Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:19, реферат
Привлекательность страховой сферы для криминальных элементов связана не только со значительным оборотом коммерческого страхования, но с развитием новых видов правоотношений в данной сфере. Также одним из фактов растущего количества случаев мошенничества в страховой сфере является трудность доказательства вины правонарушителя. Но уже сегодня некоторые страхование страховщики, размышляя о величине выплат, которые получают мошенники, называют 30 процентов.
Введение………………………………………………………………….…3
Понятие страхового мошенничества, основные способы его совершения……………………………………………………………………...…4
Уголовно-правовые нормы об обмане в сфере страхования в различных странах мира………………………………………………………….6
Наиболее распространенные формы и признаки мошенничества по видам страхования …………………………………………………………….8
Необходимость борьбы со страховым мошенничеством и возможные пути ее реализации в Беларуси……………………………………22
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26
Мошенничество в автостраховании в Беларуси
За прошедшие год-два значительно возросло количество случаев умышленного поджога и угона авто. Причем до 80% обогащений, по оценкам страховщиков, являются мошенничеством. Основная причина – недостаток средств для выплаты кредита за авто, приобретенное до кризиса.
Пример: От этой группировки пострадало 3 страховые организации. Они действовали следующим образом. Сначала страховались в одной страховой компании, вносили плату за I квартал, и в течение квартала «попадали в аварию». Сумма ущерба, как правило, равнялась страховой сумме за год. Получив выплату, мошенники расторгали договор под видом неудовлетворительного качества обслуживания и переходили в другую компанию. Платили по 300-400 долларов, а получали – 3-4 тыс.
В сотрудничестве в правоохранительными органами страховщики умудряются доказать факт мошенничества даже спустя годы. Но, говоря в целом, в своей работе они сталкиваются с огромным количеством сложностей. Периодически они сталкиваются с явным нежеланием со стороны сотрудников правоохранительных органов возбуждать дело, откровенным формализмом с их стороны.
Мошенничество юридических лиц в Беларуси
Среди юридических лиц автострахование также является наиболее типичным видом мошенничества. Наибольшие сложности представляют случаи, произошедшие за пределами Беларуси.
Пример: Почта России работает плохо, поэтому ответы на запросы приходят спустя месяц и более. Ноу страховщиков есть четкие сроки страхового возмещения. К тому же бывает, что страхователи предоставляют фальшивые справки о ДТП. Однажды на запрос пришел ответ, что конкретное ДТП служба ГИБДД не зафиксировала вовсе. Когда был сделан запрос с копией справки, оказалось, что она выдана несуществующим подразделением ГИБДД, а сотрудник, выдавший документ, и вовсе не числился в органах.
С введением Единого таможенного пространства участились случаи хищения большегрузов. Стоимость фур – велика, страховые выплаты – соответственны. И расследование этих случаев особенно сложное. Часто страховой случай фальсифицирует сам водитель.
Пример: В организацию, занимающуюся перевозками грузов, устроился новый водитель. Сделав один-два рейса, он уволился. Затем трудоустроился во вторую, третью, четвертую организации. Так продолжалось до тех пор, пока он не нашел компанию, выдавшую ему совершенно новую машину. Первый рейс прошел нормально. А во время второго он угнал фуру в Россию. Когда начали поднимать документы, оказалось, что все они – краденные. Настоящим было только фото злоумышленника. Сейчас найти его не представляется возможным.
Некоторое время назад поднимается вопрос о том, чтобы внести изменения в Уголовный кодекс республики. На современном этапе в УК есть статья о мошенничестве (ст. 209, ч. 1и 2), комментарии которой разъясняют ответственность за ненадлежащее исполнение договорных условий.
Практически все рассмотренные случаи страхового мошенничества красноречиво свидетельствуют о тревожных симптомах в жизни нашего общества. Если раньше страховщики имели дело с отдельными проявлениями мошенничества, обманом на бытовом уровне, то в последние годы стразовое мошенничество все чаще становится прерогативой преступных сообществ.
Сегодня на государственном
уровне нет достаточного законодательного
и организационного обеспечения
защиты от страхового мошенничества. Повысить
эффективность защиты страхового бизнеса
и противодействия
Ведь страховщики не являются
субъектами оперативно-розыскной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распространение страхового мошенничества в Беларуси пока что не приобрело масштабов, угрожающих развитию национального страхового рынка. Как показывает опыт развитых стран, по мере расширения страховых операций растут и размеры потерь от мошеннических действий. При этом, хотя непосредственной жертвой такого рода преступлений является страховая компания, в конечном счете больше всего страдают добропорядочные клиенты страховщиков, поскольку именно из средств уплаченных ими взносов осуществляются выплаты мошенникам. Проведенное исследование дает возможность сделать вывод о необходимости и возможности выявления, наказания и предупреждения мошенничеств в сфере страхования, пока масштабы бедствия позволяют бороться с ними с минимальными затратами.
На сегодняшний день УК РБ не имеет отдельной нормы о «страховом мошенничестве», введение которой, судя по опыту зарубежных стран, является целесообразным.
Для предупреждения мошенничеств и иных противоправных действий со стороны страхователей, посредников и штатных сотрудников имеет значение организационная структура страховой компании. Наиболее криминально опасно такое построение компании, при котором одни и те же подразделения (сотрудники) занимаются и работой с клиентами (заключением договоров страхования), и оценкой (отбором) рисков, и установлением тарифов (андеррайтингом), и урегулированием убытков.
Эти функции связаны с
реализацией прямо
Кроме того, страховой компании, в особенности если она занимается заключением договоров автострахования с физическими лицами, целесообразно организовать такие подразделения, как отдел криминальной экспертизы, другие экспертные подразделения, а также предусмотреть наличие договорных отношений с независимыми профессиональными организациями экспертов по различным направлениям, аварийными комиссарами, сюрвейерами и т.п.
Хороший эффект дает подключение службы безопасности компании к вопросам урегулирования убытков и выявления недобросовестных страхователей, посредников и сотрудников. Индивидуальный подход к заключению договоров и тщательное выяснение всех сведений о страхуемом объекте или лице гарантирует снижение числа мошенничеств. Но для реализации этого необходимого, чтобы сотрудники страховщика были соответствующим образом подготовлены, лично заинтересованы и хорошо контролируемы. Поэтому эффективная кадровая политика тоже в определенной мере является средством профилактики мошенничеств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ