Характерные черты конституции 1993

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 03:02, реферат

Описание работы

Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

характерные черты конституции 1993г.docx

— 21.11 Кб (Скачать)

 

Конституция России - это  нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового  статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации  и деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

На I Съезде народных депутатов  была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б. Н. Ельцин. В состав комиссии вошли  представители всех республик, краев, областей, национальных автономий (102 человека). Через четыре месяца работы Комиссии проект новой Конституции был  подготовлен и опубликован для  всеобщего обсуждения. Пробудившиеся  общественные круги стали выдвигать  один за другим альтернативные проекты  и различные поправки к тексту. Проект Конституционной комиссии рассматривался на пятом Съезде народных депутатов, затем снова дорабатывался и  снова был опубликован в печати. Шестой Съезд народных депутатов  одобрил общую концепцию конституционной  реформы. Верховному Совету и Конституционной  комиссии было поручено после доработки  внести проект на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако два последующих Съезда оказались не приняли Конституцию вследствие острых противоречий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Седьмой съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции на всероссийский референдум, но восьмой Съезд отменил это решение.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был  опубликован. Тем самым был положен  конец достижению компромисса между  законодательной и исполнительной властями. Проект Конституции существенно  исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения  о правах и свободах человека и  гражданина. Однако в вопросах организации  государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону  уменьшения полномочий Президента, и  сохранялась все та же советская  форма правления.

Возникшие разногласия практически  не затрагивали положений о правах и свободах человека и гражданина, но приобрели острый характер по вопросам разделения полномочий двух властей.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был  опубликован. Тем самым был положен  конец достижению компромисса между  законодательной и исполнительной властями. Проект Конституции существенно  исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения  о правах и свободах человека и  гражданина. Однако в вопросах организации  государственной власти доминировали прежние подходы. Принцип разделения властей трактовался в сторону  уменьшения полномочий Президента, и  сохранялась все та же советская  форма правления.

Выдвигая по политическим соображениям идею парламентаризма, авторы проекта упорно утверждали ведущую  роль парламента в системе высших органов государственной власти. Явно в нарушение принципа разделения властей Верховный Совет наделялся  «контрольными полномочиями», а  также правом принимать решения  по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный  Совет приобрел право принимать  федеральный бюджет и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства, которые могли назначаться только Президентом исключительно с  согласия Верховного Совета, были не только Председатель и его заместители, но также министры экономики, финансов, внутренних дел, иностранных дел, обороны, безопасности.

21 сентября Президент  подписал Указ о поэтапной  конституционной реформе в Российской  Федерации № 1400, который, не  прекращая действия Конституции  в части, не противоречащей  Указу, прерывал осуществление  законодательной, распорядительной  и контрольной функций Съезда  народных депутатов и Верховного  Совета.

Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие Положение  о федеральных органах власти на переходный период, одобренного  Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. В действие также вводилось  Положение о выборах депутатов  Государственной Думы.

Президентом был принят ряд  других мер по реформированию государственности. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации  от 9 октября 1993 г. (№ 1617) были прекращены полномочия Советов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Основные положения о выборах  в представительные органы государственной  власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской  власти в стране. Для решения вопроса  о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момента опубликования результатов голосования (10 ноября проект был опубликован).

12 декабря 1993 г. был  проведен референдум. Особенность  его состояла в том, что одновременно  с принятием новой Конституции  проходили выборы в Федеральное  Собрание, предусмотренное еще не  принятой Конституцией. Во всенародном  голосовании по проекту новой  Конституции приняли участие  54,8% зарегистрированных избирателей.  За принятие Конституции проголосовало  58,4% избирателей, принявших участие  в голосовании.

Характерной чертой Конституции  РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней  нашли воплощение то, что достигнуто и

отстаивается многонациональным  народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода  экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание  прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии  народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции  РФ 1993 г. относится и наличие в  ней основополагающих положений. Она  содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и  служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление  самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции  России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного  закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции  Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в  том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы  являются высшей ценностью". В Конституции  закрепляются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

 

2.2 Специфика основных  черт Конституции РФ

Основные черты и юридические  свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику  механизма конституционного регулирования  общественных отношений. К числу  этих характеристик можно отнести  следующие: легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, стабильность, особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Легитимный характер Конституции  РФ 1993 года заключается в том, что  она была принята конституционным  референдумом, который проводился впервые  за всю историю существования  России. Гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием.

В этом выражается еще одна существенная черта конституции: в  наличии особого субъекта - народа, который устанавливает конституцию  и от имени которого она принимается. В Конституции Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению с предшествующими, отражена рассматриваемая черта, в ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации … принимаем Конституцию Российской Федерации».

Конституция является своего рода моделью для регулирования  новых общественных отношений. Вот  почему ей присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Поэтому наряду с закреплением итогов достигнутого в Конституции Российской Федерации 1993 года отражаются стремления и цели, представляющие задачи будущего, исторические перспективы.

Важной чертой конституции  является ее преемственность. Она обусловлена  непрерывностью исторического развития государственности. Она обусловлена  непрерывностью исторического развития государственности.

Ядро преемственности  федеральной Конституции 1993 года - российский народ, суверенная государственная  власть, государственное единство России.

Идея преемственности  новой российской Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторически  сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями.

Важной чертой конституции  правового государства является ее реальность. Главным критерием  для оценки реальности конституции  служит соответствие ее действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний  социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции. В отличие  от конституций советского периода  истории, характеризовавшихся в  большей степени своей декларативностью, Конституция 1993 года приближена к действительности.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент Российской Федерации  является ее гарантом. В своей присяге  он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82)[13].

 Президент вправе приостанавливать  действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

 Конституционный суд  играет важную роль в охране  Конституции. Он рассматривает  дела о соответствии Конституции  законов и иных нормативных  актов как федеральных органов власти, так и субъектов Федерации. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

 Анализируя порядок  изменения Конституции Российской  Федерации, следует подчеркнуть  крайнюю сложность конституционного  пересмотра. "Создатели действующей  Конституции Российской Федерации  пошли по пути намеренно усложненного  варианта ее реформирования"[14]. Для принятия поправок к гл. 3 - 8 действующей Конституции требуется  согласие большинства депутатов  Федерального Собрания и более  2/3 субъектов РФ. Достичь такого  согласия даже в условиях гражданского  мира очень трудно, особенно когда  речь идет о принципиальных  изменениях. Еще более сложна  реализация поправок к главам, закрепляющим основы конституционного строя, права и свободы гражданина. Она возможна только путем разработки проекта новой Конституции, который принимается большинством специально созываемого Конституционного Собрания либо всенародным голосованием.

Заключение

С принятием конституции  Российской Федерации 1993 г. в нашей  стране начался новый этап государственной  реформы. Будучи принятый всенародным  голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических  преобразований в России.

 Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная  конституция, признающая неотчуждаемость основных прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив эффективное применение Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

 Конституция является  фундаментом системы права, главным  системообразующим фактором, базой для систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это соглашение между всеми социальными группами о всеобщих правилах жизни общества. Она явилась необходимым этапом в развитии правовой системы РФ.

 Таким образом мы можем сделать следующие выводы:

 а) Конституция обладает  высшей юридической силой; 

 в) Конституция —  ядро правовой системы, база  для действующего законодательства;

 г) Особая правовая  охрана Конституции, особый порядок  пересмотра конституции, внесения  в нее поправок обеспечивают  её стабильность.

 

 

 

 

Литература:

Исаев И. А. История государства  и права России: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2000.- 786 с.

 Коваленко А. И. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник. - М.: АРТАНИЯ, 1995. - 192 с.

 Ковешников Е. М. Российское конституционное право: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 224 с.

Козлов Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 608 с.

Конституционное право России: Конспект лекций / Сост. А. В. Якушев. - М.: Приор, 2000 - 160 с.

 


Информация о работе Характерные черты конституции 1993