Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:21, доклад
Для продвижения своих услуг компании, как правило, используют традиционные маркетинговые инструменты, сводящиеся к управлению ценой и качеством страхового продукта, а также различным коммуникациям с потребителями. В силу этого большое значение для планирования операций страховщиков и оценки их эффективности имеет прогнозирование самостоятельных действий потребителей - понимание их мотивации и поведения, а также возможных способов влияния на них.
ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ
Для продвижения своих услуг компании, как правило, используют традиционные маркетинговые инструменты, сводящиеся к управлению ценой и качеством страхового продукта, а также различным коммуникациям с потребителями. В силу этого большое значение для планирования операций страховщиков и оценки их эффективности имеет прогнозирование самостоятельных действий потребителей - понимание их мотивации и поведения, а также возможных способов влияния на них.
Поведение потребителей - очень широкая область знаний. Его необходимо систематизировать и описывать исходя из интересов страховщиков, основным из которых является максимальное расширение продаж страховых услуг по ценам, обеспечивающим приемлемый финансовый результат. В связи с этим ключевой темой при исследовании поведения потребителей на страховом рынке является механизм формирования спроса на страховые услуги.
В качестве основных предпосылок принятия решения о приобретении потребителем страхового продукта можно выделить следующие:
- Необходимость защиты от различного рода опасностей, возникающих как в частной, так и в коммерческой деятельности;
- Отсутствие достаточных средств для обеспечения самострахования посредством формирования денежных фондов, ликвидации последствий различного рода аварий, устранения ущерба, восстановления функций жизнедеятельности и т.д. При этом страхование выступает для потребителя способом защиты от названных рисков, позволяющим обеспечить финансирование ликвидации последствий возникновения страховых событий.
Наличие указанных предпосылок заставляет потребителя обращаться к услугам страховых компаний. Здесь он сталкивается с разнообразным множеством предложений от страховщиков относительно способов страховой защиты и сталкивается с проблемой выбора наиболее выгодного варианта. При определении страховой компании для взаимодействия заинтересованный потребитель обращается к различным источникам информации: знакомые, друзья, родственники, СМИ, собственный опыт.
Предложения страховщиков и их продукты оцениваются потребителем по сумме влияющих факторов. К ним относятся:
1) Значимость страхуемого риска для потребителя;
2) Эффективность защиты от рисков при помощи страхового полиса - положительные стороны страхования, делающие его более привлекательным способом борьбы с опасностями, чем альтернативные инструменты;
3) Структура страхового покрытия, обеспечивающего полную и качественную защиту;
4) Цена страхования (сумма взносов в сочетании с его доходностью в случае страхования жизни);
5) Гарантированность выполнения компанией своих обязательств (надежность ком компании в глазах потребителя);
6) Качество сервиса - способность компании обслуживать потребителей доброжелательно, без волокиты и очередей;
7) Близость компании к потребителю - доступность инфраструктуры страховщика или активность ее представителей.
Предложения страховщиков оцениваются по перечисленным выше факторам.
Каждому из них соответствует собственный «вес» - его значимость для потребителей. Далее ожидания от каждого страхового продукта обобщаются, на основании чего определяется его потребительская оценка. Вполне вероятно, что ни одно из предложений, имеющихся на рынке, не удовлетворит потребителя - суммы их оценок будут отрицательными. В этом случае потребитель отказывается от страхования в пользу альтернативных способов борьбы с опасностями - самострахования и неотложных займов. При наличии нескольких продуктов, положительно оцениваемых потребителями, определяется наилучшее предложение, соответствующее оптимальному сочетанию влияющих факторов[1].
Тем самым устойчивость функционирования страховой компании, как напрямую зависящая от доходности ее деятельности, определяется в большей мере размером спроса на страховые услуги. По результатам независимых экспертов Центра стратегических исследований «Росгосстрах» можно выделить три основных фактора, от которых зависит пользование страхованием:
• уровень дохода как показатель доступности страховых продуктов;
• образование как индикатор финансовой грамотности - осведомленности о смысле и пользе финансовых инструментов;
• возраст, с которым связана чувствительность к рискам, она повышается в зависимости от того, как человек, по мере старения, получает все меньше возможностей для самостоятельной компенсации возможного ущерба[3] .
Поведение потребителей на страховом рынке зависит от ориентации на те или иные ценности, зависящие от уровня дохода. При низком доходе потребители стремятся к удовлетворению основных, базовых нужд - получение еды, необходимой медицинской помощи, жилья и т.д. В этих условиях страхование как инструмент защиты достигнутого жизненного уровня просто не актуально.
В рамках фиксированной имущественной группы, как и в целом по выборке, пользование страхованием растет с повышением образовательного уровня. Такое же влияние оказывает социальный статус потребителей на проявление потребностей в страховании.
Зависимость пользования страхованием от возраста потребителей определяется чувствительностью к рискам, которая растет с возрастом: пожилым людям все сложнее справляться с рисками и их последствиями своими силами, без привлечения посторонней помощи. В то же время, с возрастом растет и доход потребителей (по крайней мере, до определенного возрастного порога). В бизнесе высшие руководящие позиции занимают, как правило, люди среднего возраста.
В случае если потребитель считает полис адекватной защитой от рисков, он соотносит свои потенциальные расходы на страхование с ценой полиса, требуемой страховой компанией. Если цена полиса существенно выше приемлемых расходов на страхование, потребители отказываются от его покупки.
Российский рынок уступает западному рынку по масштабу, ассортименту и по качеству страховых продуктов. Еслистраховые компании США ежегодно аккумулируют в виде страховых платежей 8,7 % ВВП, то российские - всего лишь 2,3%[3].Спрос на страховые продукты зачастую носит фрагментарный характер, не достигнут уровень возобновляемости и массовости. Изучение потребительского спроса позволит улучшить и расширить рынок страховых услуг в России, а достижение уровня западного страхового рынка представится вполне возможным.
Список использованных источников
1. Архипов А.П. Финансовый менеджмент в страховании: учебник. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. — 320 с.: ил.
2. Журнал «Страхование cегодня». -[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.insur-info.ru/analy
3. Материалы центра стратегических исследований ОАО «Росгосстрах». -[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgs.ru
Информация о работе Влияние потребительского поведения на устойчивость страховых компаний