Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 16:07, курсовая работа
Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТРАХОВОЙ РЫНОК 5
1.1 ПОНЯТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА И УСЛОВИЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ 5
1.2 СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА И ЕГО ВИДЫ 6
1.3 ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА. УПРАВЛЯЕМЫЕ И НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ. 7
1.4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ 16
2.2 ПРЯМОЕ УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В СТАНОВЛЕНИИ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ 17
2.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОЮ СТРАХОВОГО РЫНКА. 17
2.4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 18
2.5 ПРЕСЕЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ 23
2.6 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Расширение
самостоятельности
Началом создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций.
Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:
- укрепление негосударственного сектора экономики;
-
рост объемов и разнообразия
частной собственности
-
сокращение некогда
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
Имеющаяся статистика отражает высокие темпы первоначального становления страхового рынка в РФ.
Таблица
1.1 Некоторые показатели
становления страхового
рынка России
за 1992 – 1999 г.
|
Источник:
«Страховое дело», №2, 2000.
В
1992г. страховые фирмы России охватывали
примерно 10-12% ее страхового поля. За
период 1992 - 1996 г.г. число страховых
фирм, имеющих государственные
Экстенсивный рост не может быть бесконечным, особенно в условиях экономического кризиса, политической нестабильности и выхода из строя, вследствие этого, различных макроэкономических систем, например, типа банковской. Статистические и прогностические данные подтверждают сказанное.
Показатели таблицы 1.1 свидетельствуют: на страховом рынке РФ уже в 1997 г. - первой половине 1998 г. наметилась тенденция снижения числа страховых фирм, в т.ч. негосударственных (хотя по страховым взносом и выплатам соотношение и динамика были положительными).
Отметим две (из многих) основных причины, вызывавших снижение числа страховщиков на рынке РФ после 1997г.
Первая
- это закономерный процесс концентрации
и централизации капитала, в т.ч.
страхового, по мере эволюционного
исчерпания возможностей экстенсивного
типа его первоначального
Другой причиной, подстегнувшей концентрацию и централизацию страхового капитала, явилось крушение пирамиды ГКО в августе 1998г. Страховому рынку РФ был нанесен по некоторым оценкам ощутимый удар - более 8 млрд. руб. (свыше 60%) активов страховых фирм, размещенных в ГКО, считаются потерянными ими, хотя имевшихся страховых резервов до этого еле-еле хватало на покрытие обязательств перед страхователями по текущим выплатам.
Напряженность возникла уже до августа 1998г., когда страхование выплаты превысили объем собранных премий на 0,53 млрд. руб. В результате крушения рынка ГКО еще более ускоряются процессы вымывания слабых по размерам уставного капитала и др. финансовым показателям страховщиков (и даже некоторых крупных фирм, например АСО «Защита», СК «Ивма»).
Оставшиеся страховщики контролировали в 2000 г. примерно 80% страхового рынка РФ; сбор ими страховых взносов и их емкость возрос в 2-2,5 раза; отношение объема собираемых премий к ВПП увеличилось с 1,3% (1997г.) до 2,4% (2000г.); добровольное, а также имущественное и страхование ответственности развивалось быстрее обязательного и личного страхования.
Если
говорить о государственном страховании,
то его организация
Распад
СССР в 1991 году поставил на грань несостоятельности
государственные страховые
Безусловно, государственным страховым органам России в целом пока не угрожает банкротство, однако отношение к ним властей и страхователей, из-за присущих ему недостатков, связанных с его косностью и бюрократизмом, негативное или равнодушное.
В новых экономических условиях государственное страхование должно играть более значительную роль, т.к. оно является не только частью финансового механизма, но и частью социальной сферы, непосредственно затрагивающей самые насущные интересы людей. Оно должно способствовать укреплению материального благосостояния людей, сбалансированности их денежных доходов и расходов, устранению негативных явлений в распределительных отношениях.
Проведенное
исследование проблемы кризисного
состояния российского
-
крайне сложное экономическое
положение страны, нестабильность
финансово-экономической и
-
неадекватное юридическое
- узкий ассортимент страховых услуг (не более 60 видов, причем, в основном, классических, для сравнения в США, действуют более 3 тыс. видов страхования, в Европе 400-500);
-
преобладание обязательного
-
несовершенство
-
снижение платежеспособности
-
сокращение числа договоров
- диспропорция в развитии
-
отсутствие четкой
Здесь совершенно очевидна необходимость разработки страховой «идеологии» и внедрение ее, в первую очередь в сознание государственных чиновников, депутатов парламента и широких слоев населения.
Первый шаг в этом направлении сделан. Правительство РФ утвердило краткосрочную Программу развития национальной системы страхования на период до 2000 года. Вопросы страхования нашли место также в стабилизационной программе Правительства РФ.
Теперь задача состоит в развертывании страховой пропаганды, воспитании в обществе страховой культуры как важного элемента рыночного сознания. Для решения этой проблемы и требуется объединение усилий страховщиков, их союзов и ассоциаций, государства. Поскольку же принятие «идеологических» документов не может быстро улучшить положение дел в страховой сфере, необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования. Речь идет, во-первых, о создании благоприятных макроэкономических и правовых условий для формирования цивилизованного страхового рынка. Во-вторых, о решении кадровой проблемы в отрасли. В третьих, необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховых операций.
Прогнозируя
будущее страхового дела, следует
заметить, что несмотря на кризисное
состояние, российский страховой рынок
обладает мощным потенциалом развития
(общий объем страховых
В
условиях переходного периода регулирующая
функция государства в
В
условиях переходного периода регулирующая
функция государства в
Государственное
регулирование страховой
а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
Информация о работе Страховой рынок. Государственное регулирование страхования