Государство субъект международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении международно-правового статуса государств как субъектов международного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Понятие и виды субъектов международного права………………………..3
1.1 Признаки субъектов международного права……………………….....4
1.2 Правосубъектность субъектов международного права………………4
1.3 Категории субъектов международного права…………………………5
2. Государство – субъект международного права……………………………..7
2.1 Суверенитет государства……………………………………………….7
2.2 Основные права и обязанности субъектов международного права…8
3. Международно - правовое признание …………………………………….11
3.1 Формы международно - правовое признание………………………..12
3.2 Виды международно - правовое признание………………………....13
4. Правопреемство государств………………………………………………....16
4.1 Виды……………………………………………………………………...18
4.2 Формы……………………………………………………………………18
4.3 Научные теории международного права……………………………....19
4.4 Объекты правопреемства……………………………………………….21
5. Правосубъектность международных (межгосударственных) организаций………………………………………………………………………22
5.1 Права международных организаций…………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...26

Работа содержит 1 файл

международное право готово.docx

— 50.04 Кб (Скачать)

Обязанности признания не существует. Это - право  государства. Разумеется, длительное непризнание, продиктованное откровенно политическими  соображениями и игнорирующее реальности международной жизни, может стать  фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения.

Признание может  быть не явно выраженным. Его можно  усмотреть в определенных действиях  государства (предложении установить дипломатические отношения и  т.п.).

В доктрине существуют две теории признания:

1. Декларативная  теория исходила из того, что  государство является субъектом  международного права с момента  своего возникновения. Признание  не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

2. Конститутивная  теория базировалась на противоположном  постулате, согласно которому  возникновение государства не  равнозначно возникновению субъекта  международного права; таковым  оно становится только после  получения признания со стороны  других государств. Данная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось, как бы вне международного общения из-за невозможности реализовать свои основные права и обязанности, установить стабильные межгосударственные отношения. Признание, таким образом, «конституировало» государство как субъект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших государств.

 

3.1 Формы признания

 

1) юридическое  признание, которое в свою очередь  подразделяется на:

а) признание  де-юре (de jure) - является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала определенные способы оформления полного юридического признания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Возможно и подразумеваемое признание;

б) признание  де-факто (de facto)  - является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений.

 

2) фактическое  признание (неофициальное).

Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай). Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров.

 

3.2 Виды признания .

 

1) традиционные  виды признания (государств и  правительств);

2) предварительные,  или промежуточные (признание  народов или наций восставшей  или воюющей стороной, организаций  сопротивления и правительств  в изгнании). Предварительные виды  признания применяются в ожидании  дальнейшего развития событий,  которые могут привести либо  к созданию нового государства  (при признании народа или нации), либо к стабилизации положения  в стране, где власть нового  правительства была установлена  неконституционным путем.

Провести четкую границу между этими видами признания на практике довольно трудно. Например, народ, борющийся за свое освобождение, может быть признан в качестве воюющей стороны; власть, сместившая предыдущее правительство с помощью вооруженной силы и утвердившаяся на большей части территории страны и признанная воюющей стороной, может мало чем отличаться от правительства в традиционном понимании и т.д. Многое здесь определяется конкретной обстановкой, политической прозорливостью признающего и другими обстоятельствами. 

Вопрос о  признании государства возникает  в том случае, если появляется новое  государство в результате объединения  нескольких, либо если на месте одного государства в результате его  распада появляется ряд более  мелких, либо, наконец, если из состава  какого-либо государства выделяется новое.

Вопрос о  признании государства может  возникнуть и при кардинальном изменении  государственного и общественного  строя в результате революции. Однако на практике в таких ситуациях  чаще прибегают к признанию нового правительства, особенно если революция  не привела к серьезным территориальным  изменениям.  

Признание правительства  – признание государствами нового правительства какой-либо страны, пришедшего к власти неконституционным путем.7

Попытки выработать критерии признания правительств, пришедших  к власти неконституционным путем, успеха не имели. Принято считать, что  такое признание является обоснованным в том случае, если учитываются  следующие обстоятельства:

  • деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле;
  • правительство осуществляет эффективную власть на территории государства;
  • установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека;
  • отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Таким образом, под международно-правовым признанием понимается признание в соответствии с международным правом существующими  государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные  или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правопреемство государств.

 

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязательств от одного государства - субъекта международного права к другому.8 

Правопреемство  в международном праве - это смена  одного государства другим в несении  ответственности за международные  отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.9

Правопреемство - давний институт международного права, который получил весьма широкое  распространение в международной  практике. О нем речь шла в 60-70-е  годы применительно к независимым  государствам, возникшим на месте  бывших колониальных владений западных держав; таких государств насчитывается  около восьмидесяти. Концепция правопреемства применялась также в связи  с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Китай, ставший с 1949 года Китайской Народной Республикой; Куба после свержения  в 1959 году диктаторского режима.

Правопреемство - сложный международно-правовой институт, нормы которого длительное время  имели обычно-правовой характер. В  современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская конвенция о  правопреемстве государств в отношении  договоров, в 1983 г. - Венская конвенция  о правопреемстве государств в отношении  государственной собственности, государственных  архивов и государственных долгов. Эти конвенции определяют, что  могут применяться только к последствиям правопреемства, а это означает, в частности, что соответствующие  территориальные изменения сами по себе не рассматриваются как правопреемство, а являются лишь его основаниями. Вместе с тем из положений о  применимости конвенций можно сделать  вывод, согласно которому буквальный смысл термина «правопреемство» означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству - субъекту международного права.

Переход прав и обязанностей от одного государства  к другому происходит в случаях  возникновения нового государства - субъекта международного права; возникновения  нового государства на месте колониального  владения государства-метрополии; разделения одного государства на несколько  новых государств; объединения нескольких государств в одно государство; отделения  от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства и т. д.

Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях  прекращения существования государств и возникновения новых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении  новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего решать путем соглашения заинтересованных государств, принятия соответствующего акта международной организацией, вынесения  решения международным судебным органом. Так, после распада Австро-Венгрии  Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Австрии и Венгрии; после Второй мировой войны ООН за­нималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х гг. в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся новых государств.

 

 

4.1 Виды .

 

Основные  виды международно-правового признания  следующие.

  • Признание государства (государствоподобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.
  • Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например в результате демократических выборов.
  • Признание восставшей (воюющей) стороны.
  • Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.
  • Признание организаций сопротивления.

 

4.2 Формы .

Также существуют следующие формы международного признания:

  • Признание де-юре — полное официальное признание государств (государствоподобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.
  • Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.
  • Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.10

 

4.3 Научные теории в  международном праве.

 

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих  от государства-предшественника к  государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права  сложились различные теории:

1. Теория  универсального правопреемства (она  получила развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявилась в тру­дах Г. Гроция).

Согласно  этой теории государство-преемник полностью  наследует международную личность государства-предшественника. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественности), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник продолжало оставаться тем же юридическим субъектом, олицетворяющим единство территории, населения, политической власти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

2. Негативная  теория (выдвинута в начале XX в. и наибольшее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса). Сторонники данной теории полагали, что континуитет международной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает свои договорные связи «с чистого листа».

Эти теории не получили подтверждения в практике правопреемства. Согласно современным  взглядам конкретный объем прав и  обязанностей, переходящих от государства-предшественника  к государству-преемнику, зависит  от многих факторов, которые следует  принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это  не должно противоречить основным принципам  международного права, наносить ущерб  остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать  под правопреемство аннексия.11

 

 

 

 

4.4 Объекты правопреемства:

 

  • права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника (правопреемство в отношении международных договоров);
  • государственная собственность;
  • государственные архивы;
  • государственные долги.

Информация о работе Государство субъект международного права