Страховой рынок Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Автор: Татьяна М, 22 Ноября 2010 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Страховой рынок Российской Федерации: проблемы и перспективы развития». Проблема формирования страхового рынка России, на мой взгляд, разработана недостаточно. Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы суверенных субъектов государства и направленной на создание им равных стартовых условий для перехода к рыночным отношениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика страхового рынка……………………………6



1.1 Понятие, место, функции страхового рынка…………………..........6

1.2 Структура страхового рынка…………………………………..........11

Глава 2.Состояние страхового рынка Сибирского Федерального Округа...16

Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка……………25

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованной литературы ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

    Из приведенной таблицы видно, что в последнее время наиболее интенсивно развивается рынок добровольного имущественного страхования. Объем собираемых на рынке страховых премий увеличился, в первом полугодии 2002 г., по сравнению с первым полугодием 2001 г., - на 129,8%, а в первом полугодии 2003 г., по сравнению с предшествующим периодом, - уже на 348,6%. 
       Вместе с тем, неоднозначные тенденции отмечаются на рынке добровольного страхования жизни. Так, в первом полугодии 2002 г. сборы по данному виду страхования снизились в 5 раз по сравнению с предшествующим периодом. Однако в первом полугодии 2003 г. произошло резкое увеличение страховых премий (на 107,8%), по сравнению с первым полугодием 2002 г. Первоначальное сокращение рынка было вызвано введением в действие 25 главы Налогового кодекса и, как следствие, уходом большинства страховых организаций от "зарплатных" схем. В свою очередь, последующий прирост объемов собираемых премий обусловлен, с одной стороны, развитием "реального" страхования жизни, а с другой стороны, - возвратом некоторых страховщиков к "зарплатным" схемам. 
Наименее активно развивается обязательное страхование и добровольное страхование ответственности, прирост страховых премий по которым составил в первом полугодии 2003 г., по сравнению с предшествующим периодом, всего лишь 16,0% и 24,0% соответственно.  
Следует также отметить, что при ежегодном увеличении объема страховых премий, наблюдается тенденция снижения убыточности деятельности страховщиков. Так, соотношение страховых выплат и страховых премий по состоянию на 1 июля 2001 г. составило 82,4%, по состоянию на 1 июля 2002 г. - 73,3%, а по состоянию на 1 июля 2003 г. - уже 50,4%. При этом добровольное страхование становится все более выгодным для страховщиков: соотношение выплат и премий по нему в первом полугодии 2001 г. составило 65,9%, в первом полугодии 2002 г. - 35,1%, а в первом полугодии 2003 г. - уже лишь 18,5%. Вместе с тем, за последний год выросла убыточность обязательного страхования: соотношение выплат и премий в первом полугодии 2001 г. составляла 94,3%, в первом полугодии 2002 г. - 94,0%, а в первом полугодии 2003 г. - уже 99,9%. 
         В табл. 2 приведены сведения об объёмах страховой премии, собранной в первом полугодии 2003 г., в разрезе субъектов РФ, входящих в состав СФО, и видов страхования.  
Таблица 2 
Страховые премии, собранные субъектами РФ по различным видам страхования в первом полугодии 2003 г., тыс.руб.

Субъект РФ Добровольное  страхование Обяза- 
тельное страхова- 
ние
Итого 
всего в том числе
жизни личное имущест- 
венное
ответ- 
ствен- 
ности
Республика  Бурятия 629 000 4 333 93 306 509 620 21 741 517 972 1146972
Республика  Хакасия 78 122  9 859 13 837 51 424 3 002 97 003  175 125
Алтайский край 508 945 56 389 74 779 369 696 8 081 21 047 529 992
Красноярский  край 2473836 61 505  354 420 1 961 859 96 052 2 003 030 4476866
Иркутская область 2310297 161938 705 632 1 415 951 26 776 937 833  3248130
Кемеровская область 810 785 138368 409 307 245 647 17 463 1 152 063 1962848
Новосибир- 
ская область
1034565 50 360 552 640 402 413 29 152 508 459 1543024
Омская  область 770 857  38 669 147 106 565 275 19 807 354 258 1125115
Томская область 799 018 11 054  202882  565 275 19 807 354 258 1153276
Читинская область 254 733 5 824 112 289 134 079 2 541 288 538 543 271
Итого 9670158 538299 2666198 6 221 239 244422 6 234 461 15904619

Как видно  из табл.2, наиболее развит рынок страховых  услуг в Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской и Новосибирской  областях. Несмотря на то, что доля страховых  компаний, действующих на территории этих регионов, за последний год снизилась (см. диагр.2), объем страховых премий, собранных ими в первом полугодии 2003 г., составил около 70% от общей величины страховых премий, собранных по СФО. 
      Красноярский край является лидером СФО по сбору премий по договорам добровольного страхования имущества и ответственности. На его долю в региональной структуре страховой премии, собранной по имущественному страхованию, приходится 31,5%, в региональной структуре страховой премии по страхованию ответственности - 39,3%. Результаты выполненного анализа свидетельствуют о том, что страховые компании, действующие на территории края, ориентированы, в основном, на небольшое количество корпоративных клиентов, с которыми они заключили большинство договоров по рассматриваемым видам страхования. Так, доля таких договоров, заключенных в Красноярском крае, не превышает 15% их общего количества по СФО.  
        Лидерами СФО по личному страхованию стали Иркутская, Новосибирская и Кемеровская области. На их долю приходится около 63% от общего объема премий, собираемых по данному виду страхования (26%, 21% и 15% соответственно).  
Следует отметить, что около 80% сборов по личному страхованию обеспечивается договорами добровольного медицинского страхования. К сожалению, это обусловлено не высоким уровнем страховой культуры населения, руководителей предприятий и медицинских учреждений, а использованием так называемых "монополисов". Согласно экспертным оценкам, на долю последних приходится около половины премий, собранных по договорам добровольного медицинского страхования. Медицинским учреждениям "монополисы" выгодны тем, что с их помощью удается занизить общий объём платных медицинских услуг, а также оптимизировать налогообложение. Страховщики же, распространяя "монополисы", увеличивают свой оборот. Отрадно, что в последнее время данные схемы теряют свою актуальность, и на смену им приходят программы рискового добровольного медицинского страхования. Наибольшего успеха в этом направлении добились страховщики, действующие на территории Кемеровской области. 
Структура региональных рынков различается по видам страхования (см. табл. 2). В большинстве рассматриваемых регионов доля страховых премий, собираемых по обязательным видам страхования, составляет от 30% до 60%, а в Алтайском крае - лишь 4% от общего объема страховых премий. Вместе с тем, в Алтайском крае наиболее высокие удельные веса страховых премий, собираемых по договорам страхования имущества (70%) и страхования жизни (11%). В остальных субъектах РФ эти структурные величины не превышают 50% и 7% соответственно. Новосибирская область имеет наибольший удельный вес страховых премий, собираемых по договорам личного страхования (35,8%). Доля страховых премий, собираемых по договорам страхования ответственности, составляет по регионам от 0,5 % до 2,0%. 
        На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что страховой рынок в СФО практически сформирован и стабильно функционирует. Однако его дальнейшее развитие во многом обусловлено темпами роста экономики Сибирских регионов. Сегодня субъекты РФ имеют существенную дифференциацию по своему социально-экономическому положению. Соответственно, отстают в развитии и имеют особую специфику страховые рынки в республиках Бурятия, Хакасия, Читинской области и Алтайском крае. Кроме того, не получили достаточного распространения или деформированы отдельные виды страхования (личное и имущественное страхование, страхование жизни).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Проблемы и перспективы  развития страхового рынка России                       

       Трудно  разрешимая проблема для страхового рынка, экономики и общества в целом – недострахование, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств.

       Несмотря  на свою историю развития страхования, страховой рынок не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной страховой защиты. В большинстве своем весьма многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым финансовым потенциалом, позволяющим взять на свою ответственность крупные риски.

       Было  бы наивно предполагать, что формирование российского страхового рынка не будет испытывать тех сложностей, которые присутствуют на рынках развитых стран. Не нова, к сожалению, и проблема мошенничества в страховании. Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и проявлением такого факта, как мошенничество. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике предпринимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов.

       Недостаточны  собственные финансовые ресурсы  национальных страховщиков, прежде всего из-за недостаточных требований к начальным размерам уставного капитала. Увеличение собственных средств и страховых резервов страховщиков сдерживается низким развитием страховых операций, что, в свою очередь, зависит не только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части развития обязательных видов страхования, долгосрочного страхования жизни и пенсий, налогообложения. Недостаточная финансовая емкость страхового рынка не позволяет покрывать крупные хозяйственные убытки, что порождает дополнительные бюджетные затраты на компенсацию последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.

       Вопросы страхования нечетко ставятся при  подготовке вопроса о вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС.

       Открытие  отечественной страховой отрасли  является обязательным условием ее успешного развития и интеграции в мировой страховой рынок. Глубокий отпечаток на данный процесс накладывает то обстоятельство, что российские страховые компании развивались фактически «с чистого листа», а национальная страховая отрасль и по темпам реформирования, и по количественным параметрам, и по качеству продуктов отстает от некоторых других переходных экономик.

       На  протяжении 2000 г. и в начале 2001 г. не наблюдалось никаких признаков сдачи позиций отечественными страховыми компаниями, не прослеживались и массовые приготовления к распродаже. Политическая стабилизация и России, рекордные показатели экономического роста не могли разом и на порядок повысить инвестиционную привлекательность российского страхового бизнеса. В любом случае на то, чтобы западные страховщики закрепились на российском страховом рынке, уйдут годы. Стремительный и быстрый натиск - это сценарий, который следует исключить из серьезного рассмотрения. Столь же мало вероятен и внезапный уход с рынка, учитывая значительные затраты, связанные с вхождением на него.

       Анализ  состояния и перспектив страхования  в России невозможен без понимания  того, что страховой рынок является частью экономики страны. Отношения, складывающиеся на рынке, формируются в процессе взаимодействия трех основных групп участников. Это потребители страховых услуг, страховые предприниматели и государство. И отношения эти достаточно сложные.

Потребители занимают наиболее важное положение в рыночных отношениях. Можно с уверенностью утверждать, что и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе единственным заслуживающим внимания источником развития российского страхового рынка будут являться денежные средства, которые потребители страховых услуг будут тратить на страхование. Это тем более важно, что в силу причин как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера инвестиционную деятельность страховых организаций в современной России нельзя рассматривать как источник воспроизводства страхового капитала.

       Поэтому состояние платежеспособного спроса на страховые услуги должно волновать всех участников рынка. И говорить о нем следует без предвзятости и идеологизации, которые сегодня более, чем в советские времена, присущи официальным заявлениям.

       Анализ  показывает, что в течение ряда лет предложение услуг по реальному страхованию превышает платежеспособный спрос на них как со стороны юридических, так и физических лиц. Эта диспропорция существует на фоне крайне низкого уровня удовлетворения страховых потребностей: 80 - 90% собственности предприятий и организаций в России не застрахованы.

       При сохранении основ экономической  политики государства едва ли можно  рассчитывать на то, что платежеспособный спрос предпринимателей и населения на ресурсы, товары и услуги будет расти в среднем не более 1 - 2% в год. Эта оценка имеет еще большее отношение к спросу на страховые услуги, потребность в которых не относится к разряду первоочередных. Иными словами, в долгосрочной перспективе мы столкнемся с угрозой фактической консервации платежеспособного спроса на страхование на крайне низком уровне.

       Для страхового сообщества это очень  важный сигнал, мы должны представлять себе ту экономическую реальность, в которой нам придется оперировать в будущем. Какие выводы следует сделать из этого?

       Главный вывод таков: в течение ближайших 10 лет страховой рынок будет  иметь дело с таким потребителем страховых услуг, платежеспособность которого будет серьезным образом  ограничена. Когда у потребителя  ограничены средства, он становится очень привередливым в их расходовании. И такой потенциальный страхователь станет главным клиентом, с которым связаны основные перспективы развития российского страхового рынка на достаточно длительную перспективу. Ведь дело в том, что тот относительно устойчивый круг потребителей страховых услуг, который уже сложился на российском страховом рынке к данному моменту, - это фактически предел, это максимум того, чего можно было достигнуть при экстенсивном пути развития спроса на страхование в нашей стране. Двигаться дальше можно только за счет включения в «орбиту» страхования новых потребительских групп, которые как раз и отличаются ограниченной платежеспособностью.

       Как же решают эту задачу страховой бизнес и государство? На базе диспропорции между предложением и спросом на страховые услуги на отечественном страховом рынке сложилась застойно-перераспределительная модель конкурентной борьбы. Ее существенной чертой является игнорирование реальных интересов страхователя как ключевой фигуры страхового рынка и главного источника его развития. В сложившейся на отечественном рынке системе отношений главной целью, императивом, является страховщик, а страхователь - всего лишь средство, существование которого должно быть подчинено интересам страховщика.

Информация о работе Страховой рынок Российской Федерации: проблемы и перспективы развития