Гражданское право Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:52, реферат

Описание работы

Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОМПАНИЯХ, МОНОПОЛИЯХ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ТОРГОВОЙ ПРАКТИКЕ
5. РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В АНГЛИИ
6. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа содержит 1 файл

Гражданское право англии распечатать.docx

— 60.49 Кб (Скачать)

     Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: КОНСОЛИДАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2. РАЗВИТИЕ  СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО  ПРАВА

3. ОСНОВНЫЕ  ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  О КОМПАНИЯХ, МОНОПОЛИЯХ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ  ТОРГОВОЙ ПРАКТИКЕ

5. РАЗВИТИЕ  ТРУДОВОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  В АНГЛИИ

6. ОСНОВНЫЕ  ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРАВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

английское  законодательство право

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Исторические  особенности развития государства  обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была “записана” в едином акте, Писанная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.

     Писанная  часть включает в себя статусное  право, т.е. принятые в различные  годы и даже эпохи парламента, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, и судебные решения(прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный  характер.

     Выражение “писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно  зафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется  для обозначения закона, непринимавшегося парламентом. Судебные решения составляют систему “общего права”; они  затрагивают главным образом  права и свободы граждан, а  также отношения различных государственных  органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшее значение из них  имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной  судебной инстанции страны. Ее решения  обязательны для всех судов. 1

     К неписаной части относятся конституционные  соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие  вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычай представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти. Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай; для этого нет какого - либо специального органа. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

     Статусное право носит фрагментальный характер; парламентских актов по конституционным  вопросам насчитывается около четырех  тысяч, и это число постоянно  увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто  конституционные, целиком посвященные  какому - либо вопросу конституционного регулирования.

     Своеобразная  система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

 

      1. Особенности современного английского законодательства: Консолидация законодательства

 

     Великобритания - ведущая страна в сфере системы  общего права. Там нет деления  права на частное и публичное, и нет строгого разграничения  материального и процессуального  права. Отрасли права не подразделяются структурно. Судебный прецедент является основным источником права. Для стран, входящих в эту систему права, характерна своеобразная терминология и наличие ряда правовых институтов, которых нет в других странах.

     Характерной особенностью английского права  является его архаизм, унаследованный от феодального строя. Но с развитием  буржуазных отношений осталась архаичной  лишь форма права, а содержание обновилось. Поскольку, как уже отмечалось, Великобритания относится к странам общего права (common law), причем кодифицированные нормативно-правовые акты там не приняты до настоящего времени, то иерархию нормативных актов  в сфере гражданского права возглавляет  статут. Статуты имеют преимущественно  консолидированный характер. Такими являются, прежде всего, консолидированный  Закон о собственности (1925); Закон  о продаже товаров (Sale of Goods), 1980; Закон  о компаниях (1985) и др.

     К основным направлениям развития этой отрасли права можно отнести, например, тенденцию ограничения  прав отдельного собственника в пользу государства и крупных компаний. Так, если прецедент 1843 года установил, что собственник владеет всем над- и под- своим земельным участком, то Закон 1949 года о гражданской авиации  установил, что воздушное пространство используется в публичных целях. А консолидированные законы Великобритании 1981 года о принудительном выкупе и  приобретении земли признали реальную возможность принудительного выкупа земли у частных лиц, корпораций, муниципалитетов, если таковая производится в общенациональном масштабе.

     Прецеденты (судебная практика) - это также ведущий  источник права в современном  гражданском праве Великобритании. Однако во второй половине XX века статуты  потеснили прецеденты, которые в  настоящее время регулируют преимущественно  сферу договорных и деликтных  обязательств.

     В XX в. в Англии законодательство окончательно превратилось в основной и наиболее продуктивный источник права. Оно становилось все более сложным не только в силу своей исторической специфики, но и благодаря принятию большого числа новых публичных актов по вопросам, которые ранее не были предметом законодательного регулирования (трансплантация человеческих органов, использование компьютерных данных и т. д.).

     Усложнению  статутного права способствует появление  и такого сравнительно "молодого" источника права, как акты делегированного  законодательства. К их числу относятся  акты исполнительной власти, издаваемые на основе и в рамках специальных законов парламента о делегации своих полномочий. Такие акты принимают различные формы, чаще' всего "приказа" (order). Высшим по силе из таких приказов остается "приказ в Совете", который издается правительством на основе полученных им делегированных полномочий от имени короны и Тайного совета. Но наиболее распространенной формой делегированного законодательства являются приказы министров.

     Акты  делегированного законодательства в ряде сфер общественной жизни (образование, здравоохранение, и т. д.) по своему числу  и значению превосходят статутное  право. В условиях множественности  источников права и быстрого увеличения числа законодательных актов  вопрос об их систематизации приобрел в XX в. особую остроту. Основной формой ревизии и упорядочения многочисленных законов оставалась консолидация. Удобство этой формы определяется тем, что консолидирующие акты проходят через парламент посредством упрощенной законодательной процедуры. Консолидация, принимала различные виды. Это и простое объединение ранее изданных по одному вопросу законодательных положений, и такая систематизация законодательства, которая не исключала внесения в него отдельных изменений и усовершенствований.2

     Специальный парламентский Акт о процедуре  консолидации законодательства 1949 г. обобщил сложившуюся парламентскую практику, подчеркнув принцип неизменности консолидируемых законодательных положений. Он признал допустимым консолидирующие акты с внесением "изменений и незначительных усовершенствований" в действующее право: Формально эти изменения призваны устранять двусмысленность и сомнительные или устаревшие положения, но практически бурный процесс консолидации английского законодательства во второй половине XX в. привел к существенным изменениям в правовой системе в целом.

     В Законе 1949 г. специально указывалось, что изменения, установленные консолидирующими актами после их утверждения парламентом, имеют силу закона. В последние десятилетия в Англии при составлении целого ряда консолидированных актов было осуществлено значительное обновление содержания законодательства (Акт об уголовном праве 1967 г., Акты о краже 1968 и 1978 гг., Акт о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г, и т. д.).

     Масштабы  консолидации в Англии были расширены  принятием парламентом специального Акта 1965 г. об образовании правовой комиссии (отдельная комиссия была создана и для Шотландии), целью которой было проведен реформы права вплоть до его полной кодификации. Был подготовлены кодифицированные акты, в частности, по договорному и семейному праву, по правовому регулированию аренды недвижимости и др.

     Но  процесс создания кодифицированного  права в современной Англии весьма далек от завершения. Идет эволюционно  и своеобразно с учетом английских новых традиций и юридической  техники. В частности комиссия по реформе права не следует принципу кодификации, установившемуся в континентальной системе один закон регулирует единый круг отношений". Перед комиссией, стремящейся в принципе к кодификации, возникают трудно разрешаемые до настоящего времени проблемы, связанные с сохранением прецедентного права. В процессе консолидации (кодификации права) все чаще учитываются не только сами статуты и последующие поправки к ним, но и делегированное законодательство, а также и отдельные прецеденты.

     2. Развитие современного  английского гражданского  права

 

     Сам термин "гражданское право" применительно  к английской правовой системе является условным. Он не воспринят судьями  и законодательством, которые не признают классического римского деления права на публичное и частное, как и вообще его отраслевую структуру. С доктринальных же позиций оно складывается из ряда традиционных правовых институтов: реальной собственности, доверительной собственности, договора, деликтов и т. д.

     Как никакая другая часть правовой системы, гражданское право, регулирующее многообразные имущественные и личные отношения, развивалось эволюционно, без крутых поворотов, а поэтому и достаточно эффективно.

     В гражданском праве Англии, раньше других стран вступившей на путь капиталистического развития, еще в Дореволюционный  период доминировали, несмотря на внешнюю средневековую оболочку, более гибкие подходы к регулированию собственности, договоров и иных сторон имущественного оборота. Предпринимательские круги Англии, не имевшие в XVII-XVIII вв. своей собственной правовой Программы, вполне довольствовались компромиссами и в Целом были удовлетворены традиционными конструкциями "общего права" и "права справедливости".3

     Даже  в XIX в. в Англии, когда гражданское право в целом в своем содержании модернизировалось, такой важный его институт, как право собственности, знал еще специфическое средневековое деление имущества на "реальную" (real property) и "личную" (personal property) собственность. Это деление было связано с исторически сложившимися в Англии формами защиты имущественных интересов - "реальными" и "личными" исками. Реальными исками защищалась земля, родовые недвижимости и титулы, т. е. те виды имущественных прав, в особой защите которых были заинтересованы собственники земли - лендлорды. В XIX в. распоряжение реальной собственностью было сопряжено хотя и с меньшими, чем раньше, но, тем не менее, с вполне определенными формальностями и ограничениями. При наследовании такой собственности действовали сохранившиеся от средневекового периода правила майората, препятствовавшего дроблению родовых имуществ; исключение женщин из числа наследников и т.д. Личная собственность, к которой помимо чисто вещных прав относились так называемые права на иски (авторское, патентное право), защищалась судами с помощью более гибких и удобных для предпринимательского мира средств: Законодательные нововведения (в 1832 и 1845 гг.), направленные на упрощение процедуры отчуждения недвижимости, привели к постепенному ослаблению граней между "реальными" и "личными" исками, а также к изменению положения арендаторов (законы 1875 и 1883 гг.) и копигольдеров. В 1882 г. закон предоставил держателям земли в случаях пожизненной аренды право свободного распоряжения землей.4

Информация о работе Гражданское право Англии