Страхование жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:50, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление проблем и перспектив развития страхования жизни в РФ. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- разобрать понятие страхования жизни;
- рассмотреть его формы и виды;
- провести анализ страхования жизни в России;
- обозначить проблемы и перспективы развития страхования жизни.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы страхования жизни 5
1.1 Сущность и необходимость страхования жизни 5
1.2 Формы и виды страхования жизни 7
2 Анализ страхования жизни в России 12
2.1 Особенности договора страхования жизни 12
2.2Динамика развития рынка страхования жизни в России 15
2.3 Проблемы страхования жизни в России и пути их решения 22
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 32

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ.docx

— 59.90 Кб (Скачать)

       Необходимость изменения направленности экономических реформ в сторону социальной сферы при одновременном сохранении рыночного курса не вызывает сомнения. Однако зачастую речь идет только об усилении государственных гарантий, страхование же как один из способов разрешения социальных проблем практически не принимается во внимание, несмотря на неоднократные заверения правительства о понимании его важности. В развитых странах уже давно сложилась система социальной защиты из взаимодополняющих друг друга элементов: государственное социальное обеспечение, групповое страхование сотрудников предприятий, индивидуальное страхование.    

     Государству выгодно использовать механизм страхования  при решении социальных проблем. Во-первых, уменьшается количество людей, зависящих от поддержки государства: экономически активное население заботится  о себе само. Во-вторых, возможности  государственного бюджета используются более справедливым образом, в частности  на социальное обеспечение наименее защищенных слоев общества. В связи  с этим считаем не совсем целесообразным и дальше расширять сферу социального  страхования: возможности государственного бюджета весьма ограничены. 

         Долгосрочное страхование жизни является уникальным финансовым инструментом. Оно позволяет бороться с инфляцией путем изъятия из оборота значительных средств, одновременно аккумулируя их в резервах, являющихся крупными источниками инвестиций в национальную экономику 

       Государство, но только не российское, стимулирует развитие страхования жизни за счет продуманной системы налогообложения. В частности, взносы по групповому страхованию жизни и здоровья сотрудников признаются одним из элементов социальных гарантий и важной частью их материального обеспечения. Эти суммы относятся на себестоимость продукции и рассматриваются как вознаграждение сотрудников, обладающее определенными налоговыми льготами. Существуют подобные льготы и при индивидуальном страховании жизни. В России же оплатить страховку своих сотрудников предприятию обойдется дороже, нежели выплатить им эти деньги в виде заработной платы. Назрела необходимость разработать систему налогообложения и регулирования, которая будет стимулировать развитие страхования жизни, исключит нецелевое использование его возможностей, защитит права клиентов.  

     Для обеспечения надежности российских страховщиков необходимо увеличить  требования к размеру их собственных  средств и ограничить норму доходности, используемую при расчете тарифов  и резервов. При долгосрочном страховании  жизни конкуренция тарифов, в  отличие от страхования имущества  и ответственности, недопустима, поскольку  неминуемо приведет к разорению  компаний. За счет повышения нормы  доходности очень легко получить более низкие, чем у конкурентов, тарифы. Однако договоры заключаются  на долгий срок, и кто может гарантировать, что эта норма доходности сохранится даже через несколько лет. В этой сфере идет в основном конкуренция  репутаций и сервиса. В случае получения страховщиком большего инвестиционного  дохода, чем предполагалось при расчете  тарифов, он использует его на начисление дополнительного страхового обеспечения - бонуса. 

       Большую роль в обеспечении платежеспособности и финансовой устойчивости компаний, занимающихся страхованием жизни, играет актуарная оценка на долгосрочную перспективу. Для повышения надежности работы страховой компании необходимо создать стандартные таблицы смертности, причем отдельно для страхования жизни и пенсий, разработать принципы оценки резервов и активов страховщика.    

     Одной из важнейших задач должно стать  создание общенациональной базы данных по результатам страхования: смертность, инвалидность, заболеваемость и тому подобное. Смертность среди застрахованных существенно отличается от аналогичного показателя по населению в целом. Российская специфика также добавляет немало проблем: резкие скачки смертности, большая по сравнению с другими странами разница между мужской и женской смертностью и многое другое. Думается, назрела необходимость создать бюро, собирающее и изучающее стандартизированные сведения от страховых компаний о смертности, инвалидности и тому подобном. Имеет смысл объединить еще и информацию пенсионных фондов и медицинских страховых компаний.

          Разработку концепции развития страхования жизни в России нужно проводить только общими усилиями. Всероссийский союз страховщиков должен взять на себя обязанность убедить правительство и законодателей в необходимости поддержки этой сферы. Положительные сдвиги возможны, только если будет подготовлено убедительное обоснование, опирающееся на анализ российской ситуации и обзор мирового опыта.

     По  итогам трех кварталов 2008 года российский страховой рынок демонстрирует  устойчивый рост. Совокупные показатели сбора премии возросли на 26%, что  превосходит темпы роста рынка  за аналогичный период прошлого года почти в 2 раза. В то же время, анализ отдельных сегментов демонстрирует  значительную неоднородность их динамики.

     В результате, во втором квартале 2007 года сбора премии по страхованию жизни  достигли уровня двухлетней давности, когда основные объемы схем еще не ушли с рынка. Однако уже в третьем квартале показатели сбора премии сократились более чем в два раза, что свидетельствует о завершении переходного этапа, связанного с изменениями законодательства.

      В III квартале 2008 г. объем премии по страхованию  жизни составил 5,6 млрд. руб., что  на 30,5% больше аналогичного периода  прошлого года (4,3 млрд. руб.). Объем выплат при этом сократился почти в 4 раза, с 4 млрд. руб. до 1,1 млрд. руб.

      Поквартальный анализ динамики сборов и выплат по сегменту демонстрирует пиковые значения обоих показателей во втором квартале 2007 г. В этот период осуществлялся массовый перевод портфелей по страхованию жизни из универсальных материнских компаний в дочерние специализированные компании. Эта операция отражалась как выплаты при выводе портфеля, и начисление новых премий при его передаче в новую компанию. Показатели последующих периодов существенно скромнее. Выплаты, начиная со III кв. 2007 г., неуклонно снижались, что косвенно свидетельствует о сокращении объемов по старым зарплатным схемам, которые характеризуются высоким уровнем выплат.

      С этой точки зрения многолетние усилия ФССН по очистке рынка от данного  типа псевдостраховых операций можно считать весьма успешными. Такого рода бизнес ведут считанные компании с небольшим, относительно прошлых лет, оборотом. В то же время говорить о том, что на рынке окончательно восторжествовали идеи классического накопительного страхования жизни – преждевременно. Активный рост сборов премии, возобновившийся с начала 2008 г., во многом объясняется стремительным увеличением объемов бизнеса, связанным со страхованием жизни кредитных заемщиков. В большинстве случаев это страхование клиентов банка аффилированным с ним страховщиком на монопольных правах. Бизнес является практически безубыточным и, по сути, означает скрытое увеличение эффективной ставки по кредиту.

      Анализ  крупнейших операторов сегмента наглядно иллюстрирует сложившееся на рынке  положение дел: сохраняющиеся остаточные явления, связанные с «зарплатными» схемами, и значительные объемы ненакопительного, «кредитного» страхования жизни. Рост накопительного страхования жизни заметен на фоне крайне незначительных объемов сборов и довольно серьезных проблем, переживаемых практически всеми крупнейшими операторами. Дальнейшая динамика сегмента будет определяться, скорее всего, не ростом добровольного накопительного страхования, а кредитной активностью банков, их заинтересованностью в дочерних страховщиках и позицией ФАС по такого рода сотрудничеству финансовых организаций.

      Отмеченные  тенденции также можно проследить путем анализа результатов крупнейших операторов сегмента. Десять страховых  групп по итогам 9 месяцев 2007 г. собрали 80% премии по страхованию жизни . Первое место в рейтинге заняла активно развивающая бизнес на группа компаний «Согаз». В итоге, по объему собранной премии «Согаз-Жизнь» в полтора раза превысил показатели признанного лидера классического страхования жизни «АИГ». Дирекция компании не считает достигнутые результаты пределом и обещает собрать к 2012 году 7 млрд. руб. «Русский стандарт страхование» заняло второе место в рейтинге, при этом стремительность, с которой компания наращивала свой портфель, намного превосходит показатели всех остальных страховщиков. Как было указано в предыдущем разделе Аналитической записки, компания осуществляет краткосрочное страхование беззалоговых заемщиков одноименного материнского банка. Ввиду значительного снижения страховых тарифов, дальнейшие сборы компании могут существенно сократиться.

      На  примере СГ «Чулпан» можно проследить упомянутое выше искажение показателей при переводе накопленного портфеля из материнской компанию в дочернюю.

      Замыкает  группу лидеров по сборам премии в  рассматриваемом сегменте – СГ «Жасо». Страховая группа увеличила сбор премии за год в три раза, причем как усилиями специализированного страховщика – «Жасо-Лайф», так и материнского «Жасо». Сборы последнего удивительны не только тем, что осуществлены в последние месяцы перед запретом на данный вид деятельности для страховщиков имущества, но и тем, что «Жасо» выплатило по данной линии бизнеса больше, чем собрало за все предыдущие годы. Иными словами, выплаты «Жасо» по жизни нельзя объяснить переводом портфеля.

      Безусловно, с 2008 г., когда большинство факторов, искажающих статистику, перестанут действовать, список лидеров в группе будет  более адекватно отражать реальную ситуацию на рынке.

      Значительные  темпы роста премии по личному  страхованию вызваны, помимо общего развития классического рискового  страхования, активизацией операторов рынка по страхованию залоговых  и беззалоговых заемщиков от несчастного случая, и, скорее всего, новым витком схем по ДМС.

      В общем объеме добровольного страхования  по итогам 2007 года доля страхования  жизни составила всего лишь 5-6%, увеличившись за год на 50%. Так, по предварительным  данным ФССН, объем премий по страхованию  жизни в Петербурге по итогам первого  квартала 2008 года составил 113,2 млрд рублей. Эксперты отмечают, что этот рынок растет, в основном, благодаря корпоративным клиентам, существенную долю среди которых занимают компании с западным капиталом. Менталитет россиян пока не позволяет этому виду страхования активно развиваться. В ближайшие несколько лет участники рынка не ожидают существенного роста объемов в этом сегменте.

      В прошлом году были произведены изменения  в законодательстве страхования  жизни: произошло разделение по специализации  страховых компаний, были увеличены  уставные капиталы страховщиков, занимающихся накопительным страхованием. В 2008 году были введены льготы по налогообложению  операций по страхованию жизни, что  сделало этот инструмент более привлекательным  для компаний.

      Рынок пока находится в такой стадии, которую можно охарактеризовать как «стадия ожидания роста страхования  жизни». И хотя объем рынка пока небольшой, и число игроков тоже, но есть ощущение, что в ближайшем будущем – к 2012-2016 году – рынок существенно вырастет. Уже сейчас мы видим, что компании, всерьез пришедшие на этот рынок и намеренные работать на коммерческих принципах, показывают порядка 40 % прироста за год.

      Одна  из основных характеристик реального  страхования жизни – это рынок, который в значительной мере движется продавцами. Чем больше у нас продавцов - тем больше и спроса. Страхование  жизни - это не тот продукт, за которым  выстраивается очередь. Самые лучшие продавцы, способные к продвижению  бизнеса, работают именно в страховании  жизни. Поэтому реальное лидерство  будет принадлежать тем компаниям, которые смогут организовать систему  продаж по всей территории России.

      Исследования  показывают, что готовность населения  к восприятию предложений по долгосрочному  страхованию жизни растет. При  этом страховой рынок России сейчас находится на такой стадии, что  темпы его развития напрямую зависят  от темпов развития компаний по страхованию  жизни. Положительные факторы развития страны в целом, например, рост уровня жизни населения, заметный рост численности  среднего класса, увеличение ВВП на душу населения и повышение общего уровня культуры страхования, неизбежно  подтолкнут рост рынка страхования  жизни.

      Таким образом, за первые 9 месяцев 2008 г. ключевыми  факторами роста российского  страхового рынка стало возрастающее потребление физических лиц, в первую очередь за счет заемных средств. Это вызвало увеличение страхования  «кредитной жизни», НС беззалоговых и залоговых заемщиков, автокаско физлиц, равно как и страхование других объектов залога (в первую очередь, ипотеки), а также рост сборов по ОСАГО. Помимо этого, наблюдался ренессанс псевдостраховых операций по корпоративному ДМС.

      По итогам первого полугодия 2007 года объем собранных взносов по страхованию жизни составил 13,4 млрд рублей, что в 1,5 раза превышает аналогичный показатель 2006 года, а в 2008 году 14,3 млрд рублей.

      Рост  показателей за три года свидетельствует  о том, что рынок взял хороший  темп. Это обусловлено и ростом доходов граждан, и повышением уровня финансовой грамотности. В России сейчас очень благоприятная ситуация - доходы людей растут, и они задумываются о том, как эти деньги сохранить. Возможно, что уже в 2012 году рынок  страхования жизни вырастет более  чем в 2 раза и составит 70 млрд рублей. 

          2.3 Проблемы страхования жизни в России и пути их решения 

      Проблемы  современного рынка страхования  жизни в России непосредственно  связаны с общими проблемами экономики  в условиях перехода к рынку. Они  в значительной степени являются результатом глубоких инфляционных процессов, затронувших все сферы  производства товаров и услуг, а  также жесткого налогового прессинга, созданного в целях мобилизации  средств для решения целого ряда государственных задач, в том числе и социальных.

Информация о работе Страхование жизни