Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:22, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является исследование брачных отношений в международном частном праве.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности правового регулирования брачных отношений международного характера;
2) рассмотреть заключение брака; признание браков, заключенных за рубежом;
3) охарактеризовать правоотношения между супругами;
1. Введение 3
2. Понятие иностранных браков. Материальные и формальные условия заключения брака 5
3. Способы разрешения коллизий в области условий вступления в брак: Основные привязки 11
4. Заключение 17
5. Список литературы 18
Оглавление
Введение
В
настоящее время происходит постепенная
интеграция мирового сообщества, в
процесс которой вовлечена и
Российская Федерация. В последние
годы вопросы правового
В современных условиях активной миграции иностранной рабочей силы, наплыва беженцев и переселенцев наблюдается рост числа браков, заключаемых российскими гражданами с иностранцами либо российскими гражданами на территориях иностранных государств. С каждым годом растет количество «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, соответственно, растет и количество разводов, совершаемых между супругами - гражданами различных государств, т.е. имеют место брачные отношения с участием иностранного элемента. Это значит, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Российской Федерации.
Брак - один из древнейших институтов частного, в том числе и международного частного права, в котором в наиболее очевидной форме сказываются юридические различия, присутствующие в правовой надстройке разных государств. Пожалуй, здесь, как нигде более, уместно вспомнить выражение Ш. Монтескье о том, что весьма редки случаи, когда законы одного государства могут подойти другому.
В современной жизни брак представляет собой свободный, равноправный и, в идеале, пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные, имущественные права и обязанности. Даже сегодня данный институт несет на себе печать исторических, экономических, этнографических, культурных, религиозных и иных особенностей, свойственных тому или иному обществу.
Целью данной контрольной работы является исследование брачных отношений в международном частном праве.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности правового регулирования брачных отношений международного характера;
2) рассмотреть заключение брака; признание браков, заключенных за рубежом;
3)
охарактеризовать
4)
проанализировать расторжение
Данная тема разработана такими авторами, как Богуславский М.М., Иншакова А.О., Гетьман-Павлова И.В., Дмитриева Г.К., Живарев В.Е. и другими учеными.
Раздел МЧП, посвященный вопросам семейных отношений, чрезвычайно сложен. Это определяется зачастую взаимоисключающими различиями правовых норм различных государств в этой области. Речь идет о положениях правовой дискриминации женщин в браке, о разных брачных возрастах, расовых, национальных ограничениях и запретах, допущении полигамии. Существуют серьезные коллизионные проблемы (форма заключения, условия брака, правоотношения в браке, имущественные и неимущественные права, отношения с детьми, усыновление), существуют и материально-правовые и процессуальные вопросы - работа консульств, судов, специализированных органов (ЗАГС, опеки и попечительства).
Жесткое применение к любым семейным отношениям одного национального права вошло в противоречие с интересами самих участников отношений. Неприменение иностранного права вело к тому, что в ряде государств, где определяющим признается закон гражданства супруга, соответствующие акты иностранных учреждений оказывались непризнанными и нереализованными, браки – «хромающими», т. е. признаваемыми в одной, но не признаваемыми в другой стране. Множилось явление апатридизма, критикуемое мировым сообществом.
Во многих иностранных государствах в последние годы коллизионное семейное право обновлено и детализировано. В большинстве цивилизованных стран коллизионные вопросы семейного права чаще всего решаются исходя из применения закона страны гражданства или постоянного места жительства лица. Следует вспомнить единое для всего семейного права правило известное во всем мире как оговорка о публичном порядке (ordre public). Оговорка о публичном порядке содержится в праве всех без исключения государств. Речь идет о допустимости применения конкретных норм права к конкретным ситуациям. Так, иностранные нормы, допускающие полигамию, противоречат публичному порядку РФ, но полигамные браки, заключенные в стране, где они признаются, могут порождать юридические последствия, признаваемые в нашей стране; нельзя, в частности, возражать против признания алиментных обязательств членов полигамной семьи.
Значительное изменение положения России в мировом сообществе, увеличение числа браков с иностранными гражданами, учащение случаев разного гражданства членов семьи потребовало системного подхода к решению проблемы. Для иностранных граждан и апатридов в семейных отношениях установлен национальный режим. Правило о национальном режиме соответствует общепризнанным нормам международного права.
Специализированный раздел VII СК РФ рассматривает не только отношения с участием иностранцев, но и семейные отношения российских граждан, если их территория - иностранное государство. При применении коллизионных норм СК РФ необходимо помнить, что если есть противоречия с международным договором РФ, то применяются правила международного договора.
Обязанность применения
При заключении браков на территории России независимо от гражданства будущих супругов форма заключения брака определяется российским правом. Брак должен заключаться в органах ЗАГС, а браки, совершенные в России по религиозным или обычным обрядам не порождают правовых последствий. Определяется порядок заключения браков на территории РФ и в том случае, если один из будущих супругов или даже оба - иностранцы. В договорах России о правовой помощи форма заключения брака подчиняется обычно законодательству государства, на территории которого он (брак) заключается. Необходимо помнить, что семейное законодательство - предмет совместного ведения РФ и субъектов Федерации, следовательно, возможны особенности заключения брака в субъектах.
Область брачно-семейных отношений частично входит в объект регулирования МЧП, так как эти отношения имеют не только гражданско-правовую, но и административно-правовую природу, а превалирующей в доктрине МЧП является позиция, согласно которой объектом МЧП могут быть только гражданско-правовые отношения международного характера. То есть отношения, выходящие за рамки гражданско-правовых, будут регулироваться нормами других отраслей права. Например, порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации и другое. В РФ регламентация указанных отношений предусмотрена ФЗ «Об актах гражданского состояния» 1997 г.
К брачно-семейным отношениям в МЧП относят вопросы заключения и расторжения брака, признания брака недействительным, определения режима имущества между супругами, регулирования алиментных обязательств, усыновления и другие отношения, имеющие международный характер.
Характеризуя брачно-семейные отношения, нужно отметить такой признак, как преобладание в каждом государстве правовых норм, имеющих свои исторические и религиозные корни, наличие обычаев, традиций, правил вежливости, нравственных, моральных и бытовых норм (те социальные регуляторы, которые отражают специфику каждой народности и определенной общности людей). Это обстоятельство и является препятствием для унификации материальных и коллизионных норм в семейном праве. [12, с. 324]
Коллизии в правовом регулировании семейно-брачных отношений проявляются не только в правовых системах государств, где господствуют разные религии, но и в государствах с одинаковым вероисповеданием и правовыми системами одной «семьи». Различия проявляются практически во всех институтах семейного права. Например, в законодательстве большинства государств предусмотрены нормы, определяющие материальные условия для лиц, вступающих в брак, но содержание этих условий в законодательстве каждого государства имеет особенности10. В РФ, например, условиями для заключения брака являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста (18 лет). В других государствах может быть установлен более низкий (более высокий) возрастной ценз.
В законодательстве некоторых государств (например, мусульманских) можно встретить следующие условия: учет разницы в возрасте между женихом и невестой, истечение определенного срока после смерти супруга для регистрации нового брака и другое. Что касается РФ, то помимо выше перечисленных условий в СК РФ имеется специальная статья, закрепляющая обстоятельства, препятствующие заключению брака (ст. 14). В их числе отсутствует необходимость получения согласия родителей, что является необходимым условием для регистрации брака во Франции в случае, если желающие вступить в брак не достигли 21 года.
Соблюдение материальных условий обеспечивает в будущем действительность брака. Каждое государство следит за выполнением его гражданами установленных правовых норм. Отсутствие единообразия в содержании понятия материальных условий порождает в последующем «хромающие браки» - браки, признаваемые в одном государстве и не признаваемые в другом. Существование в брачно-семейной области «хромающих отношений» неразрывно связано и обусловлено коллизионной проблемой, которую трудно решить. Но в семейном праве государства предпринимали и предпринимают попытки унифицировать отдельные институты. Например, принятие в 1902-1905 гг. серии Гаагских конвенций: о браке, разводе и судебном разлучении супругов, о личных и имущественных отношениях между супругами, об опеке над несовершеннолетними, попечительстве над совершеннолетними. [13, с. 261] Сам факт появления в начале XX столетия данных конвенций имел огромное значение. Затем появились другие Гаагские конвенции: о законе, применимом к алиментным обязательствам в пользу детей, 1956 г.; о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.; о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.; о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г. Универсальная унификация не стала эффективным регулятором брачно-семейных отношений международного характера, а результативнее оказалась региональная унификация. Одной из первых стала унификация стран Латинской Америки, завершившаяся принятием в 1928 г. Кодекса Бустаманте (унификации коллизионного права). Вопросам семейного права в нем посвящены специальные главы. [15, с. 225]
Между государствами - членами СНГ унификация коллизионных норм семейного права была осуществлена в результате принятия в 1993 г. Конвенции о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Излишне сравнивать количество международных материальных и коллизионных норм, принятых в области брачно-семейных отношений. Унификация семейного права ограничивается в основном созданием коллизионных норм. Материальных международных норм в области брачно-семейных отношений принято мало. [15, с. 228]
В 1980-1990 гг. были приняты следующие конвенции: Конвенция о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления 1993 г. Первые две из выше перечисленных рассматриваются при изучении подотрасли международного публичного права «Права человека». То есть из-за тесного переплетения публичных и частных отношений четкой дифференциации конвенций на источники международного публичного и МЧП не существует. Анализ «публичных» конвенций показывает, что в них наряду с международными стандартами, относящимися к публично-правовым предписаниям, содержатся нормы, регулирующие гражданские правоотношения. Например, в Конвенции о правах ребенка 1989 г. имеются нормы, относящиеся к личным неимущественным отношениям: положения, закрепляющие право ребенка на имя с момента его рождения, неимущественное право знать своих родителей. [13, с. 267]
Что касается участия РФ в унификации семейного права, то помимо Конвенции стран СНГ 1993 г. и принятого Протокола к этой Конвенции 1997 г., РФ является участницей около 20 двусторонних международных договоров о правовой помощи, в которых имеются разделы, регулирующие брачно-семейные отношения международного характера.
Основной коллизионной нормой в области формы брака является привязка к праву того государства, на территории которого он заключается, - lex loci celebrationis. Например, ст. 156 СК РФ устанавливает: «Форма и порядок заключения брака на территории РФ определяется законодательством РФ». Наряду с этим в РФ признаются браки между иностранными гражданами, совершенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены. Браки же граждан России и браки между российскими гражданами и иностранцами или лицами без гражданства, заключенные за пределами РФ с соблюдением законодательства государства, на территории которого они были заключены, будут считаться действительными, в том числе и с точки зрения формы, если при этом не были нарушены требования ст. 14 СК РФ (ст. 158). Польский закон о международном частном праве от 12 ноября 1965 г. также исходит из принципа: «Форма заключения брака определяется законом государства, в котором заключается брака» (§ 1 ст. 15).
Формула lex loci celebrationis применительно к форме брака закреплена во всех двусторонних договорах о правовой помощи, связывающих РФ и другие государства (Грузию, Латвию, Эстонию, Польшу, и другие).
Интересным и важным документом определяющим, что форма брака подчиняется закону места его заключения, является Кодекс Бустаманте, устанавливающий: «Брак будет считаться везде действительным в отношении его формы, если он был заключен в той форме, которая признается действительной законами страны, где он заключен. Однако государства, законодательство которых требует совершения религиозного обряда, могут отказать в признании действительным браков, заключенных их гражданами за границей без соблюдения этой формы» (ст. 41).
По-разному подходят к выбору права, подлежащего применению для обстоятельств, характеризующих форму брака, и к его материальным условиям. Принцип регулирования коллизий в брачных отношениях lex loci celebrationis применяется к отношениям формы, но не к существу. Например, Венгрия (другие страны континентальной Европы) определяют действительность брака с точки зрения его существа по закону гражданства или домицилия вступающих в брак. Южно-Африканская Республика, страны Латинской Америки, некоторые из штатов США используют правила о том, чтобы заключаемые на их территории смешанные браки удовлетворяли основным требованиям местных законов, отдавая часть регулирования личному закону. Некоторые остаются на позициях закона места совершения брачного обряда (КНР). Ст. 147 Общих принципов обязательственного права Китая, касаясь смешанных браков, устанавливает, что юридическая действительность брака определяется по закону места его заключения. [15, с. 233]
Институт брака связан с культурой, историей, экономикой и политикой страны. Закон определенной страны лучшим образом подходит для регулирования брака ее граждан. То есть в отношении материальных условий определяющим является личный закон. «Если оба лица, вступающие в брак, являются иностранцами, то брак может быть заключен ими в соответствии с испанским законодательством или в соответствии с личным законом любого из них» (ст. 50 ГК Испании). «Возможность заключения брака решается в отношении каждой из сторон законом ее гражданства», - гласит ст. 14 польского Закона. [13, с. 269] В РФ регистрируются браки между российскими гражданами и иностранцами, между иностранцами, в том числе между гражданами разных государств на основе коллизионных принципов закона гражданства для лиц, являющихся гражданами какого-либо государства, и закона постоянного места жительства (домицилия) - для лиц без гражданства. Согласно п. 2 ст. 156 СК РФ «условия заключения брака на территории РФ определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого является лицо в момент заключения брака». То есть условия заключения браков с иностранными гражданами определяются для лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является. Должны быть соблюдены и требования семейного законодательства РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. 14 СК РФ), как закона места совершения брачной церемонии (lex loci celebrationis). Это явление получило название в доктрине МЧП кумуляции коллизионных привязок. Сходное решение закреплено в правовом регулировании стран, подписавших и ратифицировавших Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях от 22 января 1993 г., а также соглашения о правовой помощи (Беларуси, Украины, Латвии, Эстонии и других стран). [12, с. 337]
Возникает вопрос: каковы предпосылки действительности в России браков, заключенных за рубежом? Отвечая на все этот вопрос, надлежит руководствоваться ст. 159 СК РФ, согласно которой: «Недействительность брака, заключенного на территории РФ или за пределами РФ, определяется законодательством, которое в соответствии со ст. 156 (заключение брака на территории РФ) и 158 (признание браков, заключенных за пределами территории РФ) СК РФ применялось при заключении брака».
Подчинение вопросов действительности брака личному закону вступающих в брак лиц является важной тенденцией коллизионно-правового регулирования семейных отношений в части заключения брака. Раньше во многих странах, в том числе и в РФ, преобладала «территориальная» привязка (прикрепление отношения к закону места совершения брака).
Часто
вопросы признания
Браки могут совершаться в органах регистрации актов гражданского состояния и в дипломатических (консульских) учреждениях стран. Браки, совершенные в данных представительствах, именуются «консульскими». В РФ (ст. 157 СК РФ) браки между иностранными гражданами, совершенные на территории РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государств, назначивших консула или посла.
Консульские конвенции, заключенные РФ с другими странами, разрешают регистрацию консулом браков граждан своей страны. Консул имеет право регистрировать брак согласно закону представляемого им государства. Местные органы уведомляются о произведенной регистрации брака. Для того чтобы иметь возможность заключения, действительности, признания консульских браков, совершенных на территории государства нахождения консула, между гражданами страны, направившей консула, и гражданами страны аккредитации консула (и гражданами третьего государства), необходимо наличие в консульской конвенции предусмотренного на то согласия договаривающихся стран. Категория консульских браков иногда может порождать некоторые нетипичные обстоятельства юридического порядка. Так, в РФ, когда граждане имеют два вида паспорта (общегражданский и заграничный) заключение в консульском учреждении брака гражданами РФ по предъявлению заграничного паспорта сопровождается выдачей документа о заключении брака, но не проставлением штампа в паспорте (что имеет место при заключении брака в органах ЗАГС). То есть супруги, вернувшись в РФ, должны обратиться в органы ЗАГС для соответствующего «завершения» его оформления.
В
каждой стране определяется режим личных
неимущественных и
При определении права, подлежащего применению к отношениям проживающих в РФ супругов-иностранцев или супругов, один из которых иностранец, основным является принцип совместного места жительства, а не гражданства супругов.
Согласно СК РФ «личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов должны определяться законодательством государства, на территории которого супруги имеют совместное место жительства, а при его отсутствии - законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства» (п. 1 ст. 161).
СК РФ ввел возможность заключения брачного договора - соглашения лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Заключив брачный договор, супруги могут изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. СК РФ предусматривает, что при заключении брачного договора супруги, не имеющие общего гражданства (совместного места жительства), могут сами выбрать законодательство, которое будет применяться к заключенному ими договору (п. 2 ст. 161).
В Минской конвенции 1993 г. и в Кишиневской конвенции 2002 г. предусмотрено следующее:
-
личные и имущественные
-
если один из супругов
-
если супруги не имели
- правоотношения супругов, касающиеся их недвижимого имущества, определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой находится это имущество;
-
по делам о личных и
Существуют двусторонние договоры о правовой помощи. Так, договор, заключенный с Эстонией, гласит, что личные и имущественные отношения супругов, являющихся гражданами одного государства и проживающих на территории другой страны, регулируются законами того государства, где они совместно проживают. Договор содержит и правило о том, каким законом регулируются отношения супругов, если они проживают на территории разных государств. Например, муж - гражданин Эстонии проживает в Эстонии, а жена - гражданка Эстонии проживает в РФ; их отношения будут регулироваться в данном случае законом страны их общего гражданства. [12, с. 343]
Например, муж и жена не имеют общего гражданства. Проживающая в РФ жена - гражданка РФ, а живущий в Эстонии муж - гражданин Эстонии. На этот случай договор устанавливает правило, по которому личные и имущественные правоотношения супругов регулируются законом страны, где они имели последнее совместное место жительства.
Необходимо заметить, что начиная с 1997 г. в Российской Федерации уделяется особое внимание вопросам, связанным с международным усыновлением. 19 сентября 1997 г. Государственной Думой было принято постановление «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением», в котором обращено внимание на необходимость государственного контроля за соблюдением прав детей - граждан РФ, усыновляемых иностранцами.
В 1998 г. в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» в ст. 165 СК была включена норма о том, что при усыновлении в Российской Федерации детей - граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, усыновление производится в порядке, установленном для граждан Российской Федерации. Позднее, 29 марта 2000 г., Правительством РФ было принято постановление «О правилах постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». К сожалению, возложение обязанности на иностранных граждан ставить на учет в консульских учреждениях усыновленных детей на практике может быть малоэффективным. Однако уже сам факт постановки проблемы по вопросам международного усыновления на государственном уровне является для России важным как в политическом, так и в правовом аспектах.