Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:01, доклад
Транспортное страхование грузов (страхование карго) является подотраслью имущественного страхования.
Объектом страхования является имущественный интерес физического или юридического лица, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, происшедших в процессе транспортировки, промежуточного хранения, перегрузки, перевалки на маршруте перевозки.
Транспортное страхование грузов (страхование карго)
Транспортное страхование грузов (страхование карго) является подотраслью имущественного страхования.
Объектом страхования является имущественный интерес физического или юридического лица, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, происшедших в процессе транспортировки, промежуточного хранения, перегрузки, перевалки на маршруте перевозки.
По договорам транспортного страхования грузов возмещаются убытки, происшедшие от случайностей и опасностей перевозки.
Договор транспортного страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номера и даты коносаментов или других перевозочных документов; пункты отправления, перегрузки и назначения груза; страховая сумма груза, условия страхования. Все эти данные необходимы для определения соответствия данной перевозки грузов, которые предусматривают для различных грузов определенные требования к упаковке, укладке и т. п.
Эти группы в той или иной модификации соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков, которые именуются: с ответственностью за все риски, с ответственностью за частную аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения. Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок.
• Условие с ответственностью за все риски является наиболее широким, но отнюдь не покрывает «все риски». Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние воздуха или особых свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на транспортное средство одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки (недовложения); повреждения груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.
• Условие страхования с ответственностью за частную аварию в отличие от первого имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «Все риски».
• Условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения - по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествий (в целом именуемых крушением) с транспортным средством.
При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.
Здесь необходимо дать разъяснение терминам «частная» и «общая» аварии.
Под аварией обычно принято понимать любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями, с транспортными средствами: поломки, взрывы, пожары, столкновения и т. п.
Слово «авария» получило иное толкование: под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества.
Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумно и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения транспортного средства.
Таким образом, для того чтобы убыток был признан общей аварией, необходимы четыре условия: преднамеренность, разумность, чрезвычайность и цель действий - спасение груза, транспортного средства от общей опасности. Если не окажется хотя бы одного из этих условий, убыток будет признан частной аварией.
Все убытки, не подпадающие под определение общей аварии, относятся к убыткам по частной аварии. Эти убытки несет владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответствен за их причинение.
Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.
Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет грузоотправителя, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза).
Стоит отметить, что порядок обязанностей продавцов и покупателей в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов изложен в документе, который известен как «Инкотермс 1990 г.» (ранее 1980 г., 1976 г., 1967 г., 1953 г., 1936 г. - первоначально Международная торговая палата опубликовала этот перечень международных правил с целью унификации торговых терминов). Инкотермс объясняет, в каком размере расходы делятся между сторонами.
Всего насчитывается 13 терминов, которые сгруппированы в четыре группы - базисные категории - ЕхWorks (франко-предриятие).
Группа «Э» включает условия, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе) продавца. Покупатель несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара от склада продавца до пункта назначения.
Группа «Ф» (основной фрахт не оплачен) включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем: ФКА - FСА - Frее Саrrir (франко-перевозчик) - товар доставлен перевозчику, ФАС - FАS - Fгее аlоng sidе аbort - свободен у борта судна - товар доставлен к борту, ФОБ - FОВ - Fгее оn Воаrd - свободен на борту - товар должен быть погружен на борт. Согласно этим трем терминам, продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем.
Группа «С» (основной фрахт оплачен) включает четыре термина: CFR - Cost and Freight (стоимость и фрахт); CIF - Carridge Insurance & Freight (стоимость, страхование и фрахт); СРТ - Carridge Paid To (фрахт оплачен до...); CIP - Carridge & Insurance Paid To (фрахт и страхование оплачены до...), согласно которым продавец должен заключить договор перевозки, однако при этом не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с потерями, возникающими после отгрузки или отправки товаров.
В группу «Д» (прибытие) входят условия, согласно которым продавец несет риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения ДАФ - DAF - Delivered at Frontir (поставка франко-граница); ДЕС - DES Delivered ex ship - поставка франко-судно; ДЕК –DEQ - Delivered ex Quay - поставка франко-причал; ДДЮ – DDU - Delivered Duty unpaid (поставка без уплаты пошлины); ДДП – DDP - Delivered Duty paid (поставка с уплатой пошлины).
Применение в контрактах (договорах) торговых терминов, сложившихся в практике международной торговли, должно быть абсолютно точно и соответствовать отечественным требованиям, если таковые приняты в нормативных документах, изменяющих правила «Инкотермс-1990 г.».
Если договор страхования предусматривает перевозку груза по частям (партиям) и при этом оговаривается страховая сумма и страховой взнос по каждой части (партии) груза, то объем страховой ответственности страховщика по договору равен страховой сумме части (партии) груза.
Фрахт считается застрахованным в сумме, заявленной страхователем, в пределах его стоимости, отраженной в соответствующих документах (счет-фактура, фрахт-релиз). Страховая сумма по фрахту показывается отдельно от страховой суммы по грузу.
В страховую сумму по грузу отдельной строкой могут быть включены расходы, связанные с перевозкой груза, оплатой транспорта, подтвержденные документально, а также таможенная пошлина. Эти расходы принимаются на страхование обычно в размере не более 20% страховой суммы по грузу.
Размер страхового взноса по договорам транспортного страхования рассчитывается страховщиком исходя из согласованных между сторонами условий страхования, объема ответственности страховщика, размера страховой суммы и установленных страховщиком тарифных ставок.
Особо отмечу, что договор транспортного страхования грузов заключается до начала перевозки на основании письменного заявления страхователя. Обычно принимаются во внимание заявления принятые по факсу, а также сделанные в устной форме, но затем оформленные в письменном виде.
Страхователь обязан сообщить страховщику о всех известных обстоятельствах, имеющих существенное значение для суждения о степени риска. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в заявлении о страховании, несет страхователь.
К заявлению о страховании прилагается опись застрахованного груза, составленная на основе соответствующих перевозочных документов, подтверждающих наличие и стоимость груза.
Договор транспортного страхования грузов может быть заключен при условии предварительного осмотра груза и/или транспортного средства с грузом (по усмотрению страховщика) с пломбированием, клеймением или нанесением других отметок на вагоны, контейнеры, цистерны и т.п., не приводящих к порче или утрате товарного вида груза либо его упаковки.
При рассмотрении заявления о страховании страховщик может оговорить особые требования к перевозчику (грузовладельцу) о сохранности груза - дополнительная упаковка, второй водитель, осуществление перевозки только в дневное время, согласованный с ГИБДД и другими надзорными органами маршрут перевозки груза. Согласование маршрута обязательно для перевозки опасных грузов, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Согласование маршрута перевозки производится также между страхователем и страховщиком и оговаривается в страховом полисе.
Оплата страхового взноса по договору транспортного страхования грузов может быть произведена единовременно при единичных перевозках и по срокам, о чем в страховом полисе делается соответствующая запись. На оплату страхового полиса страховщик выставляет счет.
При этом если страхователь несвоевременно сообщил необходимые сведения или не сообщал их вовсе, либо преднамеренно сообщал недостоверные сведения, страховщик вправе отказаться от страхования. При этом страховщик имеет право на получение всей суммы страхового взноса, которую он мог бы получить в случае добросовестного выполнения страхователем своих обязанностей по договору страхования.
Ответственность страховщика по договору транспортного страхования грузов начинается с момента снятия груза с места (склада) в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранение на складах в пунктах перегрузок и перевалок).
Ответственность страховщика по договору транспортного страхования грузов оканчивается в момент доставки груза (последнее грузовое место выгружено из транспортного средства или груз принят на ответственное хранение на слад) в место (пункт) назначения, указанное в полисе. При страховании единичной перевозки ответственность по договору может длиться обычно не более 30 дней с начала страхования, при морских перевозках – не более 60 дней. Продолжение срока действия договора сверх 30-ти (60–ти) дней осуществляется, как правило, за дополнительный взнос.
Договор страхования прекращается в случаях: а) истечения срока действия; б) исполнения страховщиком обязательств перед страхователем по договору в полном объеме; в) утраты страхователем права собственности на застрахованный груз; г) ликвидации страхователя; д) принятия судом решения о признании договора страхования не действительным.
Убытком по договору транспортного страхования грузов считается:
а) при полной гибели (пропаже без вести) груза - действительная стоимость груза на момент страхового события в пределах страховой суммы;
б) при повреждении груза - действительная стоимость поврежденного груза на момент страхового события, либо стоимость ремонта (восстановления) поврежденного груза в ценах на момент страхового события за вычетом стоимости остатков, годных к использованию, в пределах страховой суммы;
в) стоимость фрахта при полной гибели (пропаже без вести) груза или часть стоимости фрахта, приходящейся на поврежденный груз;
г) документально подтвержденные расходы по спасению, сохранению груза, а также по предупреждению дальнейших его повреждений, если ущерб подлежит возмещению по условиям страхования (при морских перевозках – в случае общей аварии и частной аварии убыток по грузу и/или фрахту, произведенные намеренно и разумно чрезвычайные расходы или пожертвования в целях спасения судна, фрахта и груза по доле застрахованного груза и/или фрахта).
Размер убытка и страхового возмещения определяется страховщиком. Страховое возмещение выплачивается в размере убытка, возникшего вследствие страхового случая, но не выше страховой суммы, указанной в страховом полисе.
Если страхователь или выгодоприобретатель получил возмещение за убытки от виновных лиц, страховщик оплачивает лишь разницу между суммой, подлежащей выплате по условиям страхования, и суммой полученной от виновных лиц.
При морской перевозке грузов страхователь имеет право отказаться от своих прав на застрахованный груз (абандон в морском страховании) в пользу страховщика с целью получения от него полной страховой суммы в следующих случаях:
Информация о работе Транспортное страхование грузов (страхование карго)