нормами могут при определенных условиях стать нормы резолюций  международных организаций. Так, например, п. 14 Стандартных правил обеспечения  равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: "Хотя настоящие Правила не являются обязательными, они могут стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное право".

    Необходимо  также учитывать, что среди источников международного права не установлена  иерархическая структура норм; обычные  нормы имеют такую же юридическую  силу, как и договорные. Значительное число действующих сегодня договорных норм представляет собой проверенные  временем кодифицированные обычаи. 

4. Иные источники международного права 

    Поскольку, как уже говорилось, в международном  праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых  ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о том, в какую форму согласованные ими нормы будут воплощены, в каком источнике зафиксированы.

    Помимо  традиционных договора и обычая в  настоящее время в международных  отношениях активно используется такой  источник международного права, как  заключительные акты международных  конференций и совещаний.

    Нужно сказать, что далеко не все заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками  международного права. Иногда в международный  документ включается окончательный  вариант текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам  акт конференции, а включенный в  него договор, после того как государствами  будет дано согласие на его юридическую  обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания  в данном случае представляет собой  один из способов установления подлинности  текста (аутентичности) договора.

    В качестве источников международного права  следует рассматривать лишь те акты конференций и совещаний, в которых  зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой  Европы 1990 г., Документ Московского  совещания 1991 г. и др.

    Юридическая природа этих документов следующая: они содержат правила поведения  субъектов международного права, имеющие  общий характер. Так, Заключительный акт СБСЕ развил положения основных принципов международного права, определил меры по укреплению доверия в Европе; Стокгольмский документ СБСЕ расширил перечень мер доверия; Парижской хартией организационно оформлена система СБСЕ; решением Будапештского совещания 1994 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было преобразовано в международную организацию - Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

    Часто заключительные акты конференций и  совещаний, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как "государства  обязались соблюдать", "обеспечивать исполнение актов", "приводить  свое законодательство в соответствие с актами" и т.д.

    Следовательно, поскольку некоторые акты конференций  и совещаний содержат международно-правовые нормы, их следует считать источниками  международного права.

    В последнее время отмечается существенное расширение форм участия международных  организаций в международном  нормотворчестве. Получил активное распространение новый метод  создания международно-правовых норм - путем принятия резолюций международных  органов и организаций.

    Необходимо  отметить, что юридическая сила резолюций  международных организаций чаще всего определяется их учредительными документами (уставами). В соответствии с уставами большинства организаций  резолюции их органов имеют рекомендательный характер. Вследствие этого выделяют две группы нормативных резолюций:

    1) устанавливающие обязательные для  органов данной организации правила  и являющиеся частью внутреннего  права данной организации (регламенты  органов, резолюции о формировании  бюджета организации, нормы, регулирующие  порядок функционирования этой  организации, и др.);

    2) приобретающие юридическую обязательность  в силу отсылки к юридически  обязательным нормам международных  договоров (стандарты ИКАО, рекомендации  МАГАТЭ и др.) или внутригосударственного  законодательства.

    В качестве примера можно привести распоряжение Президента РФ от 22 ноября 1994 г. "О мерах, связанных с выполнением  Резолюции Совета Безопасности ООН N 943 от 23 сентября 1994 г.". Правительство  РФ во исполнение указанного распоряжения установило ограничительные меры в  отношении Союзной Республики Югославии.

    Таким образом, подобно процессу создания международно-правовых норм в процессе создания нормативных резолюций  международных организаций можно  выделить два этапа: установление правила  поведения и придание согласованному правилу юридической силы международно-правовой нормы.

    К международному правотворчеству в  качестве вспомогательного источника  привлекается внутригосударственное  право. Достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что права человека впервые  были сформулированы в национальных документах, а впоследствии, как  один из самых ценных институтов, "перекочевали" в общее международное право. В данном случае национальное право  выступило в качестве первичного источника. В дальнейшем институт прав человека трансформировался в практике ООН. Особая роль принадлежит односторонним  актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т.д.), которые, не являясь  источником международного права (не создают  норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.

    Судебные  решения в качестве самостоятельного источника международного права  признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Международного суда ООН имеют важное значение прежде всего по причине упомянутой выше конкретизации обычных норм. Кроме того, его решения сами могут быть первоначальным шагом на пути создания обычных международных норм, поскольку в них формулируются или уточняются важные принципы, регулирующие международные отношения.

    Необходимо  также обратить внимание на отсылку  в ст. 38 Статута Международного суда ООН к правилу, закрепленному  в ст. 59 Статута. В соответствии с  этим правилом Международный суд  ООН не связан своими предыдущими  решениями, что подчеркивает вспомогательный  характер прецедентов. Тем не менее Международный суд ООН обязан идти в русле политики, выработанной предыдущими решениями, и, таким образом, косвенно зависит от вынесенных ранее решений.

    Особое  место в международно-правовой системе  принадлежит доктринам международного права. Теория всегда играла существенную роль в юриспруденции. Достаточно хотя бы вспомнить, что Дигесты Юстиниана  представляли собой свод выдержек из трудов римских юристов. В формировании международного права труды юристов  имели очень большое значение. Именно в этих трудах была высказана  сама идея его создания. Тем не менее исторически доктрины международного права всегда страдали национализмом, и только в последнее время усиливается процесс интернационализации международно-правовой теории. Особое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, созданная в 1873 г., штаб-квартира которой находится в Лондоне, Института международного права, учрежденного в 1873 г. в Брюсселе, и т.д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права - только вспомогательное средство для определения норм.

    Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация  международного права. Кодификация  представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

    Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

    1) установлением точного содержания  и четкого формулирования уже  издавна существующих (обычных и  договорно-правовых) принципов и  норм международного права в  той или иной сфере отношений  между государствами;

Информация о работе Источники международного права