Страхование воздушных судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Страхование воздушных судов — это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.

Работа содержит 1 файл

страхование.docx

— 38.70 Кб (Скачать)

Страхование воздушных судов

          Страхование воздушных судов — это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.

          Условия авиационного страхования составлялись с учетом опыта страхования судов и грузов, поэтому при страховании крупных авиационных рисков используются общие финансовые средства, обеспечивающие возможность страховой выплаты, а также универсальные и специализированные страховые организации андеррайтеров Ллойда, объединенных в синдикаты, а в первую очередь — морских страховщиков.

Специфика авиационного страхования заключается  в катастрофической природе риска. Оно сохраняет свою рисковую природу, несбалансированность и убыточность  для многих страховщиков.

         Основными страхователями  воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики и консультанты, занимающиеся многими видами воздушных работ, операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники, частные владельцы воздушных судов. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.

        Объектом страхования  является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.

        В мировой практике наиболее распространены комбинированные полисы по страхованию воздушных судов (так называемое "авиакаско") и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией. Пример страхового полиса представлен в Приложении 2.

  В полис по страхованию воздушного судна обычно включают такие условия, как:

  • пропажа воздушного судна (обычно воздушное судно считается пропавшим без вести и страховое возмещение выплачивается, если о нем после взлета нет сведений в течение 15 дней и более);
  • вынужденная посадка и расходы по спасанию воздушного судна (в случае посадки воздушного судна в связи с форс-мажорными обстоятельствами и невозможности взлета с места такой посадки возмещаются в обусловленных пределах целесообразно произведенные и согласованные со страховщиком расходы по обеспечению взлета или транспортировке воздушного судна);
  • стоимость ремонта поврежденного воздушного судна (оговариваются условия и пределы соответствующего возмещения расходов, если признано, что повреждение имело место вследствие страхового случая);
  • установление полной гибели воздушного судна;
  • право на абандон (по условиям договора страхования воздушного судна страхователь обычно не может заявить абандон без согласия страховщика, то есть отказаться в его пользу от своих прав на застрахованное имущество с целью получения страхового возмещения в размере страховой суммы).

       В случае аренды, лизинга, приобретения воздушных судов в кредит в условия страховых договоров включают оговорки, защищающие интересы сторон — участников соответствующих (арендных, кредитных) правоотношений.

      Стоимость страхования зависит от ряда факторов и повышается при более низком уровне безопасности полетов, профессионализма летного и летно-технического состава, управленческого и другого наземного персонала, обеспечивающего подготовку, эксплуатацию, техобслуживание воздушных судов, при плохой организации обслуживания пассажиров на земле и на борту воздушных судов, плохом обеспечении условий отдыха членов экипажей, снижающих их нормальную работоспособность.

Распределением  крупных рисков среди страховщиков часто занимаются брокеры, которые  выполняют расчетную и другую техническую работу по поручению  или с согласия страховщика —  лидера данного вида страхования.

     Страховые компании заключают договоры добровольного  страхования воздушных судов (см. Приложение 1) с гражданином или юридическим лицом (далее страхователем), в собственности, аренде, субаренде или лизинге которых находятся данные воздушные суда (далее ВС), и имеющие основанный на законодательстве или договоре интерес в сохранении этого ВС.

     Страховые компании производят страхование воздушных  судов на случай наступления следующих  событий:

     1. Гибель (пропажа без вести) или повреждение ВС

  • во время полета в результате стихийных бедствий, падения, удара о поверхность, столкновения с другим ВС, вынужденной посадки, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки, единовременно зарегистрированного попадания в двигатель посторонних предметов, отказов отдельных агрегатов ВС в связи с техническими дефектами, приведших к гибели или повреждению ВС,
  • во время руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления в результате стихийных бедствий, единовременно зарегистрированного попадания в двигатель посторонних предметов, столкновения с другим ВС или транспортным средством, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня;
  • во время стоянки в результате стихийных бедствий, столкновения с другим ВС или транспортным средством, ошибки персонала при разгрузке или погрузке, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, исключая противоправные действия третьих лиц.

     2. Гибель ВС без ответственности за повреждения

Во время полета, во время руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления, во время стоянки по причинам, выше перечисленным.

     3. Гибель или повреждение  двигателей ВС

          В результате единовременно зарегистрированного попадания в двигатель посторонних предметов во время полета ВС и во время руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления без ответственности за противоправные действия третьих лиц; гибель или повреждение ВС.

     4. Гибель или повреждение  ВС в период  нахождения его  на авиаремонтном  предприятии:

  • во время ремонта (техобслуживания) в результате стихийных бедствий, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, если это возгорание не явилось следствием нарушения техники безопасности, в результате техногенных аварий (аварий с водопроводной системой, канализационной системой, системой подвода сжатого воздуха на рабочие места и т.п.), в результате столкновения с другим ВС или транспортным средством, непреднамеренной ошибки персонала, осуществляющего ремонт.
  • во время испытательных полетов (во время полета, руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления) в результате стихийных бедствий, падения, удара о поверхность, столкновения с другим ВС или транспортным средством, вынужденной посадки, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, единовременно зарегистрированного попадания в двигатель посторонних предметов, отказов отдельных агрегатов ВС в связи с любыми дефектами, приведшие к гибели или повреждению ВС.
  • во время стоянки в результате стихийных бедствий, столкновения с другим ВС или транспортным средством, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, исключая противоправные действия третьих лиц.
  • во время выполнения облетов (время полета, руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления) в результате стихийных бедствий, падения, удара о поверхность, столкновения с другим ВС или транспортным средством, вынужденной посадки, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, единовременно зарегистрированного попадания в двигатель посторонних предметов, отказов отдельных агрегатов ВС в связи с любыми дефектами, приведшие к гибели или повреждению ВС.

     5. Гибель или повреждение  ВС во время  стоянки (наземные  риски)

В результате стихийных бедствий, столкновения с другим ВС или транспортным средством, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, исключая противоправные действия третьих лиц.

Страховыми  случаями не являются:

  • гибель или повреждение ВС, возникшие в результате управления незаявленным лицом или экипажем, неподготовленным к данному виду полетов (полеты в горной местности, в особых климатических условиях); использования ВС в целях и условиях, не предусмотренных Руководством по летной эксплуатации, а также договором страхования; нахождения ВС вне географических пределов, указанных в Договоре страхования; использования для взлёта и посадки ВС взлетно-посадочной полосы, площадки, не отвечающих требованиям руководства по лётной эксплуатации для данного ВС; превышения сверх нормы установленного руководством по лётной эксплуатации ВС полного числа пассажиров и /или полного веса груза, а также если был нарушен порядок размещения груза и пассажиров.
  • понесенные страхователем косвенные убытки и упущенная выгода, потеря прибыли, простои, если они были вызваны страховым случаем.
  • ущерб, явившийся следствием естественного износа, коррозии, конструктивных дефектов, порчи радиоэлектронного или специального оборудования, отдельных механизмов, деталей или частей.
 

     Порядок заключения договора страхования

     По  договору страхования ВС застрахован  риск утраты (гибели) или повреждения  ВС, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного  названного в договоре выгодоприобретателя.

     Договор страхования заключается после подачи страхователем письменного заявления, в котором отражены все сведения о воздушном судне, принимаемом на страхование. Он заключается путем вручения страховщиком страхователю страхового свидетельства, подписанного компанией. Согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика страхового свидетельства. Страховщик выдает страхователю страховое свидетельство и правила страхования не позднее пяти дней, следующих за днем поступления страхового взноса на расчетный счет страховщика при безналичной уплате страхового взноса или сразу после уплаты страхового взноса наличными деньгами. Вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.

     Договор страхования заключается по желанию  страхователя на срок от одного дня до одного года включительно. При заключении договора страхования страховщик вправе произвести осмотр ВС, подлежащего страхованию, при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости, ознакомиться с условиями эксплуатации ВС.

     Оценка  страхового риска страховщиком необязательна  для страхователя. Страхователь вправе самостоятельно назначить экспертизу в целях установления действительной стоимости ВС, подлежащего страхованию, за счет собственных средств.

     Страховая сумма ВС не должна превышать его действительной стоимости (страховой стоимости). Страховая стоимость ВС, указанная в договоре страхования, не может быть впоследствии оспорена, за исключением случая, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска, был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.

     ВС  может быть застраховано от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам  страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками. В этих случаях допускается превышение размера общей страховой суммы по всем договорам над страховой стоимостью.

     В случае нахождения ВС в аренде, субаренде  или лизинге и когда страхователем  выступает арендатор, субарендатор или лизингополучатель, размер страховой  суммы не может превышать размера  ответственности арендатора, субарендатора  или лизингополучателя перед  владельцем ВС.

     Изменения в договор страхования оформляются  дополнениями (аддендумами) и подписываются уполномоченными представителями сторон.

     Если  застрахованное ВС временно не эксплуатируется, страхователь по согласованию со страховщиком, имеет право заменить застрахованное ВС, названное в договоре страхования, на другое, имеющее сходные технические  характеристики (год выпуска, наработки  планера и авиадвигателей, остаточные ресурсы планера и авиадвигателей и т.п.). Страхователь обязан письменно уведомить об этом страховщика. При этом дополнительная уплата страхового взноса не производится.

     Договор страхования вступает в силу с даты, указанной в страховом свидетельстве, но не ранее момента уплаты страховой премии или первого ее взноса, и заканчивается в 24 часа даты, указанной в страховом свидетельстве. Если ВС после 24 часов даты, указанной в страховом свидетельстве как дата окончания страховой защиты, находится в полете, то действие Договора страхования продлевается до окончания полета. 

Информация о работе Страхование воздушных судов