Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
Преступность стала сегодня одной из самых серьезных проблем в мире. Она создает угрозу для развития и безопасности государств. Многочисленные преступные группировки осуществляют свою деятельность на международном уровне, и рассматривают государственные границы не как барьеры, а как коммерческие возможности. Поэтому предупреждение преступности является первоочередной задачей государств. Это нашло свое отражение в сплочении в рамках ООН ее специализированных учреждений, в международных неправительственных организаций, усилий, политической воли и ресурсов государств для совместной борьбы с транснациональной преступностью, особенно с таким ее видом, как, экономическая преступность.
Цель работы - рассмотрение и раскрытие вопроса о международном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью и терроризмом.
Введение
Сегодня каждый здравомыслящий человек согласиться с тем, что преступность не имеет национальности. Перед преступностью нет ни расовых, ни этнических, ни религиозных барьеров. И не смотря на то, что во всем мире все цивилизованные государства совершенствуют способы и формы борьбы с преступностью, статистика показывает, что число преступлений неуклонно растет. А значит, еще сильнее растет число нераскрытых преступлений.
Актуальность темы. Преступность стала сегодня одной из самых серьезных проблем в мире. Она создает угрозу для развития и безопасности государств. Многочисленные преступные группировки осуществляют свою деятельность на международном уровне, и рассматривают государственные границы не как барьеры, а как коммерческие возможности. Поэтому предупреждение преступности является первоочередной задачей государств. Это нашло свое отражение в сплочении в рамках ООН ее специализированных учреждений, в международных неправительственных организаций, усилий, политической воли и ресурсов государств для совместной борьбы с транснациональной преступностью, особенно с таким ее видом, как, экономическая преступность.
В условиях развивающихся в мире интеграционных тенденций, результатов технологического и социального прогресса, достигнутых человечеством в последние десятилетия XX века, преступность обретает новые формы. В ее распоряжении сосредоточены огромные силовые и финансовые средства, новейшие достижения науки и техники. Возникают и быстрыми темпами развиваются новые виды преступлений, особенно в экономической сфере, такие как, компьютерные, информационные, банковские преступления, для которых не существует национальных границ, а опыт борьбы с ними у международного сообщества в целом, и у отдельного государства, еще недостаточен.
Масштабнее и более изощренными стали и такие, ранее известные преступления международного характера как контрабанда, коррупция, фальшивомонетничество, отмывание средств, полученных преступным путем и др.
Преступления, совершаемые в экономической сфере на национальном и международном уровнях, в совокупности стали занимать ведущее место (после наркотической преступности) в общем числе преступлений международного характера.
Сегодня
ни одно, даже самое могучее государство
не в состоянии эффективно противостоять
транснациональной
Формами международного сотрудничества в борьбе с преступностью, в частности, являются: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности.
Международно-правовыми нормами в сфере международного сотрудничества в борьбе с преступностью являются многосторонние конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; договоры о правовой помощи по уголовным делам; договоры, регулирующие деятельность соответствующих международных организаций1.
Целый ряд нормативных актов в области борьбы с преступностью действует и в рамках СНГ. В их число входят Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики, Решение о совместных мерах по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и другие.
Обязательства государств по этим договорам заключаются, прежде всего, в определении международных уголовно наказуемых деяний, установлении правил юрисдикции, регламентации правовой помощи по уголовным делам и действий организаций.
Сотрудничество государств в борьбе с преступностью осуществляется на многосторонней (в рамках международных организаций) и двусторонней основах.
В двусторонних соглашениях устанавливаются более конкретные формы сотрудничества в борьбе с определенными видами преступлений.
Определенную роль в координации усилий государств по борьбе с преступностью играет созданная в 1923 г. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), членами которой ныне являются более 150 государств мира. Интерпол является неоценимым помощников в борьбы с международной преступностью и построением миропорядка на основе верховенства права2.
Цель работы - рассмотрение и раскрытие вопроса о международном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью и терроризмом.
Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) изучить общие положения о понятии международной борьбы с преступностью;
2)дать характеристику международных преступлений;
3)рассмотреть международные органы по борьбе с преступностью.
Глава 1 Борьба с преступностью
1.1 Особенности международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью
Одной из важных сфер международного сотрудничества является борьба с международными преступлениями .
Международное преступление – это международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом3. Борьба с такими преступлениями попадает в сферу компетенции Совета Безопасности ООН, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и выступает от имени всех членов ООН. Субъектами международных преступлений являются, прежде всего, государства, а также физические лица, выступающие от его имени и лично совершившие такие преступления.
Определения международных преступлений содержатся в Уставе Международного Военного Трибунала от 8 августа 1945 г. В соответствии с Уставом к этим преступлениям относятся:
а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий;
б) военные преступления, а именно; нарушения законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;
в) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
К
военным преступлениям
а) насилие над жизнью, здоровьем и физическим или психическим состоянием лиц, в частности;
убийство;
пытки всех видов, будь то физические или психические;
телесные наказания;
увечья;
б) надругательство
над человеческим достоинством, в частности
унизительное и оскорбительное обращение,
принуждение к проституции или непристойное
посягательство в любой его форме;
в) взятие заложников;
г) коллективные наказания;
д) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 3 (I) «Выдача и наказание военных преступников» от 13 февраля 1946 г. членами Организации Объединенных Наций принимаются все меры для того, чтобы военные преступники, которые несут ответственность за указанные преступления или приняли в них непосредственное участие, были арестованы и высланы в те страны, где они совершили свои деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран.
Все государства должны прилагать усилия в целях обеспечения розыска, ареста и справедливого наказания компетентными судами в соответствии с нормами международного права и внутренними законами преступников, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. Срок давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества не применяется.
Различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью4.
В международных договорах
Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера регламентируется главным образом многосторонними соглашениями (конвенциями), каждое из которых посвящено отдельному преступлению. В конвенциях, как правило, содержится: а) нормативное определение состава преступления; б) обязательство государства-участника закрепить норму конвенции в национальном законодательстве (имплементировать); в) обязательство государств-участников распространить свою юрисдикцию на соответствующие преступления.
2.2 Международные органы по борьбе с преступностью
Сотрудничество государств в борьбе с различными видами преступлений, осуществляется на основе соглашений и в рамках международных организаций, органов, конференций.
В
1872 году состоялся Первый пенитенциарный
конгресс, на котором была создана Международная
уголовная и пенитенциарная комиссия
(МУПК). Затем были проведены еще десять
таких конгрессов, на которых обсуждались
вопросы идентификации преступников,
координации деятельности полицейских
органов, подготовки уголовной статистики
и т. п.
В рамках Лиги Наций была предпринята
попытка унифицировать уголовное законодательство.
С этой целью был проведен ряд конференций,
касающихся борьбы с терроризмом. Поскольку
Лига Наций занималась борьбой с незаконным
оборотом наркотиков, с торговлей женщинами
и детьми, с работорговлей и с распространением
порнографических изданий, она учредила
ряд комитетов по этим вопросам, которые
контролировали выполнение соответствующих
договоров, собирали информацию, обрабатывали
данные о преступности т. п.
Создание ООН положило начало новому этапу в борьбе с международной преступностью. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В некоторых случаях к этой проблематике подключается и Совет Безопасности. В соответствии с его резолюцией 635 от 14 июня 1989 г. ИКАО подготовила Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, которая была подписана в 1991 году 79 государствами5. Помимо ИКАО борьбой с международной преступностью занимаются и другие специализированные учреждения ООН, равно как и многие межправительственные и неправительственные организации. Однако главная работа проходит в рамках ООН. В 1950 году решением Генеральной Ассамблеи был создан Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, заменивший собой МУПК (первоначально назывался Специальный консультативный комитет экспертов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями). Комитет состоял из 27 членов, действовавших в личном качестве (избирались на сессиях ЭКОСОС сроком на 4 года).