Государство как субьект международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Государство является основным субъектом международного права. Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права. Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами. Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Работа содержит 1 файл

Университет экономики и права.docx

— 33.54 Кб (Скачать)

Университет экономики  и права «Крок»

Доклад на тему:

Государство как субъект  международного права

 
 

23.03.2013


 

 

 



 

 

Субъекты международного права, в зависимости от своей  правовой природы, подразделяются на две  категории: первичные и производные (вторичные). Государство, как субъект  международно-правовых отношений, относится  к первичным. Это самостоятельные  и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим  фактом своего существования, становятся носителями международных прав и обязанностей. Вступая в правоотношения между собой, государства делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права. В силу данного обстоятельства, государства, конечно же, гарантируют нормальный и эффективный международно-правовой статус остальных субъектов рассматриваемой отрасли российского права. Именно поэтому государство является основным субъектом международного права. Правовые отношения, как они определены общей теорией права, представляют собой регулируемые правом общественные отношения, стороны которых называются субъектами правоотношений или субъектами права. Под субъектами международного права понимаются стороны международных правоотношений, наделенные при помощи норм международного права субъективными правами и юридическими обязательствами. Как правило, в международном праве субъективному праву одного субъекта международного правоотношения всегда противостоит юридическое обязательство другого субъекта этого правоотношения.

Субъектом международного правоотношения может стать сторона, обладающая международной правосубъектностью, понятие которой несколько отличается от общепринятого понятия правосубъектности  в национальном праве. Необходимо заметить, что содержание термина "международная  правосубъектность" в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие  юридическую природу, основания  и пределы международной правосубъектности. В самом общем плане международную  правосубъектность можно определить как юридическую способность  лица быть субъектом международного права. Содержание международной правосубъектности  образуют основные права и обязанности  такого субъекта, вытекающие из международно-правовых норм.

Итак, международная правосубъектность  по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют две  категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные):

1) первичные - государства,  обладающие международной правосубъектностью  в силу своего возникновения,  не обусловленной чьей-либо внешней  волей и имеющей всеобъемлющий  характер, а также народы и  нации, борющиеся за свое самоопределение;

2) производные - международные  межправительственные организации,  специфика юридической природы  которых выражается в том, что  они как субъекты международного  права порождены волеизъявлением  государств, зафиксировавших свое  решение в учредительном акте.

Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся  нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный  или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность  самостоятельного участия в международных  отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у  них правосубъектности с момента  образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит  от чьей-либо воли и имеет по своей  природе объективный характер. Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и  несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и обладают двумя другими  характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Это следующие отличительные  черты субъектов международного права:

1) субъекты международного  права, как правило, являются  коллективным образованием. Каждый  субъект международного права  имеет определенные элементы  организации. Так, в государстве  существует власть и аппарат  управления. В структуре борющейся  нации необходимым элементом  является политический орган,  представляющий ее внутри страны  и в международных отношениях, несущий ответственность за деятельность  нации. В международной организации  существуют постоянно действующие  органы. При исполнении властных  полномочий субъекты международного  права относительно независимы  и не подчинены друг другу.  Каждый из них имеет самостоятельный  международно-правовой статус, выступая  в международных правоотношениях  от своего собственного имени;

2) субъекты международного  права обладают способностью  участвовать в разработке и  принятии международных норм, которая  составляет важнейший элемент  международной правосубъектности.  Субъекты международного права  (в отличие от большинства субъектов  права внутригосударственного) - не  просто адресаты международно-правовых  норм, но и лица, участвующие в  их создании.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание  правами и обязанностями, вытекающими  из международно-правовых норм; существование  в виде коллективного образования; непосредственное участие в создании международно-правовых норм) дает основание  считать то или иное образование  полноценным субъектом международного права. Отсутствие у субъекта хотя бы одного из перечисленных качеств  не позволяет говорить об обладании  международной правосубъектностью в точном значении этого слова  и, следовательно, не позволяет причислять данного субъекта к кругу субъектов  международного права.

Основные права и обязанности  характеризуют общий международно-правовой статус всех субъектов международного права. Права и обязанности, присущие субъектам определенного вида (государствам, международным организациям и т.д.), образуют специальные международно-правовые статусы данной категории субъектов. Совокупность прав и обязанностей конкретного  субъекта образует индивидуальный международно-правовой статус этого субъекта.

Таким образом, правовое положение  различных субъектов международного права неодинаково, поскольку различны объем распространяющихся на них  международных норм и соответственно круг международно-правовых отношений, в которых они участвуют.

Государства являются основными  субъектами международного права; международная  правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие  признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет. Суверенитет определяется в теории права следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное  право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных  отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все  международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются  совершенными от имени этого государства.

Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной  власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового  статуса государства составляют права, которые перечислены в  различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных  организациях. Так, в Декларации о  принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство  обязано уважать правосубъектность  других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы  суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена  на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Международная правосубъектность  государств универсальна, что означает полномасштабное участие их в  создании и поддержании международного правопорядка, в выработке норм международного права, способность в полном объеме как приобретать, так и реализовывать  права, выполнять взятые на себя обязательства.

Таким образом, с точки  зрения современного международного права, государство – это образование, обладающее определенное территорией  и постоянно проживающим на ней  населением, которое находится под  контролем собственных властных структур, а также способное устанавливать  формальные отношения с другими  аналогичными образованиями.

Государства в зависимости  от своей территориально-организационной  структуры могут быть простыми (унитарными) и сложными. Унитарное государство  представляет собой единое государственное  образование с единой системой высших органов государственной власти и управления. В области внешних  сношений оно выступает в качестве единого субъекта международного права.

Отдельные регионы таких  государств могут обладать внутренней автономией и пользоваться некоторыми правами в области внешних  сношений, но остаются интегрированными частями унитарного государства, следовательно, не признаются в качестве субъектов  международного права.

Сложнее обстоит дело с  государствами, имеющими федеративное устройство. Об этом подробнее пойдет речь в следующем параграфе, тем  более что этот вопрос является актуальным для Российской Федерации.

 Интересным представляется  упомянуть о постоянно нейтральных  государствах – добровольно приняло  на себя обязательство соблюдать  постоянный нейтралитет, т.е. не  вступать в военные союзы и  не допускать на своей территории  военного присутствия иностранных  государств в мирное и военное  время. Среди таких государств  можно, в частности, назвать:  Швейцария, Австрия, Мальта, Туркменистан, Ватикан, Сан-Марино, Камбоджа.

В теории международного права  содержание правосубъектности государств раскрывается через основные (фундаментальные) права и обязанности. Права: суверенное равенство государств, право на независимость, осуществление верховенства над  своей территорией, право на оборону  и пр. Из них вытекают и соответствующие  обязанности: уважение суверенитета остальных  государств, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сохранение мира и поддержание международной  безопасности, развитие экономического сотрудничества, защита прав человека, охрана окружающей среды и т.д.

Для подтверждения за конкретным государством статуса субъекта международного права, необходимо его признание. Признание  – это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении  нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и намерению  нового государства вступать в отношения  с другими государствами и  иным образом участвовать в международном  общении.

Это чрезвычайно важный аспект в международном праве. Так с  развалом СССР и вместе с ней ряда государств, составлявших социалистический лагерь, образовалось несколько новых  субъектов международного права. Такая  же ситуация имела место при признании  самостоятельного статуса за колониями  в середине прошлого столетия.

Как показывает практика, иногда для признания того или иного  государства достаточно акта одной  страны. Так обстоит дело с Турецкой республикой Северного Кипра. Получив  признание лишь от Турции, данная республика остается непризнанной всем остальным  мировым сообществом, что тем  не менее не мешает ее существованию. Это особенно актуально в свете  последних событий вокруг Южной  Осетии и Абхазии. Как отмечается различными политическими аналитиками, есть два пути выхода их из формального  статуса регионов Грузии. Первый, признание  Россией их самостоятельными государствами; второй (менее вероятный) – вхождение  и в состав России в качестве Субъектов  Федерации.

В данном аспекте вопросы, связанные с признанием государств, чрезвычайно сложны и неоднозначны. Достаточно лишь вспомнить к какому международному противостоянию приводят ситуации вокруг Северного Кипра, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Косово. Поэтому мировому сообществу здесь  необходимо действовать сообща исключительно  дипломатическим путем для избежания  столкновений и конфликтов военного характера, плавно подводя обозначенные процессы к разрешению, которое бы по возможности устраивало все заинтересованные стороны.

Также необходимо сказать  о таком институте международного права, как правопреемство, которое  в некоторой степени связано  с признанием государств. И здесь  также чрезвычайно важно, чтобы  все неурегулированные споры  разрешались в соответствии нормами  международного права, не допуская вооруженных  столкновений.

Информация о работе Государство как субьект международного права