Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:16, контрольная работа
В последние годы отмечается заметный рост числа страховых случаев, особенно тяжелых и дорогих, включая смертные исходы и необходимость репатриации тела к постоянному месту
жительства. Ухудшилась и страховая обстановка в ряде традиционно туристских стран. Одной из причин ухудшения страховой обстановки является недостаток культуры поведения российских туристов за рубежом. Отчасти эту проблему могли бы
Введение 2
Глава I. Экономика сферы туризма 2
1.1. Сущность и специфика туристского рынка 2
Глава II. Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности 6
2.1. Необходимость страхования туристов 6
2.2. Виды страхования в туризме 8
2.3. Личное страхование туристов 11
2.4. Имущественное страхование туристов 12
Заключение 13
Библиография: 14
Оглавление
Введение 2
Глава I. Экономика сферы туризма 2
1.1. Сущность и специфика туристского рынка 2
Глава II. Страхование как необходимый элемент в туристической деятельности 6
2.1. Необходимость страхования туристов 6
2.2. Виды страхования в туризме 8
2.3. Личное страхование туристов 11
2.4. Имущественное страхование туристов 12
Заключение 13
Библиография: 14
В последние годы отмечается заметный рост числа страховых случаев, особенно тяжелых и дорогих, включая смертные исходы и необходимость репатриации тела к постоянному месту
жительства. Ухудшилась и страховая обстановка в ряде традиционно туристских стран. Одной из причин ухудшения страховой обстановки является недостаток культуры поведения российских туристов за рубежом. Отчасти эту проблему могли бы
решить сами туристские фирмы, проводя с клиентами подробный инструктаж перед выездом. Конечно, никто не застрахован от случайностей. Но некоторые из неприятностей, происходящих с клиентами, можно предупредить.
Целью контрольной работы является изучение страхования в сфере туризма.
Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, так как после перехода России на открытое сотрудничество с мировым сообществом, в неведомые страны хлынул поток российских туристов, большей частью незнающих специфику принимающей страны.
Изучение данной проблемы важно также с позиции этики туризма. К сожалению, большинство наших граждан, надеясь на авось, не спешат воспользоваться услугами добровольного страхования перед турпоездкой. К любой страховке многие относятся с недоверием, а то и резко отрицательно, как к делу ненадежному: деньги берут, а результата никакого. Между тем, если спросить немца, француза или американца о том, что он приобретает прежде всего, собираясь совершить турпоездку в другую страну, он обязательно назовет страховой полис. В России после десятилетия «дикости», процесс страхования туристов постепенно стал налаживаться только в последние пять лет.
Основными задачами курсовой работы являются определение туризма как экономической системы и применение основ страхования в сфере туризма.
Для написания контрольной работы был использован материал по организации туристической деятельности, а также литература по страхованию в туристическом бизнесе. Кроме того, для подкрепления был использован материал нормативно-правовых актов, Федеральных Законов, Указов Президента по изучаемой тематике.
Общие выводы по теме, а также
рекомендации по совершенствованию
системы страхования в
Туристский рынок — самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления. Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги. Поскольку туристы потребляют услуги и товары в месте временного проживания, то структура их потребления рассматривается как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.
Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:
• средства размещения туристов (гостиницы и др.);
• объекты общественного питания;
• средства транспорта, обслуживающего туристов;
•объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при
предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;
• организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами. Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного
питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями. Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 — 95% общей стоимости средств производства. Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года. Средства размещения — любые объекты, которые регулярно
или иногда предоставляют
туристам для ночевки в комнатах,в
каких-либо иных помещениях или на огороженных
площадках. Различают коллективные
и индивидуальные средства размещения.
К коллективным средствам размещения
относят: гостиницы, аналогичные им
средства, специализированные заведения
и прочие предприятия размещения.
закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного но-
мера или тура. Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.
Различают следующие виды оплаченного питания:
• полный пансион (завтрак, обед и ужин);
• полупансион (только завтрак и обед или только завтрак
и ужин);
• только завтрак.
Формы обслуживания питанием туристов:
«шведский стол» — туристам предоставляется право выбора любого блюда и в любом количестве из имеющихся в наличии;
«табльдот» — форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;
«а ля карт» — форма, предполагающая обслуживание официантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.
Транспортные предприятия (воздушного, водного и сухопутного транспорта), оказывающие услуги путешественникам,различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения. На воздушном транспорте существует около 20 классов
обслуживания, которые учитывают
порядок прохождения
Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном,жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения I класса) и вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный).По европейским стандартам различают классы поездов: межконтинентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC),
скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс (ТЕЕ), скорый экспресс (ЕС) и др.
1.2. Туризм как динамичная экономическая система
Объективное формирование туристских потребностей — это исходный пункт той экономической системы, которую представляет собой современная сфера туризма. В этой динамичной системе можно выделить четыре основных звена (подсистемы):
• производство туристских услуг;
• формирование туристского продукта;
• реализацию туристского продукта;
• потребление туристского продукта.
Туристские потребности в общеэкономическом аспекте формируют интересы туристов. С точки зрения рыночных отношений эти потребности лежат в основе потребительского спроса на туристский продукт. Производство туристских услуг формирует туристская индустрия. С точки зрения рынка это производство формирует предложение туристских услуг. Весьма сложными
и специфичными сферами являются процесс формирования туристского продукта (тура) и его последующая реализация на туристском рынке.
Сама по себе каждая отдельная туристская услуга (размещение, питание, транспортировка, бытовые услуги, экскурсии,культурно-массовые мероприятия, спорт, оздоровительные ус-
луги и т. п.) не может удовлетворить все потребности туриста. В этих условиях возникает объективная необходимость кооперации самых различных туристских услуг в единый комплекс-
тур, или туристский продукт. Эта объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою
очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке – туроператоров. Туроператорская деятельность — это деятельность по формированию туристского продукта, включающего различные услуги по продвижению этого продукта на рынок и его реа-
лизации. Турагентская деятельность — это продолжение деятельности туроператора, но уже на розничном рынке. От имени туроператора турагент как бы завершает рыночную сделку по куп-
ле-продаже туристского продукта. Заключительное звено экономической системы туризма —
потребление туристского
продукта — также имеет свою специфику.
Традиционно отмечаются следующие
особенности потребления
в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно пре-
вышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые меро-
приятия. Часть повышенных расходов связана с фактором престижности туристского потребления. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма.
В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает важное значение. Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно,и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме. Эта особенность туристского потребления вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешнимиэффектами (экстерналиями). По своей природе внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительные эффекты — это доходы нетуристских организаций в связи с увеличением реализуемых услуг, непосредственно не входящих в пакет туристского продукта; развитие инфраструктуры региона в связи с туризмом; рост зарплаты, увеличение числа рабочих мест и вакансий; рост государственных доходов за счет налогов и пошлин и т. п. К отрицательным внешним эффектам относятся: загрязнение воды, воздуха, мусор, шум, ущерб живой природе,изъятие территории, пригодной для целей, не связанных с туризмом и т. д. Отсюда следует, что в туризме как особой сфере хозяйства принципиальное значение приобретает учет явных (бухгалтерских) затрат, имеющих чисто рыночный характер, затрат неявных, имеющих характер упущенных экономических воз-
можностей, а также затрат социальных, имеющих для региона особое социально-экономическое значение.
Четвертая особенность туристского
потребления состоит в том, что
оно имеет «кредитный»
Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый характер. Разумеется, туризм (выездной, въездной и внутренний) не отрицает, а предполагает деловые встречи, покупку товаров редкого или дефицитного характера. Однако туристский рынок органично включает приобретение товаров и услуг особой культовой и культурологической направленности, отражающих социальную и национальную специфику города, региона, страны. В этом смысле туристское потребление и соответственно туристский рынок, помимо рыночной прозы, несут в себе особый культурологический аспект, некий романтический ореол. Характерная особенность туристских услуг заключается