Европейский ордер на арест

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 10:37, контрольная работа

Описание работы

Рамочное решение “О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами” - один из первых по-настоящему крупных результатов законодательной деятельности Европейского Союза в сфере уголовного процесса. В целом система экстрадиции, к которой обращались государства Евросоюза, базировалась на положениях такого фундаментального международно-правового акта, как Конвенция Совета Европы от 13 декабря 1957 г. «О Выдаче», являющаяся одним из наиболее удачных многосторонних договоров подобного.

Содержание

1. Понятие и отличительные признаки европейского ордера на арест. 2 стр.
2. Процедура исполнения европейского ордера на арест. 8 стр.
Заключение 14 стр.
Библиография 16 стр.

Работа содержит 1 файл

право евросоюза.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Содержание 

1. Понятие и отличительные признаки европейского ордера на арест. 2 стр.
2. Процедура исполнения  европейского ордера  на арест. 8 стр.
Заключение 14 стр.
Библиография 16 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Понятие и отличительные признаки европейского ордера на арест.

   Одним из основных направлений в деятельности ЕС является уголовная политика. «Главным объектом в этой сфере выступает борьба с «транснациональной» преступностью, которая, к сожалению, получила дополнительный импульс в связи с открытием границ и отменой препятствий для перемещения физических лиц в рамках внутреннего рынка ЕС, а затем Шенгенского пространства».1

   Европейский ордер на арест подразумевает судебное решение, исходящее от одного из государств-участников и имеющее целью задержание или экстрадицию разыскиваемого лица другим государством-участником для уголовного преследования или применения наказания в виде лишения свободы.

   Европейский ордер на арест призван заменить собой существовавшую ранее процедуру  экстрадиции и укрепить сотрудничество между судебными ведомствами государств-участников. Он основан на принципе взаимного признания судебных решений по уголовным делам.

   Механизм международного сотрудничества в борьбе с преступностью, сложившийся за последнее время на Европейском континенте, является одним из важнейших элементов общеевропейской интеграции, охватывающей самые различные сферы межгосударственного взаимодействия. Он предусматривает такие юридические меры, как оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам, сотрудничество полицейских органов, широкое информационное взаимодействие, экстрадиция лиц для уголовного преследования либо исполнения наказания и т.д. При всей важности составных элементов европейского механизма юридической взаимопомощи в уголовно-правовой сфере именно экстрадиция является тем незаменимым инструментом, посредством которого в отношении беглых преступников, будь то обвиняемые либо осужденные, обеспечивается принцип неотвратимости ответственности и наказания.

   «Созданные  в ЕС механизмы представляют весьма продвинутый уровень взаимодействия государств и могут служить моделью для других европейских государств и субрегиональных объединений»2.

   Европейский ордер на арест отныне действует  на территории всех 25 стран-членов Евросоюза. В результате применения европейского ордера на арест длительность процесса экстрадиции подозреваемых в совершении преступлений сократилась в среднем по ЕС до 45 суток, а в случаях, когда задержанный не возражает против экстрадиции - до 18 суток.

   Рамочное  решение от 13 июня 2002 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами» вступило в силу в большинстве стран ЕС с 1 января 2004 года.

   Европейского  ордера на арест призван упразднить так называемую «двойную криминальную ответственность», когда для экстрадиции преступника совершенное им преступление должно быть признано в качестве такового уголовным законодательством как страны, где он был задержан, так и направившего запрос об экстрадиции государства.

   «Одной из наиболее фундаментальных материально-правовых проблем для механизма ЕОА явилось установление перечня преступлений, в отношении которых возможно его применение. Более того, именно указанный перечень составляет материально-правовую основу Рамочного решения о введении Европейского ордера на арест3».

   Решение распространяется на 32 вида тяжких преступлений, которые предусматривают лишение свободы сроком от трех и более лет:

   - участие в преступной организации;

   - терроризм;

   - торговля людьми;

   - сексуальная эксплуатация детей  и детская порнография;

   - незаконная торговля наркотическими  средствами и психотропными веществами;

   - незаконная торговля оружием,  боеприпасами и взрывчатыми веществами;

   - коррупция;

   - обманные действия, в том числе,  обманные действия, наносящие ущерб  финансовым интересам Европейских сообществ, в значении Конвенции от 26 июля 1995 г. «О защите финансовых интересов Европейских сообществ»;

   - отмывание доходов, полученных  преступным путем;

   - фальшивомонетничество, включая  подделку евро;

   - киберпреступность;

   - преступления против окружающей среды, включая незаконную торговлю видами животных, находящимися под угрозой исчезновения, и незаконную торговлю находящимися под угрозой исчезновения сортами растений и породами деревьев;

   - оказание помощи незаконному  въезду и пребыванию;

   - умышленное убийство, нанесение тяжких телесных повреждений;

   - незаконная торговля человеческими  органами и тканями;

   - похищение человека, незаконное  лишение свободы и захват заложника;

   - расизм и ксенофобия;

   - хищения, совершенные организованно  или с применением оружия;

   - незаконная торговля культурными  ценностями, включая предметы антиквариата  и произведения художественного  искусства;

   - мошенничество;

   - рэкет и вымогательство денег;

   - изготовление поддельной и пиратской  продукции;

   - изготовление фальшивых административных документов и торговля ими;

   - подделка средств платежа;

   - незаконная торговля гормональными  средствами и другими стимуляторами  роста;

   - незаконная торговля ядерными  и радиоактивными материалами;

   - торговля похищенными транспортными  средствами;

   - изнасилование;

   - поджог;

   - преступления, подпадающие под юрисдикцию  Международного уголовного суда;

   - угон самолета/корабля;

   - саботаж.

   В соответствии с соглашением решение  об экстрадиции должно быть принято  каждой из сторон в течение 60 суток  с момента задержания находящегося в розыске лица или не позднее 90 суток в исключительных случаях.

   В среднем по странам Евросоюза  процесс экстрадиции длился около  девяти месяцев.

   Европейский ордер на арест был задуман  для решения двуединой задачи. Во-первых, он потребовался государствам-членам для того, чтобы ускорить процедуру передачи лиц, подозреваемых в совершении преступления, из одной страны в другую. Во-вторых, с его помощью они хотели укрепить взаимодействие стран ЕС в уголовно-правовой сфере на основе взаимного признания решений национальных судов.

   Европейский ордер на арест заменил для стран ЕС Конвенцию Совета Европы 1957 года об экстрадиции с двумя протоколами к ней, а также ряд двусторонних соглашений, основанных на принципе «запросов». В соответствии с ним запрос об экстрадиции направлялся министерству государства-члена, которое пользовалось широкими возможностями отказа в выдачи разыскиваемого, часто по политическим мотивам.

   Переход к европейскому ордеру на арест означал отказ во всех странах ЕС от применения территориальной юрисдикции при выдаче в пользу принципа взаимного признания судебных решений.

   Европейский ордер на арест, подобно своим  аналогам во внутригосударственном  праве, служит юридическим основанием для задержания подозреваемого, обвиняемого или преступника (если обвинительный приговор в отношении лица уже был вынесен и вступил в силу).

   Если  место нахождения “разыскиваемого  лица” неизвестно, то для его  установления можно задействовать  Шенгенскую информационную систему, а  также Интерпол. Впоследствии “разыскиваемое лицо” подлежит передаче судебному органу, выдавшему на него ордер.

   Хотя  в некоторых случаях Рамочное решение предусматривает отказ (или  возможность отказа) в исполнении европейского ордера на арест, перечень допустимых мотивов для отказа строго ограничен.

   В 2005 году, через год после вступления в силу рамочного решения о  европейском ордере на арест во всех странах ЕС, Комиссия решила провести мониторинг состояния соответствующего национального законодательства государств-членов и практики применения ордера. Еще через два года проверка повторилась, что дало возможность не только получить статистические данные относительно применения ордера, но и выявить тенденции и проблемы. Комиссия установила, что европейский ордер на арест распространялись главным образом через Интерпол (58%) и Шенгенскую информационную систему (52%), в остальных случаях одно судебное ведомство отсылало ордер непосредственно в другое. В 2005 году суды выписали 6900 ордеров на арест (вдвое больше по сравнению с 2004 годом); 1770 человек было объявлено в розыск на основании ордера и арестовано, а 1532 из них (86%) переданы запрашивающему государству. В 2007 году количество ордеров возросло до 9413, больше всего их было выписано во Франции, Германии и Польше. Арестовано же в 2007 году было 3368 человек, из них передано непосредственно одним государством-членом другому – 2067 (около 62%).

   По  данным Комиссии, на основании европейского ордера на арест больше всего арестованных выдали Великобритания и Финляндия, а меньше всего – лишь одну десятую часть лиц, на которых был выписан ордер, Испания и Польша. Латвия и Литва исполнили предписанные ордером правила полностью, выдав 100% задержанных, впрочем, их было очень мало. Ирландия и Люксембург, напротив, оказались самыми недисциплинированными странами по результатам применения европейского ордера на арест, выдав соответственно 50,5% и 52,9%. Комиссия отметила, что половина задержанных в 2005 году были переданы с их согласия; в 2007 году число согласных выросло до 56,6%.

   На  основании докладов Комиссия сделала вывод о том, что в первые годы ордер на арест еще проходил экспериментальную стадию, в которой участвовали не все страны. Однако, к 2007 году ситуация наладилась, и распространение  европейского ордера на арест на всю территорию Евросоюза, несмотря на трудности в ряде стран, дало основание Комиссии назвать  европейский ордер на арест «успешной историей».

   Проверка  применения ордера, осуществленная в  мае 2009 года по требованию Совета ЕС, казалось бы, подтвердила вывод Комиссии: в 2008 году государства-члены выписали уже 11681 ордер. Тем не менее, согласиться с оценкой «успешности» введения европейского ордера на арест можно лишь с некоторыми оговорками. Количество ордеров увеличивается из года в год, чего нельзя сказать о проценте их исполнения, который, напротив, немного снижается (в 2008 году было исполнено 25% ордеров). Суды стран Евросоюза охотнее выписывают ордера, чем исполняют их, при этом сохраняются значительные различия в практике отдельных государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Процедура исполнения европейского ордера на арест.

   На  основе принципа взаимного признания  и в соответствии с положениями  Рамочного решения государства-члены  исполняют любой европейский  ордер на арест.

   Европейский ордер на арест может выдаваться применительно к деяниям, в отношении которых закон выдающего ордер государства-члена предусматривает наказание или меру безопасности, связанные с лишением свободы с верхним пределом не менее двенадцати месяцев, либо - когда уже было назначено наказание или уже была наложена мера безопасности - применительно к обвинительным приговорам, предусматривающим осуждение к лишению свободы не менее, чем на четыре месяца.

   По  ст.  3   Рамочного решения от 13 июня 2002 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами»  :

Информация о работе Европейский ордер на арест