Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 19:26, реферат

Описание работы

В международном плане права человека получили бурное развитие во второй половине XX века. Это понятие, ранее относившееся только к национальному законодательству, стало активно утверждаться и развиваться в международных отношениях. Международное сообщество поняло важность проблемы, не только узаконив серию общепризнанных прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.
Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. .5
2. «Эр-Риядские руководящие принципы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 82.50 Кб (Скачать)

«Генеральная  Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся:

• общего благополучия семьи и ребенка;

• передачи детей на воспитание;

• усыновления. 
 
 

«Эр-Риядские руководящие принципы»

 Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года. Это так называемые «Эр-Риядские руководящие принципы»:

1. Предупреждение  преступности среди несовершеннолетних  является важнейшим аспектом  предупреждения преступности в  обществе. Участвуя в законной, социально  полезной деятельности и вырабатывая  гуманистический взгляд на общество  и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.

2. Для  того чтобы предупреждение преступности  среди несовершеннолетних было  эффективным, необходимы усилия  всего общества в целом в  целях обеспечения гармоничного  развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

3. Для  целей толкования настоящих Руководящих  принципов должна проводиться  ориентация на нужды детей.  Молодые люди должны играть  активную роль в обществе и  быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.

4. При  осуществлении настоящих Руководящих  принципов в соответствии с  национальными правовыми системами  в центре внимания любой программы  предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.

5. Следует  признать необходимость и важность  осуществления прогрессивной политики  предупреждения преступности среди  несовершеннолетних, а также необходимость  и важность систематического изучения и выработки мер. При этом следует избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Такая политика и меры должны предусматривать:

• обеспечение  возможностей, в частности возможностей в области получения образования, для удовлетворения различных потребностей молодежи и создания системы поддержки, обеспечивающей развитие личности всех молодых людей, и особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите;

• специальные  теории предупреждения преступности среди  молодежи и подходы к этому  вопросу, основанные на использовании  законов, процессов, учреждений, средств  и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничение условий, ведущих к этому;

• вмешательство  официальных органов, которое должно осуществляться, в первую очередь, с  учетом общих интересов несовершеннолетнего  и на основе беспристрастного и справедливого подхода;

• обеспечение  благополучия, развития, прав и интересов  всех молодых людей;

• учет того, что поступки молодых людей  или поведение, которое не соответствует  общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется,

• осознание  того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как "нарушителя", "правонарушителя" или "начинающего правонарушителя" во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.

6. Для  предупреждения преступности среди  несовершеннолетних, особенно в  тех местах, где еще не создано  никаких учреждений, необходимо разрабатывать общинные службы и программы. Официальные учреждения социального контроля должны использоваться лишь в крайних случаях.

Комитет по правам ребенка — договорной орган, учрежденный в соответствии с положениями самой Конвенции (статья 43) для того, чтобы контролировать соблюдение государствами их обязательств по данному договору. Комитет, состоящий из 10 независимых экспертов, выбираемых государствами-участниками (т. е. теми, которые ратифицировали Конвенцию), ежегодно проводит трехмесячные сессии, в основном в Женеве. В связи с рабочей нагрузкой Комитета в настоящее время государства-участники рассматривают вопрос о принятии поправки к Конвенции, предусматривающей увеличение членского состава с 10 до 18. Комитет рассматривает доклады, которые обязаны представлять государства, вместе с другой информацией из надежных источников. Эта контрольная функция Комитета осуществляется без конфронтации в обстановке конструктивного диалога и международной солидарности. Такой подход соответствует двум реалиям: во-первых, контрольная функция Комитета имеет ограниченное непосредственное воздействие, поскольку в его функции не входит применение санкций; во-вторых, многие страны не располагают достаточными возможностями, чтобы полностью соблюдать положения Конвенции без технической и финансовой помощи. Эта нацеленность на конструктивный диалог поощрила многие страны ратифицировать Конвенцию и в максимальной степени способствовала увеличению ее потенциального воздействия.

В официальном  процессе контроля участвуют и неправительственные организации. В какой-то мере это отражает тот факт, что данные организации предпринимали активные усилия для содействия осознанию необходимости этой Конвенции. Кроме того, во время подготовки проекта Конвенции признанные международные и неправительственные организации внесли существенный вклад в подготовку ее текста. Для координации своих усилий большинство из них объединились в отдельную группу, которая и далее содействует осуществлению Конвенции. Группа неправительственных организаций вместе с ЮНИСЕФ в настоящее время является одним из самых близких партнеров Комитета.

Комитет, действительно, в значительной мере полагается на неправительственные  организации, и особенно на национальные организации и "национальные коалиции", создающиеся во все большем числе стран. Все они не только предоставляют информацию, дополняющую доклады государств, и распространяют выводы и рекомендации, которые готовит Комитет после рассмотрения этих докладов, но и способствуют воплощению их в жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод, что международное сообщество впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), в которых отражены общечеловеческие ценности, основные права и свободы человека, являющиеся международными стандартами.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются  основные принципы, 10 социальных и правовых принципов.

Декларация прав ребенка оказала в свое время значительное влияние на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира. В ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году проявилась потребность в придании правам детей силы норм договорного права. В 1989 году была принята Конвенция прав ребенка. Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. И поскольку Конвенция содержит различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств - это дает основание утверждать, что Конвенция носит универсальных характер. Конвенция о правах ребенка есть составная часть единой системы международных документов о правах человека.

Другим  важным документом в области защиты детей является «Декларация о  социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передачи детей на воспитание и их усыновлением на национальном и международном уровне» от 3 декабря 1986 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Декларация  прав ребенка и Конвенция о  правах ребенка является документами  высокого международного стандарта. Они  провозглашают ребенка полноценной  и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, культурных прав человека, Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Они призывают и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Одновременно происходит формирование у подрастающего поколения осознание законов и прав других людей, уважительного отношения к ним.

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных  условий для их жизнедеятельности, обучение и развитие детей - ключевая цель национального развития. Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, обязательство по выполнению которой на себя взяла РФ.

Также новое российское законодательство (Гражданский Кодекс РФ и Семейный Кодекс РФ) более подробно рассматривает  вопросы защиты детей в различных  областях общественных отношений.

Принятие  Всеобщей декларации - документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских и политических, социальных и культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены основные социальные им правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Но время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты прав детей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов Во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка  полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

В докладе  «Положение детей в мире, 1997 г.», изданном ЮНИСЕФ, отмечается, что Конвенция  о правах ребенка коренным образом  изменила отношение к детям в  мире. Она заложила в международное  право новые нормы, к соблюдению которых должны стремиться национальные правительства. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка