Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:54, контрольная работа
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей, одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконода-тельное регулирование (административное нормотворчество), внешнеполитическое представительство, административный контроль, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Исполнительная
власть в Италии и
Казахстане:
сравнительный анализ
Согласно «Юридическому
словарю»,
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ -
в соответствии с теорией разделения властей,
одна из самостоятельных и независимых
публичных властей (наряду с законодательной
и судебной) в государстве. Представляет
собой совокупность полномочий по управлению
государственными делами, включая подзаконода-тельное
регулирование (административное нормотворчество),
внешнеполитическое представительство,
административный контроль, иногда и законодательные
полномочия (в порядке делегированного
или чрезвычайного законодательства),
а также систему государственных органов,
осуществляющих вышеперечисленные полномочия.
Современные конституции
формально наделяют исполнительной властью
главу государства (в парламентарных монархиях
и республиках, в президентских республиках)
или правительство (в республиках смешанного
типа). Однако политические реалии очевидно
свидетельствуют о том, что в парламентарных
монархиях и республиках вся исполнительная
власть целиком принадлежит правительству,
в дуалистических монархиях - монарху
совместно с правительством, а в республиках
смешанного типа осуществление исполнительной
власти правительством, как правило, происходит
под непосредственным руководством и
контролем главы государства (президента).
Главные задачи
исполнительной власти — организация
практического исполнения Конституции,
законов государства, а также норм
международных договоров в процессе управленческой
деятельности, направленной на удовлетворение
общественных интересов, запросов и нужд
населения. Для выполнения этих задач
органы исполнительной власти наделяются
административными и нормотворческими
полномочиями.
Функции исполнительной власти:
Приведем так
же структуру исполнительной власти:
Система исполнительной
власти возглавляется двумя высшими
органами – главой государства, который
главным образом осуществляет функцию
верховного представительства государства
и главой правительства, который осуществляет
главным образом текущие функции. Чтобы
говорить о разграничении более конкретно,
следует рассмотреть формы правления
и государственного режима, от которых
это разграничение зависит. В связи с этим,
предлагаю рассмотреть две основные формы
правления, то есть монархию и республику,
верховные органы которых различаются
и по порядку образования, и по составу,
и по компетенции.
Согласно
«Юридическому словарю»,
МОНАРХИЯ (гр. monarchia - единовластие) - форма
правления, при которой главой государства
является монарх. В современном мире сохраняются
два исторических типа монархии - абсолютная
монархия и конституционная монархия.
Последняя существует в двух видах, различающихся
степенью ограничения власти монарха:
дуалистическая монархия и парламентарная
монархия. Особая разновидность М. - выборная,
сочетающая элементы М. и республики. Такая
М. существует ныне в Малайзии, где главой
государства является монарх, избираемый
на пять лет особым совещанием из представителей
монархических штатов, входящих в федерацию.
В абсолютных монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, хотя при нем обычно создаются совещательные органы. Членов таких совещательных органов обычно назначает сам монарх. Многие ключевые посты в государственном аппарате абсолютной монархии занимают, как правило, родственники короля.
В дуалистических монархиях помимо монарха существует и парламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.
В
парламентских монархиях
РЕСПУБЛИКА
(лат. res/publica от res - дело, publicus - общественный)
- форма государственного правления, при
которой все высшие органы власти либо
избираются, либо формируются общенациональными
представительными учреждениями (парламентами),
а граждане обладают личными и политическими
правами. В настоящее время из 190 государств
мира более 140 являются республиками. В
рамках республиканской формы правления
принято различать президентскую республику,
парламентскую республику и республику
смешанного типа (полупрезидентскую).
Особой разновидностью республики являлась
советская республика.
В президентской республике (например,
США) президент избирается народом на
определенный срок и является одновременно
и главой государства, и главой исполнительной
власти. Он возглавляет правительство,
которое сам же и формирует.
В парламентарной республике
(например, Германия, Италия) президент
избирается не народом, а парламентом
и не обладает большим объемом властных
полномочий. Он является лишь главой государства
и не возглавляет исполнительную власть.
Во главе правительства стоит премьер-министр.
Формируется правительство парламентом
из представителей тех партий, которые
на выборах получили большинство мест
в нем.
Смешанные республиканские
формы правления (полупрезидентские республики)
сочетают в себе черты и президентской,
и парламентской республик (например,
Россия и Франция). В таких странах исполнительная
власть распределяется между президентом
и главой правительства.
Италия – демократическая
республика. Суверенитет принадлежит
народу, который осуществляет его в формах
и в границах, установленных Конституцией.
Италия является
парламентарной республикой. Это значит,
что исполнительной властью наделено
правительство во главе с премьер-министром.
Согласно конституции,
Республика Казахстан, является
« унитарным государством с президентской
формой правления». Однако большинство
политологов сходятся в том, что в Казахстане
смешанная (полупрезидентская) форма правления
(как и в некоторых постсоциалистических
государствах, таких как Российская Федерация,
Беларусь, Кыргызстан).
Президент Республики Казахстан является главой государства и Верховным главнокомандующим. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует эту политику, является главным звеном политического руководства государственной деятельностью. В силу наличия расширенных полномочий, Президент оказывает непосредственное влияние на формирование правительства, назначение и освобождение от должности глав административных единиц Казахстана всех уровней. О сроках полномочий, выборах, правах и обязанностях, досрочном прекращении полномочий Президента РК можно узнать в разделе III Конституции РК, а так же в Указе Президента РК, имеющим силу конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995г.
Так,
согласно Статье 41 1. Конституции устанавливает,
что Президент Республики Казахстан
избирается в соответствии с конституционным
законом совершеннолетними
Говоря о пункте 1 статьи 41, стоит упомянуть
о том, что действующий президент Казахстана,
Нурсултан Назарбаев, сохраняет полномочия
на 7 лет (по прежней версии Конституции)
до 2012 года.
Полномочия Президента Республики Казахстан шире, чем полномочия Президента Итальянской республики. Он оказывает непосредственное влияние на формирование правительства, назначение и освобождение от должности глав административных единиц Казахстана всех уровней. Президент республики Италия назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, а по рекомендации последнего – остальных членов правительства. Кроме того, он назначает пять пожизненных сенаторов, а в указанных законом случаях – должностных лиц государства.
Президент
Итальянской республики (раздел второй,
глава вторая) является высшим представителем
государства. Положения о нем прописаны
во второй главе конституции, в статьях
83-91. Президент имеет определенные полномочия
в отношении парламента правительства
и судебной власти. В Италии президент
избирается парламентом на совместном
заседании палат с участием делегатов
от областей сроком на семь лет. Президентом
может стать гражданин Италии, достигший
50 лет и пользующийся гражданскими и политическими
правами. Производится избрание президента
путем тайного голосования на совместном
заседании палат с участием делегатов
от областей тайным голосованием с использованием
мажоритарной системы квалифицированного
большинства. Если за кандидата проголосовало
2/3 от общего числа членов собрания, то
он считается избранным. После третьего
голосования достаточно абсолютного большинства.
При вступлении в должность президент
приносит перед парламентом присягу на
верность республике и соблюдение Конституции.
В случаях, когда президент республики
не в состоянии осуществлять свои функции,
его замещает председатель Сената. Конституцией
Италии устанавливается принцип «неответственности»
президента республики за действия, совершенные
им во время исполнения своих функций.
Он может быть привлечен к ответственности
лишь за государственную измену или посягательство
на Конституцию.
Перейдем к
рассмотрению Правительств республик
Италия и Казахстан.
Итак, Правительство
Республики Казахстан
(пятая глава конституции)– высший орган
исполнительной власти Республики Казахстан.
Оно осуществляет исполнительную власть,
возглавляет систему исполнительных органов
и осуществляет руководство их деятельностью.
Глава правительства назначается Президентом
после одобрения его кандидатуры большинством
парламента Республики Казахстан. Персональный
состав правительства назначается Президентом
по представлению кандидатур премьер-министром.
Подробнее, в статьях 64, 65, 66 и 69 Конституции Республики Казахстан:
Статья 64
1.
Правительство осуществляет
2.
Правительство во всей своей
деятельности ответственно
3.
Члены Правительства
4.
Компетенция, порядок
Статья 65
1. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.
2.
Предложения о структуре и
составе Правительства
3. Члены Правительства приносят
присягу народу и Президенту
Казахстана.
Статья 66 (изменена Законом РК N 284-1 от 7 октября 1998г.)
Правительство Республики Казахстан:
1. Разрабатывает
основные направления
2. Р представляет Парламенту республиканский
бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает
исполнение бюджета;азрабатывает
и
Информация о работе Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ