Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:17, реферат
История социально-экономического развития многих, в том числе круп¬нейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безрабо¬тицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодоле¬вали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие доволь¬но успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.
В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику, в т.ч. посредством индикативного планирования.
В настоящее время в Японии государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:
Развивается
и поддерживается государством как
крупный, так и мелкий бизнес.
Хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, использующего для этого фискальную и кредито - финансовую политику, а также меры прямого административного воздействия. Положительное влияние на экономику Японии оказал процесс приватизации неэффективных (в т.ч. неплатежеспособных и банкротов) государственных предприятий, которые даже в лучшие времена не достигали среднего уровня эффективности частного сектора.
Уникальным ресурсом японской экономики были и остаются сбережения предприятий и граждан, позволившие осуществить накопление и обновление капитала.
В структурной политике Европейского союза превалирует селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Он состоит в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы подъема депрессивных регионов и предприятий, причем не путем строительства крупных промышленных предприятий, а главным образом посредством создания малых и средних предприятий передовых отраслей.
Главной особенностью экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора в акционерной форме. Акции являются государственными непосредственно либо опосредованно - через финансовые институты. Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях имеющих ключевой значение для экономики страны:
• 446 гос. компаний - в промышленности (черной и цветной металлургии, химии машиностроении;
• 194 гос.компании - в транспорте и связи,
• 32 - в энергетике,
• 280 - в финансовой сфере.
Отличительной чертой экономики Франции является система государственного регулирования, включая индикативное (договорное) планирование на национальном уровне (например, по договорам концессии).
Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов, с использованием различных форм административного регулирования. Особенность английской экономической политики - сдерживание производства, особенно при обострении проблем платежного баланса страны.
При рассмотрении вопросов государственного регулирования в скандинавских странах, необходимо различать государственную собственность и государственный сектор.
Доля_госсобственности значительна тольков Финляндии. Госсектор значителен во всех скандинавских странах.
Занятость в
государственном секторе
Государство в странах Скандинавии активно представлено в следующих сферах - образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, рынок труда и др. Помимо прямого участия государства в экономике, существуют косвенные методы регулирования с помощью мер кредито - финансовой политики.5
В азиатских странах масштабы участия государства в организации и управлении промышленностью, как правило, значительны. Формы и методы государственного вмешательства в экономику изменяются в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. Тесная связь бизнеса и государственного аппрата имеет как позитивное, так и негативное воздействие на национальную экономику (пример Японии и Южной Кореи - в меньшей степени, пример Индии - в большей).
В экономической политике стран Латинской Америки до начала 80-х годов преобладало традиционное значительное государственное вмешательство в экономику.
На современном этапе развития преобладают либеральные рыночные системы с косвенным участием государства (в основном финансовые и фискальные) в экономическом регулировании. В Латинской Америке существенно сокращена доля государственного сектора, возросла степень открытости экономики.
Масштабная приватизация государственной собственности проведена в большинстве латиноамериканских стран (Чили, Аргентина, Бразилия и др.).
В Бразилии осуществлена приватизация в нефтяной промышленности, электроэнергетики. Тем не менее, государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях: горнодобывающих, нефтехимии, металлургии, химии и фармацевтической промышленности.
В 1997 г. Бразилия вышла на первое место в мире по продаже госсобственности. Тем не менее, государственные предприятия занимают ведущее место среди крупнейших компаний Бразилии.
В Мексике проведена распродажа убыточных государственных предприятий. В программу приватизации включены крупнейшие предприятий горнорудной промышленности, черной металлургии, авиационного транспорта, принадлежавшие как федеральному правительству, так и местным органам власти. (Только за период 1990 -1994 гг. в латиноамериканских странах приватизировано 694 предприятия).
В государственной экономической политике стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) взят курс на разгосударствление и приватизацию государственной собственности, формирование свободных товаропроизводителей, которые являются собственниками не только производимой и продаваемой продукции, но и средств производства.
Тенденция развития – paзнообразие форм собственности.
Важным моментом является то, что государства Центральной и Восточной Европы четко определили границы приватизации, обозначив ту часть собственности, которая остается в руках государства.
Статус государственной
собственности сохранили железн
В странах
ЦВЕ имеет место процесс «
Мировой опыт
показывает, что собственность используется
наиболее эффективно в тех странах,
где степень либерализации
Тип управления — это комплекс характеристик, отражающих его особенности, назначение и ценность.
Антикризисное управление как тип управления, способного предвидеть и предварять кризисы, смягчать их течение, устранять отрицательные последствия и превращать их в позитивные изменения, является важнейшим фактором современного развития менеджмента и экономики.
Антикризисное управление — не печальная необходимость исправления накопленных ошибок или горькая расплата за них, это объективная потребность управления, ориентированного на развитие, своевременное реформирование экономики, анализ будущего в настоящем, оценка взаимодействия природы и деятельности человека.
Но тот или иной тип управления не существует в чистом виде. Он обладает определенными признаками, которые в той или иной мере учитываются в реальной практике управления. А она всегда сочетает признаки различных типов. Например, современное управление состоит из модулей (комплекса типологических признаков) антикризисного, стратегического, инновационного, мотивационного, социально ориентированного управления. И все эти признаки находятся в связи, сочетании и взаимодействии. Это и характеризует искусство управления, его научность, качество и эффективность.
Антикризисное управление представляет собой не только определенную систему, в признаках, параметрах и показателях которой оно выражается.
В антикризисном управлении, понимании его необходимости отражается характер и особенности профессионального сознания менеджера. Это структура знаний, система ценностей, исследовательский потенциал, практический опыт, мироощущение, человеческий фактор поведения, перспективное мышление, непрерывное образование.
Современное антикризисное управление в России помимо всего прочего нуждается в менеджерах, имеющих специальную подготовку и определенный набор личностных качеств.
1 Методология антикризисного управления: учебно-практ. пособие / Юн Г.Б. М.: Дело, 2004. 432 с.
2 Милънер Б.З. и др. Японский парадокс. М.: Мысль, 1985, с. 27.
3 Кожевников Н.Н., Борисов Е.И. Основы антикризисного управления предприятиями. М., «Академия»., 2005. 496 с.
4 Финансовые, денежные и кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие / К.В. Рудый. М.: Новое знание, 2004. 400 с.
5 Степанов С.П. Антикризисное регулирование экономики: теория и практика.//Дайджест журнала «Право и жизнь». М.: ЮНИТИДАНА, 2005. 38 с.
Информация о работе Государственное антикризисное управление: международный опыт и тенденции