Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей, одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконода-тельное регулирование (административное нормотворчество), внешнеполитическое представительство, административный контроль, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Исполнительная  власть в Италии и  Казахстане:  
сравнительный анализ
 
 

Согласно «Юридическому  словарю», 
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей, одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая подзаконода-тельное регулирование (административное нормотворчество), внешнеполитическое представительство, административный контроль, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательства), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.  
   
Современные конституции формально наделяют исполнительной властью главу государства (в парламентарных монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако политические реалии очевидно свидетельствуют о том, что в парламентарных монархиях и республиках вся исполнительная власть целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях - монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента).
 

Главные задачи исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции, законов государства, а также норм  международных договоров в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Для выполнения этих задач органы исполнительной власти наделяются административными и нормотворческими полномочиями.  
Функции исполнительной власти:

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, т.е. непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти.

      
Приведем так  же структуру исполнительной власти:

  • органы исполнительной власти;
  • государственные служащие;
  • юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц;
 
 

Система исполнительной власти возглавляется двумя высшими органами – главой государства, который главным образом осуществляет функцию верховного представительства государства и главой правительства, который осуществляет главным образом текущие функции. Чтобы говорить о разграничении более конкретно, следует рассмотреть формы правления и государственного режима, от которых это разграничение зависит. В связи с этим, предлагаю рассмотреть две основные формы правления, то есть монархию и республику, верховные органы которых различаются и по порядку образования, и по составу, и по компетенции. 

     Согласно  «Юридическому словарю»,  
МОНАРХИЯ (гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа монархии - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

     В абсолютных монарху принадлежит  вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, хотя при нем обычно создаются совещательные органы. Членов таких совещательных органов обычно назначает сам монарх. Многие ключевые посты в государственном аппарате абсолютной монархии занимают, как правило, родственники короля.

       В дуалистических монархиях помимо монарха существует и парламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

     В парламентских монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В  некоторых странах (Япония, Швеция) функции монарха сведены практически  лишь к символическому представительству традиционного единства государства. В других (Великобритания, Бельгия, Испания и др.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но либо монарх пользуется ими только в результате инициативы правительства, либо вообще ими не пользуется, и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо политического кризиса. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое формируется партиями, получившими, как правило, большинство мест в парламенте.

     РЕСПУБЛИКА (лат. res/publica от res - дело, publicus - общественный) - форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую). Особой разновидностью республики являлась советская республика. 
В президентской республике (например, США) президент избирается народом на определенный срок и является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует. 
      В парламентарной республике (например, Германия, Италия) президент избирается не народом, а парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий. Он является лишь главой государства и не возглавляет исполнительную власть. Во главе правительства стоит премьер-министр. Формируется правительство парламентом из представителей тех партий, которые на выборах получили большинство мест в нем. 
     Смешанные республиканские формы правления (полупрезидентские республики) сочетают в себе черты и президентской, и парламентской республик (например, Россия и Франция). В таких странах исполнительная власть распределяется между президентом и главой правительства. 
 
     Италия – демократическая республика.
Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и в границах, установленных Конституцией.

Италия является парламентарной республикой. Это значит, что исполнительной властью наделено правительство во главе с премьер-министром.  
 
       Согласно конституции, Республика Казахстан,  является « унитарным государством с президентской формой правления». Однако большинство политологов сходятся в том, что в Казахстане смешанная (полупрезидентская) форма правления (как и в некоторых постсоциалистических государствах, таких как Российская Федерация, Беларусь, Кыргызстан).
 

      Президент Республики  Казахстан является главой государства и Верховным главнокомандующим. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует эту политику, является главным звеном политического руководства государственной деятельностью. В силу наличия расширенных полномочий, Президент оказывает непосредственное влияние на формирование правительства, назначение и освобождение от должности глав административных единиц Казахстана всех уровней. О сроках полномочий, выборах, правах и обязанностях, досрочном прекращении полномочий Президента РК можно узнать в разделе III Конституции РК, а так же в Указе Президента РК, имеющим силу конституционного закона «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995г.

     Так, согласно Статье 41 1. Конституции устанавливает, что Президент Республики Казахстан  избирается в соответствии с конституционным  законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет . 2. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет. 
Говоря о пункте 1 статьи 41, стоит упомянуть о том, что действующий президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев, сохраняет полномочия на 7 лет (по прежней версии Конституции) до 2012 года.

     Полномочия  Президента Республики Казахстан шире, чем полномочия Президента Итальянской республики. Он оказывает непосредственное влияние на формирование правительства, назначение и освобождение от должности глав административных единиц Казахстана всех уровней. Президент республики Италия  назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, а по рекомендации последнего – остальных членов правительства. Кроме того, он назначает пять пожизненных сенаторов, а в указанных законом случаях – должностных лиц государства.

     Президент Итальянской республики (раздел второй, глава вторая) является высшим представителем государства. Положения о нем прописаны во второй главе конституции, в статьях 83-91. Президент имеет определенные полномочия  в отношении парламента правительства и судебной власти. В Италии президент избирается парламентом на совместном заседании палат с участием делегатов от областей сроком на семь лет. Президентом может стать гражданин Италии, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Производится  избрание президента путем тайного голосования на совместном заседании палат с участием делегатов от областей тайным голосованием с использованием мажоритарной системы квалифицированного большинства. Если за кандидата  проголосовало 2/3 от общего числа членов собрания, то он считается избранным. После третьего голосования достаточно абсолютного большинства. При вступлении в должность президент приносит перед парламентом присягу на верность республике и соблюдение Конституции. В случаях, когда президент республики не в состоянии осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Конституцией Италии устанавливается принцип  «неответственности» президента республики за действия, совершенные  им во время исполнения своих функций. Он может быть привлечен к ответственности лишь за государственную измену или посягательство на Конституцию. 

Перейдем к  рассмотрению Правительств республик  Италия и Казахстан. 
Итак, Правительство Республики Казахстан (пятая глава конституции)– высший орган исполнительной власти Республики Казахстан. Оно осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Глава правительства назначается Президентом после одобрения его кандидатуры большинством парламента Республики Казахстан. Персональный состав правительства назначается Президентом по представлению кандидатур премьер-министром.

  Подробнее,  в статьях 64, 65, 66 и 69 Конституции  Республики Казахстан:

 
Статья 64

    1. Правительство осуществляет исполнительную  власть Республики Казахстан,  возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.

    2. Правительство во всей своей  деятельности ответственно перед  Президентом Республики, а также  подотчетно Парламенту Республики  в случае, предусмотренном подпунктом 6) статьи 53 Конституции.

    3. Члены Правительства подотчетны  Палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6) статьи 57 Конституции.

    4. Компетенция, порядок организации  и деятельности Правительства  определяются конституционным законом. 
 

Статья 65

    1. Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

    2. Предложения о структуре и  составе Правительства вносятся  Президенту Республики Премьер-Министром  Республики в десятидневный срок  после назначения Премьер-Министра.

           3. Члены Правительства приносят  присягу народу и Президенту  Казахстана. 

Статья 66 (изменена Законом РК N 284-1 от 7 октября 1998г.)

    Правительство Республики Казахстан:

1. Разрабатывает  основные направления социально-экономической  политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного  порядка и организует их осуществление;

2. Разрабатывает и представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

Информация о работе Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ