Страховое мошенничество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:19, реферат

Описание работы

Привлекательность страховой сферы для криминальных элементов связана не только со значительным оборотом коммерческого страхования, но с развитием новых видов правоотношений в данной сфере. Также одним из фактов растущего количества случаев мошенничества в страховой сфере является трудность доказательства вины правонарушителя. Но уже сегодня некоторые страхование страховщики, размышляя о величине выплат, которые получают мошенники, называют 30 процентов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие страхового мошенничества, основные способы его совершения……………………………………………………………………...…4
Уголовно-правовые нормы об обмане в сфере страхования в различных странах мира………………………………………………………….6
Наиболее распространенные формы и признаки мошенничества по видам страхования …………………………………………………………….8
Необходимость борьбы со страховым мошенничеством и возможные пути ее реализации в Беларуси……………………………………22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Работа содержит 1 файл

страховое мошенничество.docx

— 74.26 Кб (Скачать)

 

Мошенничество в  автостраховании в Беларуси

 

За прошедшие год-два  значительно возросло количество случаев  умышленного поджога и угона  авто. Причем до 80% обогащений, по оценкам  страховщиков, являются мошенничеством. Основная причина – недостаток средств для выплаты кредита за авто, приобретенное до кризиса.

Пример: От этой группировки пострадало 3 страховые организации. Они действовали следующим образом. Сначала страховались в одной страховой компании, вносили плату за I квартал, и в течение квартала «попадали в аварию». Сумма ущерба, как правило, равнялась страховой сумме за год. Получив выплату, мошенники расторгали договор под видом неудовлетворительного качества обслуживания и переходили в другую компанию. Платили по 300-400 долларов, а получали – 3-4 тыс.

В сотрудничестве в правоохранительными органами страховщики умудряются доказать факт мошенничества даже спустя годы. Но, говоря в целом, в своей работе они сталкиваются с огромным количеством сложностей. Периодически они сталкиваются с явным нежеланием со стороны сотрудников правоохранительных органов возбуждать дело, откровенным формализмом с их стороны.

 

 

Мошенничество юридических  лиц в Беларуси

 

Среди юридических лиц  автострахование также является наиболее типичным видом мошенничества. Наибольшие сложности представляют случаи, произошедшие за пределами  Беларуси.

Пример: Почта России работает плохо, поэтому ответы на запросы приходят спустя месяц и более. Ноу страховщиков есть четкие сроки страхового возмещения. К тому же бывает, что страхователи предоставляют фальшивые справки о ДТП. Однажды на запрос пришел ответ, что конкретное ДТП служба ГИБДД не зафиксировала вовсе. Когда был сделан запрос с копией справки, оказалось, что она выдана несуществующим подразделением ГИБДД, а сотрудник, выдавший документ, и вовсе не числился в органах.

С введением Единого таможенного  пространства участились случаи хищения  большегрузов. Стоимость фур – велика, страховые выплаты – соответственны. И расследование этих случаев особенно сложное. Часто страховой случай фальсифицирует сам водитель.

Пример: В организацию, занимающуюся перевозками грузов, устроился новый водитель. Сделав один-два рейса, он уволился. Затем трудоустроился во вторую, третью, четвертую организации. Так продолжалось до тех пор, пока он не нашел компанию, выдавшую ему совершенно новую машину. Первый рейс прошел нормально. А во время второго он угнал фуру в Россию. Когда начали поднимать документы, оказалось, что все они – краденные. Настоящим было только фото злоумышленника. Сейчас найти его не представляется возможным.

 

 

 

  1. Необходимость борьбы со страховым мошенничеством и возможные пути ее реализации в Беларуси

 

Некоторое время назад  поднимается вопрос о том, чтобы  внести изменения в Уголовный  кодекс республики. На современном этапе в УК есть статья о мошенничестве (ст. 209, ч. 1и 2), комментарии которой разъясняют ответственность за ненадлежащее исполнение договорных условий.

Практически все  рассмотренные  случаи страхового мошенничества красноречиво свидетельствуют о тревожных  симптомах в жизни нашего общества. Если раньше страховщики имели дело с отдельными проявлениями мошенничества, обманом на бытовом уровне, то в последние годы стразовое мошенничество все чаще становится прерогативой преступных сообществ.

Сегодня на государственном  уровне нет достаточного законодательного и организационного обеспечения  защиты от страхового мошенничества. Повысить эффективность защиты страхового бизнеса  и противодействия мошенничеству  в страховании мог бы, например, межведомственный нормативный акт, разработанный при участии сотрудников Минфина, МВД, пограничного и таможенного комитетов. Кроме того, необходимо повышать организующую роль Главного управления страхового надзора Министерства финансов. Можно было бы создать в  этом управлении спецподразделение по защите страховой деятельности. В обязанности его сотрудников вместить: сбор, систематизацию и анализ данных, предоставляемых страховщиками, формирование единых учетов, проверку надежности клиентов, ведомственное расследование с передачей материалов в компетентные правоохранительные органы и взаимодействие с ними. Качеству и оперативности работы спецподразделения способствовал бы допуск сотрудников к согласованному с МВД хотя бы усеченному объему данных  о судимости лиц из базы Информационного центра этого ведомства, доступ к базам ГАИ (например, о регистрации транспортных средств, о привлечении к административной ответственности).

Ведь страховщики не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности, у них связаны руки. И в одиночку разоблачить мошенников практически  невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Распространение страхового мошенничества в Беларуси пока что не приобрело масштабов, угрожающих развитию национального страхового рынка. Как показывает опыт развитых стран, по мере расширения страховых операций растут и размеры потерь от мошеннических действий. При этом, хотя непосредственной жертвой такого рода преступлений является страховая компания, в конечном счете больше всего страдают добропорядочные клиенты страховщиков, поскольку именно из средств уплаченных ими взносов осуществляются выплаты мошенникам. Проведенное исследование дает возможность сделать вывод о необходимости и возможности выявления, наказания и предупреждения мошенничеств в сфере страхования, пока масштабы бедствия позволяют бороться с ними с минимальными затратами.

На сегодняшний день УК РБ не имеет отдельной нормы о «страховом мошенничестве», введение которой, судя по опыту зарубежных стран, является целесообразным.

Для предупреждения мошенничеств и иных противоправных действий со стороны страхователей, посредников  и штатных сотрудников имеет  значение организационная структура  страховой компании. Наиболее криминально  опасно такое построение компании, при котором одни и те же подразделения (сотрудники) занимаются и работой  с клиентами (заключением договоров  страхования), и оценкой (отбором) рисков, и установлением тарифов (андеррайтингом), и урегулированием убытков.

Эти функции связаны с  реализацией прямо противоположных  интересов, поэтому они обязательно  должны быть разнесены по исполнителям (если компания небольшая) или по независимым  структурным подразделениям.

Кроме того, страховой компании, в особенности если она занимается заключением договоров автострахования с физическими лицами, целесообразно организовать такие подразделения, как отдел криминальной экспертизы, другие экспертные подразделения, а также предусмотреть наличие договорных отношений с независимыми профессиональными организациями экспертов по различным направлениям, аварийными комиссарами, сюрвейерами и т.п.

Хороший эффект дает подключение  службы безопасности компании к вопросам урегулирования убытков и выявления  недобросовестных страхователей, посредников  и сотрудников. Индивидуальный подход к заключению договоров и тщательное выяснение всех сведений о страхуемом объекте или лице гарантирует  снижение числа мошенничеств. Но для  реализации этого необходимого, чтобы сотрудники страховщика были соответствующим образом подготовлены, лично заинтересованы и хорошо контролируемы. Поэтому эффективная кадровая политика тоже в определенной мере является средством профилактики мошенничеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З. 
    (ред. от 08.07.2008) "Гражданский кодекс Республики Беларусь".
  2. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 N 275-З 
    (ред. от 15.07.2009) "Уголовный кодекс Республики Беларусь"
  3. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З 
    (ред. от 15.06.2009) "Об административных правонарушениях".
  4. Страхование в Беларуси//Белорусская ассоциация страховщиков. Производственно-практический журнал «Страхование в Беларуси». – 2011. - №1.
  5. Страхование в Беларуси//Белорусская ассоциация страховщиков. Производственно-практический журнал «Страхование в Беларуси». – 2010. - №12.
  6. Указ Президента Республики Беларусь №530 от 25.08.2006 «О страховой деятельности в Республике Беларусь».
  7. Электронный ресурс. Режим доступа: www.infobank.by. Дата доступа: 18.12.2011 

 


Информация о работе Страховое мошенничество