Стратегия реформ социального страхования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

Построение рыночной финансовой модели, социального страхования имеет три взаимоувязанных аспекта:
1) определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;
2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;
3) способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.15 Кб (Скачать)

     Формирование  рыночной модели финансирования социального страхования

     Построение  рыночной финансовой модели, социального  страхования имеет три взаимоувязанных  аспекта:

     1) определение источников финансирования, как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты;

     2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования;

     3) способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств.

     Рыночная  модель системы социального страхования  базируется на следующих принципиальных положениях:

      финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты);

      размеры страховых услуг находятся в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы имеют право на получение услуг, которые тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

     Мировой опыт социального  страхования свидетельствует, что надежный метод его финансового обеспечения в рыночных условиях -трехканалъное формирование фондов. Наиболее оправдал себя механизм, когда большая часть нагрузки приходится на работодателя (40-60 %), а меньшая распределяется между работниками (10-30%) и государством (20-40 %), которое призвано заботиться прежде всего о наиболее уязвимых слоях населения. Взносы трех социальных субъектов выражают идею их совместной ответственности за социальные риски, которая материализуется через страховое участие. При этом работодатели должны освобождаться от непосильного налогового гнета, что станет стимулом для их социально ориентированной деятельности.

     Страховые взносы работодателей и застрахованных - основной источник, обеспечивающий выплату компенсаций за утрату дохода наемными работниками, а средства государственного бюджета (средства всех налогоплательщиков) предназначаются для выплат всеобщего характера и обеспечения минимального уровня страховых пособий, если для этого недостаточно поступающих страховых взносов первых двух субъектов страхования.

     Основание для определения размеров страховых  взносов по обязательным видам социального  страхования - уровень компенсации  утраченного заработка, ограниченный нижним и верхним пределами.

     Страховые взносы работников (из заработной платы) и  работодателей (частичная  оплата рабочей силы, включаемая в себестоимость  выпускаемой продукции)  представляют часть  необходимого продукта. То есть страховые взносы - это такие социальные платежи, которые не являются налогами, не подлежат обезличиванию в государственном и региональных бюджетах, формируются исключительно на конкретные цели защиты от определенных социальных рисков (безработицы, болезни, старости, несчастного случая на производстве) и фактически являются не чем иным как превращенной формой заработной платы для трудящихся при наступлении таких рисков.

     Закрепление такого смысла социального страхования  в форме законодательных актов  позволяет резко повысить заинтересованность основных социальных субъектов (работодателей и работников) в формировании соответствующих фондов социального страхования, способствует их «прозрачности», обеспечивает возможности организационной самоуправляемости. И, напротив, обезличивание финансовых источников фондов социального страхования, их формирование из государственного бюджета (налоговый подход формирования фондов) приводит к деформации самой природы социального страхования, превращает его в «собес» (как это случилось с советской системой социального страхования), делает все трудоспособное население иждивенцами, а государство превращает в «попечителя» и «благодетеля». Помимо этого у государства появляется соблазн использования средств социального назначения на другие цели.                                                     

     С переходом к рыночным отношениям все более очевидной становится необходимость непосредственного участия работающих в финансировании фондов социального страхования, что позволило бы им активно влиять на уровень своей социальной защиты. При этом заслуживает внимания зарубежный опыт уплаты страховых взносов с долевым участием работающих и работодателей (см. табл. 11).

     Такая мера, по мнению отечественных и  зарубежных специалистов, позволяет существенно изменить устарелые стереотипы общественного сознания на данный институт социальной защиты, как «бесплатный» для работников. Это тем более актуально, что в рыночной экономике требуется формирование психологии активного личного участия в механизмах социальной защиты и контроля за эффективностью использования средств фондов социального страхования.

     Следует учитывать, что наши семидесятилетние традиции в сфере социального страхования, а также низкий уровень заработной платы у подавляющей части населения и его представления о социальной справедливости потребуют переходить к новой финансовой модели социального, страхования с новыми пропорциями по распределению финансового бремени постепенно.

     Для удобства сбора, страховых взносов  по всем видам социального страхования эту функцию предоставляется целесообразным поручить одному из фондов, например, Пенсионному фонду или Фонду страхования по болезни - естественно, за соответствующую плату.

     Таблица 16

     Предлагаемое  распределение страховых взносов  в фонды обязательного социального  страхования (в % от фонда зарплаты)

Вид страхования Работодатели Работники Государство Всего
1 2 3 4 5
Пенсионное  страхование 17 3 3 (социальные  пенсии) 23
Страхование профессиональных и региональных пенсий 3 (тариф гибкий: от 0,5 до 15,0%) - 2 (шахтеры, горняки  и др., работающие в экстремальных условиях) 5
Страхование по болезни 4 1 - 5
Медицинское страхование 3 1 2 (неработающие члены общества) 6
Страхование от несчастных случаев на производстве 3 (тариф  гибкий: от 1 до 10%) - - 3
Страхование по безработице 2 1 2 5
Страхование по уходу 1 1 1 3
  33   10 50
 

     Надежное  функционирование социального страхования  в рыночной экономике невозможно без создания соответствующих перестраховочных фондов, а также функционирования специализированной банковской системы. Поэтому для реализации данных целей предлагается создать Банк социального страхования.

     Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость применения смешанного финансирования пенсионного страхования с помощью методов перераспределения средств и метода капитализации, а также смешанного метода льготного пенсионного обеспечения (за счет средств работодателей и государства).

     Вторым  важным элементом финансовой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования (см. табл. 16).

Информация о работе Стратегия реформ социального страхования в РФ