Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:29, реферат
В общеупотребительном смысле, беженцы – это лица, в силу чрезвычайных обстоятельств вынужденные изменить место жительства и нуждающиеся в помощи. Такими обстоятельствами могут быть война, межнациональные и религиозные конфликты, массовые нарушения прав человека, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера либо другие обстоятельства объективного или субъективного характера.
В общеупотребительном смысле, беженцы – это лица, в силу чрезвычайных обстоятельств вынужденные изменить место жительства и нуждающиеся в помощи. Такими обстоятельствами могут быть война, межнациональные и религиозные конфликты, массовые нарушения прав человека, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера либо другие обстоятельства объективного или субъективного характера.
Однако в современном международном праве понятие «беженец» имеет более узкое значение. Термин «беженец» в соответствии с Конвенцией ООН от 28 июля 1951 года и Протоколом от 31 января 1967 года о статусе беженцев – применяется к лицам, которые обладают следующими особенностями: они находятся вне страны гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства (т.е. являются иностранными гражданами или лицами без гражданства) и не могут или не желают пользоваться защитой этой страны либо возвратиться в эту страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства (национальности), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
28 июля 1951 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о статусе беженцев, в основу которой был положен весь предыдущий опыт в разработке прав беженцев. Конвенция стала механизмом приравнивания прав беженцев к основным правам человека, она явилась основой международного развития прав беженцев. Однако в положениях этого документа просматривается тенденция некоторого ограничения прав беженцев. Дело в том, что государства, принявшие этот документ, были европейскими и ориентировались только на этот регион, а временные границы (статус беженца могли получить только те лица, судьба которых отвечала условиям Конвенции в силу событий до 1 января 1951 г.), установленные в Конвенции не могли сделать ее в полной мере универсальной. Поэтому, в силу возникновения новых ситуаций на международной арене (холодная война и процесс деколонизации) и появления новой категории беженцев – политических беженцев - в декабре 1966 г. государствами – членами ООН в дополнение к Конвенции был принят Протокол, касающийся статуса беженца, вступивший в силу 31 января 1967 г. Согласно этому документу, любое лицо, попадающее под определение беженец, данное в Конвенции о статусе беженцев, получает все права и свободы, закрепленные в ней, независимо от указанной даты - 1 января 1951 г.
Конвенция
о статусе беженцев 1951 г. и Протокол
к ней, касающийся статуса беженца
1967 г. являются универсальными документами
по вопросам беженцев. Они заложили
своего рода фундамент для международно-
Функция международной защиты имеет правовую основу. Право пользоваться защитой, хотя оно и не выделено в качестве отдельного права, подразумевается в Конвенции 1951 года и её основополагающих положениях, в принципе запрещения принудительного возвращения.
Кроме того, многие общепризнанные права человека прямо распространяются на беженцев. К ним относятся право на жизнь, защиту от пыток и плохого обращения, право на гражданство, право на свободу передвижения, право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою стану, и право не подвергаться принудительному возвращению.
Эти права наряду с другими гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами в отношении всех лиц, как граждан, так и не граждан, закреплены во всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, которые вместе составляют Международный билль о правах человека.
В соответствии с частью первой статьи 18 Закона Республики Беларусь
«О
предоставлении иностранным гражданам
и лицам без гражданства
Статус
беженца предоставляется
Согласно части первой статьи 21 вышеназванного Закона дополнительная защита предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют вполне обоснованные опасения столкнуться при возвращении в государство гражданской принадлежности с угрозой смертной казни, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания либо с угрозой жизни, возникшей по причине насилия в условиях вооруженного конфликта международного или немеждународного характера, и который не может или не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь, у которого отсутствуют основания для предоставления ему статуса беженца, но существуют указанные опасения и которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.
Дополнительная защита предоставляется иностранцу на срок до одного года.
За период проведения процедуры предоставления статуса беженца в Республике Беларусь в подразделения по гражданству и миграции обратилось около 3300 иностранцев. На 1 июля 2009 года в Беларуси признаны беженцами 808 человек из 13 государств мира.
Беженцы в Беларуси — это преимущественно мужчины активного трудоспособного возраста с достаточно высоким уровнем образования. Высокий уровень образования обусловлен спецификой потока беженцев в Беларусь как по странам происхождения, так и по целям прибытия.
Основной страной происхождения беженцев (76—77 %) является Афганистан, немногим более 9 % их прибыло из Грузии, около 5 % — из Эфиопии, 4 % — из Таджикистана, 3,6 % — из Азербайджана. Остальные 2—3 % приходится на долю прибывших из Ирана, Индии, Германии, Либерии, Руанды.
География потока беженцев в Беларусь, как известно, сформировалась в конце 80-х—начале 90-х гг., когда в бывший Советский Союз прибывали граждане Афганистана с целью получения образования. Затем, в связи со сменой власти они оказались преследуемыми у себя на родине. С целью обучения прибывают в Беларусь и граждане африканских стран — Руанды, Камеруна, Эфиопии, Сьерра-Леоне, Сомали, — а затем подают ходатайства о предоставлении статуса беженца.
Основное количество признанных беженцев концентрируется в Минске – приблизительно 63 % от их общей численности. Другим крупным районом их расселения является Гомельская область — 22 %.