Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 01:13, реферат
Фотография — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.
Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).
Оглавление
Введение 3
Авторские права на фотографию 3
Правомерность фотографии и права гражданина на собственное изображение 5
«Где» и «что» фотографировать 5
«Кого» фотографировать 6
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Доклад по предмету «Основы управления интеллектуальной собственности РБ» на тему:
«Фотография. Авторские и смежные права»
Выполнил
студент гр. 6383
Лычковский Е.В.
Проверил преподаватель:
Горошко Т.В.
Минск 2010
Оглавление
Введение 3
Авторские права на фотографию 3
Правомерность фотографии и права гражданина на собственное изображение 5
«Где» и «что» фотографировать 5
«Кого» фотографировать 6
Фотография — получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале (фотоплёнке или фотографической матрице) при помощи фотокамеры.
Также фотографией или фотоснимком, или просто снимком называют конечное изображение, полученное в результате фотографического процесса и рассматриваемое человеком непосредственно (имеется в виду как кадр проявленной плёнки, так и изображение в электронном или печатном виде).
С точки зрения
Фотографы не сразу были признаны обладателями авторских прав на свои произведения. В течение долгого времени вопрос о статусе фотографических произведений как самостоятельного вида объектов авторского права был предметом дискуссии. Многие рассматривали фотографию лишь как результат технического копирования с помощью фотоаппарата и набора химикатов. На самом же деле вклад фотографа в создание фотографии носит творческий характер, ведь он сам выбирает сюжет, формирует композицию, оценивая эстетическую выразительность создаваемого кадра.
В настоящее время, в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» прямо указано на охраняемость «фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии», причем авторское право на фотографию, также как и на любое другое охраняемое законом произведение, возникает с момента ее создания и действует в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.
Автор – это физическое лицо, которое своим творческим трудом создало произведение. В данном случае, по общему правилу, автором фотографии будет фотограф и только ему принадлежат авторские личные неимущественные права.
Имущественные права автор
может передать другому лицу полностью
или частично. Передача имущественных
прав оформляется авторским
Кроме того, имущественные права могут переходить к другим лицам по наследству.
Если фотография была создана
автором согласно трудовому соглашению
с работодателем, то имущественные
права на использование этой фотографии
принадлежит работодателю, а неимущественные
− автору произведения (если в трудовом
договоре не предусмотрено другое).
И автор может требовать
Использование фотографии как объекта авторского права другими лицами осуществляется только с разрешения обладателя имущественных авторских прав и с выплатой вознаграждения.
Истечение срока действия имущественных авторских прав означает переход произведения в общественное достояние. Фотографии, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения при условии соблюдения неимущественных прав автора.
В реальности очень часто
фотографии используются без разрешения
обладателя имущественных прав и
без выплаты вознаграждения. В
таких случаях законодательство
предусматривает
Имеют ли авторские права на фото, лица, изображенные на этой фотографии? Вопрос сложный, а ответ на него простой. Нет, авторских прав на это произведение, эти лица не имеют. Но без разрешения особ изображенных на фотографии, эти фото нельзя публиковать и распространять. Иначе, эти особы имеют право оспорить правомерность использования этих фотографий.
Когда актер, певец или другое публичное лицо приглашает фотографа для того, чтобы тот сделал ряд снимков, как правило, никаких договоров с фотографом не заключается - тот выполняет работу, отдает снимки заказчику и получает обусловленное вознаграждение. Между тем, фотографии представляют собой объект авторского права, и соответственно, права на этот объект остаются за автором фотографии. Если заказчик передаст фотографии в издательство для публикации, в издательство может обратиться фотограф с претензией о том, что с ним договор о воспроизведении произведения не заключался.
Заплатив деньги, заказчик приобрел лишь материальный носитель - фотографию, слайд или фотопленку. Авторское право осталось за фотографом. Передача права собственности на фотоснимок сама по себе не влечет передачи авторских прав на это произведение. То есть если лицу подарили фотоснимок, то оно имеет право поместить его, к примеру, в альбом для просмотра в семейном кругу, но не вправе публиковать его в СМИ, не получив на то согласия автора. И претензии фотографов в этом случае вполне правомерны.
Фотографу необходимо быть осторожным в вопросах «Где, что и кого фотографировать».
Если нужно сделать
фото, на котором будут изображены
объекты, которые охраняются авторским
правом, то необходимо сначала составить
договор с автором этого
Получить запрет на съемку можно в самых неожиданных местах. Причем, эти места можно условно разделить на две категории: там, где снимать просто нельзя (часто без объяснения причин), и там, где съемка влечет задержание до выяснения обстоятельств (есть вероятность быть доставленным в отделение милиции, где придется долго доказывать, что вы не шпион).
К первой категории относятся:
Магазины - гипермаркеты, универмаги типа ГУМ-ЦУМ, ювелирные магазины, бутики и тому подобное. Вероятно, чтобы посетители не использовали магазин как интерьер (или гардероб) для съемок или в рекламных целях.
Рестораны - особенно те, где присутствует элемент авторского дизайна, например, Лидо. Попытка защититься от конкурентов.
Лечебные учреждения - часто по этическим причинам.
Вокзалы и аэропорты - международная практика, появившаяся задолго до 11 сентября 2001 года.
На борту самолета - особенно во время взлета и посадки (хотя это и есть самые интересные моменты)
Здания банков, министерств, посольств - просто нельзя, о чем вам очень быстро сообщит охрана.
Рынки - например, на Комаровском рынке охрана попросит обратиться к директору за разрешением.
Спортивные соревнования - без наличия аккредитации;
Внутренне убранство церквей, монастырей и т.п., особенно во время службы.
Художественные музеи и выставки авторских работ - в целях безопасности и для защиты авторских прав.
Обычно там, где нельзя фотографировать - на двери при входе в эти здания/помещения есть знак с зачеркнутым фотоаппаратом.
Чтобы избежать недоразумений,
лучше предварительно обратиться к
администрации, персоналу или
Ко второму классу относятся так называемые режимные и стратегические объекты, на которых, как правило, знака "no photo" не увидишь. Отсюда и многочисленные недоразумения.
К числу режимно-стратегических объектов относятся:
Метро - в Москве, Киеве, Минске, где угодно на просторах бывшего СССР... Метро с советских времен считалось стратегическим объектом - во время Великой Отечественной использовалось в качестве бомбоубежища, а сейчас с ним связаны интересы гражданской обороны.
Железнодорожные тоннели и мосты - ходить можно, ехать в поезде тоже можно, а фотографировать нельзя. Наверное, эхо партизанской рельсовой войны дает о себе знать.
Все военные, охраняемые и особо важные государственные объекты (аэродромы, полигоны, воинские части, военные городки, предприятия оборонной промышленности). Иногда невозможно понять, что объект, стоящий у всех на виду, является стратегическим и его нельзя фотографировать. Например, Останкинская башня и Кремль в Москве, Дом правительства в Минске.
С другой стороны, запрет на съемку этих объектов может показаться странным, так как в сети Интернет в открытом доступе (например, Google Maps) все это можно детально рассмотреть в виде сделанных из космоса снимков.
С правовой точки зрения, чтобы сфотографировать на улице понравившуюся особу, не требуется спрашивать у нее согласия, если человек с фотоаппаратом не имеет намерения этот снимок где-то публиковать или использовать в коммерческих целях, ибо в статье 51 Конституции РБ четко и ясно прописано: «... Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется». С другой стороны, частная жизнь человека защищена законом, и разрешения все-таки необходимо спросить.
В настоящее время все
большую популярность в обществе
приобретает различного рода фото-
и видеосъемка в самых
Такая позиция законодателя представляется, по крайней мере, непонятной. Ведь в теории гражданского права давно известны такие понятия, как "право лица на собственное изображение".
Статья 151 ГК содержит перечень нематериальных благ, защищаемых гражданским законодательством. К таким благам в соответствии с ГК относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу акта законодательства, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом. Несмотря на то что в приведенном перечне нет собственного изображения или внешнего образа, полагаем, что рассматриваемые понятия являются важным нематериальным благом личности, соответственно права, вытекающие из его использования, подлежат защите наравне с остальными неимущественными правами. Позицию отечественного законодателя можно считать вполне обоснованной в том плане, что нет необходимости выделять внешний облик человека в качестве отдельного самостоятельного нематериального блага. Понятия "неприкосновенность частной жизни" и "личная и семейная тайна" предполагают защиту, в том числе и от неправомерного посягательства на внешний облик.
Поскольку изображение человека в любом случае несет некую информацию о том, какой он в определенный момент времени, то использование изображения без согласия изображаемого на нем лица есть вторжение в частную жизнь, а также нарушение права на личную тайну.
Право на собственное изображение предусматривает абсолютное право каждого на такое изображение и его использование. Оно включает в себя два основных элемента: право отказаться быть снятым на фото или видео и право контролировать использование своего изображения.
Случаи, в которых допускается использование изображения без разрешения изображенного лица:
1. Использование изображения
осуществляется в
2. гражданин позировал за плату (при этом необходим договор и подтверждение факта получения денежных средств);
3. изображение гражданина
получено при съемке, которая
проводится в местах, открытых
для свободного посещения, или
на публичных мероприятиях (собраниях,
съездах, конференциях, концертах,
представлениях, спортивных соревнованиях
и подобных мероприятиях), за исключением
случаев, когда такое