Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:21, контрольная работа
В истории становления и развития обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903-1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933-1990гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (1991 г.- настоящее время).
Введение…………………………………………………………………………3
Сущность и функции социального страхования……………………….4
Роль социального страхования………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………17
Введение
В истории становления и развития обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903-1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933-1990гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (1991 г.- настоящее время).
В России, впрочем как и в
других странах, появлению
В рыночной экономике одним из важных элементов является наличие развитых элементов социальной защиты граждан: социальной помощи, социального обеспечения и социального страхования. Направленное на уменьшение и предотвращение социальных рисков, оно выступает приоритетным направлением в осуществлении социальной политики государства.
Известный российский и
Данная точка зрения свойственная и другим ученым в области страхования первой половины прошлого века, подчеркивает взаимосвязь экономического или коммерческого страхования со страхованием социальным.
Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дает такое определение обязательного социального страхования: «Обязательно социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных
законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков,
_____________
1 Гуманитарные и социально-экономические науки, № 3 (40) 2008 г.
подлежащих обязательному социальному страхованию.» 2
Предметом социального страхования являются далеко не все риски, угрожающие материальным интересам граждан. Сфера его действия – это те социальные риски, которые могут привести к полной или частичной утрате заработка (трудового дохода), т.е. социальное страхование работает только в сфере трудовых доходов. Соответственно социальное страхование распространяется преимущественно на работающие (работавшее) население и членов их семей. Финансовой основой социального страхования является формирование из взносов работников и работодателей специальных фондов, средства которых распределяются между участниками, получившими ущерб от действия социальных рисков. В связи с этой особенностью определяется и специфика возмещения ущерба в социальном страховании. При государственном социальном воспомоществовании размер социальной выплаты определяется только нуждаемостью и финансовыми ресурсами государства. Такой порядок перераспределения доходов принято называть принципом социальной солидарности. В социальном страховании в определенной, но не в полной мере используется принцип эквивалентности между взносами и выплатами. Чем меньше нарушается принцип эквивалентности страховых взносов и социальных выплат, тем ближе финансовый механизм социального страхования к сугубо «страховому» механизму. Чем больше используется принцип солидарности в противовес эквивалентности, тем ближе механизм социального страхования к государственному обеспечению. Таким образом, принцип возмещения в социальном страховании можно охарактеризовать как принцип ограниченной эквивалентности.
Социальное страхование – это институт социальной защиты, представляющий собой систему социально-страховых отношений,
направленных на обеспечение управления социальными рисками общества
______________________________
2 Гуманитарные и социально-экономические науки, № 3 (40) 2008 г.
путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах.
Сущность социального страхования как социального института раскрывается с помощью функций. Исследуя социальное страхование как социальный институт, можно говорить о множестве социально значимых функций, выполняемых им в обществе: защитная – поддержание определенного уровня материального обеспечения застрахованного в случае снижения его доходов и при возникновении непредвиденных расходов; компенсационная – возмещение ущерба в результате утраты заработка; воспроизведенная – обеспечение покрытия расходов, необходимых для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения; перераспределительная – распределение материальной ответственности за социальные риски; стабилизационная – согласованность интересов работников, работодателей и государства и др. Преследуя в качестве основной цели компенсацию потери трудового дохода в результате наступления определенного вида социального риска, социальное страхование выполняет свою основную функцию – защиту воспроизводства человека.
Классификация социального страхования представляет собой систему деления страхования на отрасли, виды, разновидности, формы, системы страховых отношений. Социальное страхование можно классифицировать по следующим 5 признакам:
Система социального
Роль социального страхования
с позиции его
___________
3 Гуманитарные и социально-экономические
науки, № 3 (40) 2008 г.
устойчивых
взаимосвязей между экономической
и социальной формами жизнедеятельности
людей, а так же создании организационно-управленческих
механизмов, структур и систем гарантий,
пенсий, услуг по лечению и реабилитации.
Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная
система социального
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.
Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования;
• занятости (до 2001 г.).
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.
Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.