Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:26, реферат
Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы. Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.
В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.
И в настоящее время АСЕАН продолжает держать курс на содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе. В начале 90-х годов она инициировала переговорный процесс между Россией и Китаем, также АСЕАН способствовала политическому решению камбоджийской проблемы.
Ежегодно проходят министерские Конференции АСЕАН, служащие форумом по обмену мнениями по вопросам безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе между АСЕАН и ее партнерами по диалогу (Австралией, Канадой, Европейским Союзом, Японией, Новой Зеландией, Южной Кореей и Соединенными Штатами Америки).
Подписание 8 августа 1967 года Бангкокской декларации о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии положило началом сотрудничеству также в области науки и технологий, окружающей среды, культуры и информации, социального развития и др. в целях ускорения экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе, содействия активному сотрудничеству и взаимопомощи в перечисленных выше областях, а также в образовательной, технической и управленческой сферах.
Две первые встречи глав государств АСЕАН на о.Бали (1976 год) и в Куала-Лумпуре (1977 год) провозгласили принципы существования этой организации, а именно: дружеские взаимоотношения и сотрудничества с другими нациями на основе взаимного уважения и выгоды, отстаивание интересов региона на международной арене, усиление деятельности государственных и негосударственных организаций в развитии региональной индивидуальности, и призвали к расширению сотрудничества в развитии человеческих ресурсов, в устранении бедности, болезней и неграмотности, в обеспечении рабочих мест для групп людей с низкими доходами, особенно в сельской местности, в согласованных действиях по злоупотреблению и торговле наркотиками и наркотическими средствами.
В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА. Уже в 1977 году были сделаны попытки сформировать район свободной торговли. В этом году появилось АСЕАНовское соглашение по льготной торговле ( Preferential Trade Agreement - РТА), которое явилось первым инструментом по либерализации торговли, по увеличению внутрирегиональной торговой деятельности.
В рамках создания зоны свободной торговли проводятся мероприятия по ускорению процессов согласования тарифной номенклатуры, таможенной оценки; установление системы зеленого прохода, т.е. системы упрощенных таможенных процедур; согласование товарных стандартов. Работа по стандартизации продукции нацелена на то, чтобы снизить издержки ее производства путем выравнивания стандартов стран-членов с международными стандартами, взаимного признания требований, предъявляемых к проверке продукции и выдачи соответствующих сертификатов.
Базой для сотрудничества в этой сфере являются соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схема промышленного сотрудничества (АИКО).
Высшим органом АСЕАН является Встреча Глав Государств и Правительств АСЕАН. Этот саммит проводится каждые три года, а в промежутках между ними проводятся неформальные встречи. Встречи Министров иностранных дел проходят ежегодно. Также проводятся встречи министров, отвечающих за другие отрасли: сельское хозяйство, рыболовство, энергетика, окружающая среда, финансы, информатизация, инвестиции, труд, юстиция, искоренение бедности, наука и технологии, социальное обеспечение, международная преступность, транспорт, туризм и пр. В АСЕАН работает 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 4 00 мероприятий.
АСЕАН имеет свои вооруженные силы - ВМС; проводятся совместные учения. В 1994 году на 27-й конференции министров иностранных дел стран-членов АСЕАН был принят флаг АСЕАН.
В ноябре 2002 года в столице Камбоджи прошёл саммит лидеров АСЕАН и их партнёров по диалогу – руководителей правительств Китая, Республики Корея, Индии и Южной Африки, главным пунктом которого стала проблема борьбы с терроризмом. Массовые теракты, имевшие место в странах региона в конце года, подорвали доверие к туристической отрасли большинства стран АСЕАН, где туризм всегда оставался значительной статьёй доходов в государственных бюджетах, а также обеспечивал миллионы жителей этих стран рабочими местами.
Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. В настоящее время АСЕАН разработан механизм возможного присоединения к Договору внерегиональных держав, включая Россию, которая неизменно заявляет о своем позитивном отношении к этому документу.
Важное место во внешнеполитической деятельности Ассоциации занимает работа по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия (соответствующий договор вступил в силу в 1997 г.).
В 70-е годы зародилась система т.н. диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония и ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу выступает Пакистан.
Диалоговые отношения России и АСЕАН
Россия участвует в совещательных заседаниях на встречах министров АСЕАН с 1991 года. В 1993 году министр иностранных дел России выразил желание оформить отношения с АСЕАН. России было предложено стать членом АСЕАНовского Регионального Форума (АРФ), и, таким образом, была признана ее роль стратегически важного государства в регионе. В апреле 1995 года в Москве прошел семинар по принципам безопасности и стабильности в АТР, который стал вкладом России в обеспечение мира и процветания в регионе.
В июле 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу с АСЕАН. Это высшая ступень сотрудничества Ассоциации с внерегиональными странами.
Министр иностранных
дел Российской Федерации регулярно
принимает участие во встречах стран
АСЕАН с диалоговыми
Стремятся развивать
интеграционные процессы в своем
регионе и африканские
Договор об этом союзе
предусматривает организацию
Стремление других африканских
стран к экономической
САДК является одним
из крупнейших и наиболее влиятельных
субрегиональных объединений
Исполнительный секретариат САДК находится в Габороне (Ботсвана). Исполнительным секретарем является в настоящее время представитель Маврикия Прега Рамсами.
Принята Программа действий САДК, включающая совместные проекты экономического и социального характера. Предпринимаются шаги по созданию благоприятного инвестиционного климата внутри САДК, унификации экономического и юридического пространства. Предусматривается создание Зоны свободной торговли (ЗСТ).
С 1996 г. существует Орган САДК по вопросам политики, обороны и безопасности (ОПОБ), главная задача которого -
способствовать предотвращению и урегулированию внутри- и межгосударственных кризисов в субрегионе
Основные черты региональной экономической интеграции (НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС и др.)
Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов.
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Одним из наиболее заметных
развивающихся интеграционных процессов
стал процесс организации и
Основные положения соглашения включают:
- отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;
- защиту североамериканского
рынка от экспансии азиатских
и европейских компаний, пытающихся
избежать американских пошлин
путем реэкспорта своих
- снятие запрета на
капиталовложения и
- создание трехсторонних
групп для решения проблем,
связанных с охраной
В течение 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около двух третей наименований продукции.
Наибольшую выгоду от заключенного соглашения должны получить потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении должны оказаться и американские промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время убытки понесут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи. Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет. Менее всех выгод от НАФТА поначалу получит Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно - с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА, Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка.
Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.
Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР
Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. К середине 90-х годов интеграционные процессы активизировались посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы к началу XXI века будут отменены.