Автор: Ирина Садыкова, 08 Ноября 2010 в 14:06, реферат
На рубеже веков в Российской Федерации страхование привлекает все больше внимания законодательной и исполнительной властей. Страховая деятельность способствует бюджетному наполнению через использование налогового механизма и вместе с тем снижает бюджетные расходы на покрытие имущественных потерь, возникших в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф и чрезвычайных событий. В этой связи страхование становится важным сегментом формирующейся рыночной экономики.
Демонополизация экономики положила начало развитию отечественного страхового рынка. Содержание страхового рынка, уровень его динамичности и развитости во многом определяет эффективность функционирования рыночной экономики. Значимость влияния, которое оказывает система страхования, и необходимость защиты интересов страхователей вызывают потребность в государственном регулировании страховой деятельности.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие страховой услуги………………………………………………...4
2. Этапы становления рынка страховых услуг в РФ……………………….7
Заключение…………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….14
Основной причиной быстрого роста числа страховых организаций было осознание промышленными и коммерческими кругами широких возможностей финансовых операций, которые можно проводить при помощи страховых инструментов. Имений тогда зарождается “зарплатное” страхование жизни, основа которого — использование льготного режима налогообложения краткосрочного накопительного страхования жизни для снижения налогов на фонд оплаты труда предприятий. Различные организации предпочитали страховать за счет прибыли собственных сотрудников на срок в 1 год и не проводить при этом отчислений в различные фонды. Поэтому вместо увеличения заработной платы руководители заключали договоры страхования жизни в пользу своих сотрудников. Пик развития “зарплатного” страхования жизни пришелся на конец 1995 — начало 1996 г.
Первоначальный период становления независимого российского страхования в основном завершился в начале 1992 г. Второй этап развития российского страхования в 1993—1995 гг. можно назвать периодом относительно цивилизованного экстенсивного роста. Его начало связано с образованием Росстрахнадзора как органа государственного регулирования страховой деятельности и с принятием первого в истории России закона “О страховании”. Вступление в силу этого закона в начале 1993 г. существенно изменило ситуацию на страховом рынке. Были точно определены основные параметры страховой деятельности и требования к надежности страховщиков. Началась систематическая работа по упорядочиванию страхового рынка.
Что касается тенденций развития страхового рынка, то второй этап его становления характеризовался продолжением экстенсивного роста на направлениях, имеющих мало общего с классическим страхованием — в первую очередь, за счет “зарплатных” схем, а также широким развитием системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Вообще систему ОМС можно отнести к коммерческому страхованию с большой натяжкой, так как основным плательщиком страховой премий здесь является не независимое физическое или юридическое лицо, а фонд, пополняемый за счет налогов. ОМС, скорее, некое пограничное явление, совмещающее в себе элементы государственной социальной политики (социального страхования) и коммерческого страхования как такового. Поэтому резкое увеличение доли ОМС в сборе страховой премии в 1993-1995 гг. необходимо рассматривать как негативное явление развития рынка.
Обязательное страхование присутствует во всех страховых системах в мире. Однако Россия привнесла в эту сферу свою специфику. В западной экономике основу обязательного страхования составляет страхование гражданской ответственности автовладельцев, страхование ответственности предпринимателя (например, в Бельгии) или страхование ответственности охотников (в Испании). В России — это уже упомянутое ОМС за счет внебюджетных фондов, страхование сотрудников силовых структур (армия, милиция и др.), страхование пассажиров.
Если сравнивать современное состояние российского страхования с рынками индустриально развитых стран, то следует сделать следующий вывод: сегодняшний российский рынок страхования аналогичен европейскому рынку конца XIX — начала XX вв. В России существует около 60 видов страхования, тогда как в Европе — около 500, а в США — 3000. В нашей стране на сегодня охвачено около 7% возможных рисков, традиционно страхуемых в развитых странах. Однако, возможности страхового рынка России огромны — в нашей стране в потенциале можно собирать около 100 млрд. долл. США премии в год. Однако в 1997 г. сбор страховой премии составил менее 6 млрд. долл.
За
десятилетия эволюции страхового сознания
у многих рядовых европейцев выработался
ряд стереотипов, согласно которым имущество
(машина, дом), жизнь, здоровье, просто не
могут быть не застрахованы. В России,
к сожалению, массовое страховое сознание
еще не утвердилось, и процесс его становления
будет длительным и трудным. Одним из показателей
неразвитости российского страхового
рынка по сравнению с Западом является
недостаточная распространенность обществ
взаимного страхования" .
Заключение.
Дело в том, что происходящие в России преобразования экономики и политической структуры обостряют многие проблемы. В обществе продолжается более активное расслоение по уровню жизни, обостряются многие социальные проблемы.
Падает уровень жизни многих категорий населения и соответственно увеличивается число людей, которым необходимы различные виды социальной поддержки. Вместе с тем существует устойчивая тенденция сокращения бюджетных ассигнований, направляемых на эти цели.
В нашей стране сложившаяся в советский период система социальной защиты населения при происходящих переменах в Росси не может отвечать нуждам и потребностям общества, так как она во многом уже исчерпала себя. Уровень совокупного дохода зачастую не достигает прожиточного минимума, снизился уровень охраны труда, медицинского обслуживания, социального страхования. Это привело к ухудшению социальной защищенности всего населения, как работающего, так и неработающего (пенсионеров, инвалидов, домохозяек и т.д.).
Стране необходима комплексная система страхования, которая бы предполагала:
- приоритет развития реальной экономики;
-
использование накоплений
-
повышение уровня жизни
-
формирование современной
-
максимальное расширение
Предпосылками
для дальнейшего развития страхового
дела в нашей стране являются не
только наметившаяся финансовая стабилизация
и оживление экономики, но и становление
источников такого развития. Во-первых,
укрепление негосударственного сектора
экономики: частный предприниматель (собственник)
в силу своей экономической обособленности
от государства вынужден страховать свои
риски. Во-вторых, источником спроса на
страховые услуги является рост объемов
и разнообразия частной собственности
физических и юридических лиц. При этом
важное значение имеет развитие рынка
недвижимости и ипотечного кредитования
жилищного строительства, а также приватизация
государственного жилого фонда. В-третьих,
важным источником развития страхового
рынка является сокращение некогда всеобъемлющих
гарантий, предоставляемых системой государственного
соцстрахования и соцобеспечения. Сегодня
отсутствие гарантий должно восполняться
различными формами личного страхования.
И наконец в-четвертых, снятие "железного
занавеса" между Россией и странами
мира многократно увеличило поездки граждан
за рубеж (круизы, туры, шопинг-туры, спортивные
выступления, отдых, деловые поездки и
т. п.), что в свою очередь требует увеличения
и качественного совершенствования страховых
услуг, профессиональной подготовки кадров
в области страхования.
Список
литературы.
Информация о работе Страховые услуги и особенности их распространения в РФ