Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов традиционно именуется общим надзором.
Предмет общего надзора в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре составляет:
1) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации; за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
Надзор
за исполнением законов и
Предмет общего надзора в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре составляет:
1)
надзор за соблюдением
2)
надзор за соответствием
Прокурорам
вменено в обязанность
Необходимые пояснения дает приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
В приказе сказано, что в надзорных действиях прокурору надлежит руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции РФ, ее прямом действии применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами. Следовательно, иерархия нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокурор, по нормативной силе включает: Конституцию РФ, международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы.
Для
успешного осуществления
Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:
1.
По предъявлении служебного
2. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам.
3.
Требовать от руководителей
4.
Требовать от руководителей
5.
Требовать от руководителей
6.
Требовать от руководителей
7.
Вызывать должностных лиц и
граждан в прокуратуру или
в иное место своего
8.
Проводить прокурорские
Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Названные полномочия закреплены в ст. 22–251 Закона о прокуратуре. К этим полномочиям относятся права прокуроров:
1.
Опротестовывать
2. Вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.
3. Возбуждать производство об административном правонарушении.
4. Возбуждать уголовное дело.
5.
Требовать привлечения лиц,
6.
Освобождать лиц, незаконно
7.
Предостерегать должностных
2. Специализированные прокуратуры в системе прокуратуры РФ. Особенности организации и деятельности военной прокуратуры.
Организация и деятельность специализированных прокуратур в современных условиях обусловливается обеспечением законности в определенных сферах деятельности, которые имеют особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.
Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, поскольку проблемы законности в специфических сферах сохраняются. Сложились специальные прокуратуры двух типов.
Первый тип: военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.
Второй тип: природоохранные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, действующие по выполнению задач и функций прокуратуры наряду с территориальными. Организация и деятельность прокуратуры на них распространяется в полной мере.
Специализированные прокуратуры служат необходимым элементом прокурорской системы.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, военные прокуратуры объединений, соединений гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Транспортные прокуратуры осуществляют расследование преступлений, совершенных на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; надзор за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов в административной деятельности органов милиции.
Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды, расследование экологических преступлений.
Прокуратуры
особо режимных объектов
созданы в целях охраны государственной
тайны и обеспечения установленного режима
секретности на особо режимных объектах,
перечень которых устанавливается Правительствам
РФ. Следователи этих прокуратур расследуют
уголовные дела о преступлениях, совершенных
на особо режимных объектах. Эти прокуратуры
находятся в непосредственном подчинении
Генерального прокурора РФ.
Задача.
В прокуратуру района поступило анонимное заявление о том, что в дежурной части РОВД отказались принять заявление гражданина Николаева о нанесении ему неизвестными лицами ножевых ранений. Приглашенный в прокуратуру Николаев этот факт подтвердил, указав в своем объяснении, что в настоящее время лечение закончилось благополучно, и он не настаивает на расследовании данного преступления. Главврач больницы по запросу прокуратуры представил справку о диагнозе Николаева: проникающее в брюшную полость колото-резаное ранение, причинившее тяжкий вред здоровью.
Какие решения должен принять в данном случае прокурор? Какие виды уголовного преследования предусматривает УПК РФ? Полномочия прокурора в связи с их осуществлением.
Согласно ст. 141 УПК, заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Если в таких заявлениях содержатся данные о готовящихся или совершенных преступлениях, они направляются в правоохранительные органы для возможного использования в оперативных целях в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".
Однако, при допросе потерпевшего Николаева был установлен факт нанесения ему ножевых ранений неизвестными лицами, что подтверждает медицинская справка, поэтому данное преступление можно квалифицировать как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ст. 111 УК РФ.
В соответствии со ст.20 ч. 5 данное преступление является публичным и возбуждается в каждом случае обнаружения признаков преступления и без заявления потерпевшего.
Так
как имеются достаточные
2.
Уголовные дела о
3.
Уголовные дела о
4.
Руководитель следственного
5.
Уголовные дела, за исключением
уголовных дел, указанных в
частях второй и третьей