Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:14, контрольная работа
В своей работе я попыталась раскрыть содержание и значение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, рассмотрела аспекты организационной структуры и процедуры деятельности Европейского Суда в Страсбурге, а также процедуру подачи и рассмотрение им жалоб.
1. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека
1.1. Условия и правила обращения в Европейский суд
1.2. Составление и подача жалобы
1.3. Проблемы деятельности Суда
2. Правоотношения России и Европейского Суда по правам человека
Введение
Значение Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Европейского Суда по правам человека для современной Европы трудно переоценить. Они стали зримым, практическим воплощением несомненного прогресса в области развития и защиты прав человека на европейском континенте за послевоенные годы.
Европейский
Суд по правам человека стал уникальным
наднациональным органом
Вступив в 1996 году в Совет Европы, Российская Федерация приняла на себя обязательства о приведении всего своего законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. Это потребует, безусловно, дополнительного напряженного труда органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
К сожалению, у многих еще существует довольно-таки абстрактное представление об этом институте и порядке обращение в него.
В
своей работе я попыталась раскрыть
содержание и значение Европейской
конвенции о защите прав человека
и основных свобод, рассмотрела аспекты
организационной структуры и
процедуры деятельности Европейского
Суда в Страсбурге, а также процедуру
подачи и рассмотрение им жалоб.
1. Процедура подачи и рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека
1.1. Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека
Национальные
власти государств-членов Совета Европы
должны обеспечить всем своим гражданам
права и свободы, установленные
в соответствии с положениями
Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод, которая
выполняет функции
Ратификация
Россией Европейской конвенции
позволяет всем лицам, находящимся
под ее юрисдикцией, обращаться в
Европейский суд, если они считают
свои права нарушенными, что предусмотрено
частью 3 статьи 46 Конституции РФ, в
которой говорится, что «каждый
вправе в соответствии с международными
договорами Российской Федерации обращаться
в межгосударственные органы по защите
прав и свобод человека, если исчерпаны
все имеющиеся
Чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.
1. Суд принимает к рассмотрению жалобы, поступающие от:
- любого
физического лица, неправительственной
организации или группы
- государства – участника в случае межгосударственных жалоб.
2.
В Суде рассматриваются только
те жалобы, которые направлены
против государства,
3.
Рассмотрению подлежат жалобы, связанные
с нарушением только тех прав,
которые гарантированы
То есть в жалобе должно содержаться утверждение о нарушении одним из государств-участников права, закрепленного в Европейской конвенции о правах человека и основных свободах или в дополнительных протоколах. При этом совсем не обязательно быть гражданином одного из государств-участников или государства-участника, против которого направлена жалоба. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству. Эти права закреплены в другой Конвенции Совета Европы – Европейской социальной хартии, однако юрисдикция Европейского суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод.2 То есть юрисдикция Суда распространяется на все дела, касающиеся толкования и применения норм Конвенции.
4.
Особое внимание следует
Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, ясно обозначающего, хотя бы даже в краткой форме предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы. Просто письма с просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления течения шестимесячного срока3.
5. В соответствии со ст.35 Конвенции Суд принимает дело к рассмотрению только в том случае, если были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты. Под таким исчерпанием понимается безуспешное использование лицом предоставленных внутригосударственным законодательством возможностей административного и/или судебного порядка защиты, а также прохождение имеющихся в государстве апелляционных инстанций, от которых зависит принятие окончательного решения по делу. Это правило обосновано принципом, в соответствии с которым государство должно иметь возможность исправить предполагаемые нарушения, прежде чем дело будет рассматриваться международным органом, а роль Суда в Страсбурге должна быть субсидиарной по отношению к национальным институтам, на которых и лежит в первую очередь обязанность гарантировать гражданам права, закрепленные в Конвенции.
Такие средства правовой защиты должны быть эффективными, реальными и доступными заявителю. Регламент Суда возлагает обязанность доказать исчерпание средств защиты на заявителя при представлении жалобы.
Некоторые
считают, что для обращения в
Европейский Суд гражданам
Таким образом, обращение с надзорной жалобой не является средством правовой защиты в смысле ст.35 Конвенции. При этом в отношении России Суд применил уже сложившуюся практику, опираясь на ранее принятые решения по жалобам в отношении стран со сходными правовыми механизмами.
Эффективным правовым средством по мнению Европейского Суда, может быть признано только кассационное обжалование судебного акта, результаты которого и следует считать окончательным принятием внутреннего решения.
Таким
образом, под исчерпанием
6. Существуют также дополнительные условия приемлемости жалобы, изложенные в ст.35 Конвенции. Суд не будет рассматривать жалобу если она:
- является анонимной. Это объясняется тем, что во всех случаях, когда заявители опасаются давать о себе точные данные из-за боязни гонений и каких-либо неприятностей в Суде, им поясняют, что Совет Европы гарантирует конфиденциальность рассмотрения направляемой ему жалобы и что в случае необходимости будут приняты меры для того, чтобы никакие сведения, позволяющие установить или догадаться о личности заявителя не стали достоянием гласности;
- по существу аналогична той, которая уже была рассмотрена Судом или уже является предметом другого международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит относящейся к делу новой информации;
- является несовместимой с положениями Конвенции или Протоколами к ней. Вместе с тем это правило не распространяется на те жалобы, которые не были допущены к рассмотрению по существу вследствие того, что заявитель не исчерпал все внутригосударственные средства правовой защиты;
- является необоснованной;
- представляет собой злоупотребление правом подачи заявлений (жалоб). Следует подчеркнуть, что в практике Суда крайне редко дается жалобам подобная квалификация и обычно это происходит тогда, когда они составлены в намеренно грубых, оскорбительных и утрированно агрессивных выражениях. Примечательно то, что не принято расценивать в качестве злоупотребления правом откровенно политическую направленность заявлений5. Для Суда, независимо от того, оспаривается ли их приемлемость государствами-участниками, против которых они поданы или нет, важно прежде всего восстановить индивидуальные права и свободы, если подтвердится, что они нарушены или ущемляются. В каком политическом контексте произошло или могло произойти нарушение, для Суда несущественно.
Помимо
соблюдения данных условий для принятия
жалобы к рассмотрению необходимо
также учитывать определенные требования
к ее составлению.
1.2. Составление и подача жалобы
В
соответствии с положениями ст.34
Конвенции Европейский Суд
Информация о работе Европейская конвенция озащите прав человека