Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:42, реферат
Страхование воздушных судов — это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.
Страхование воздушных судов
Страхование воздушных судов — это один из видов авиационного страхования, который включает страхование различных видов ответственности эксплуатантов воздушных судов, владельцев (операторов) аэропортов и ангаров, производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса и связанных с авиацией отраслей.
Условия авиационного страхования составлялись с учетом опыта страхования судов и грузов, поэтому при страховании крупных авиационных рисков используются общие финансовые средства, обеспечивающие возможность страховой выплаты, а также универсальные и специализированные страховые организации андеррайтеров Ллойда, объединенных в синдикаты, а в первую очередь — морских страховщиков.
Специфика авиационного страхования заключается в катастрофической природе риска. Оно сохраняет свою рисковую природу, несбалансированность и убыточность для многих страховщиков.
Основными страхователями воздушных судов в настоящее время являются коммерческие авиаперевозчики и консультанты, занимающиеся многими видами воздушных работ, операторы воздушных такси, аэроклубы, авиазаводы, различные организации, фирмы, занимающиеся продажей и перепродажей авиатехники, частные владельцы воздушных судов. Кроме того, свои воздушные суда страхуют промышленные и коммерческие компании, имеющие собственные авиатранспортные службы для перевозки персонала и грузов.
Объектом страхования является имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна: его корпуса, включая крылья и хвостовую часть, шасси, электрических, гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна, а также частей, снятых с воздушного судна, на то время, пока на нем не установлены аналогичные части взамен снятых.
В мировой практике наиболее распространены комбинированные полисы по страхованию воздушных судов (так называемое "авиакаско") и различных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией. Пример страхового полиса представлен в Приложении 2.
В полис по страхованию воздушного судна обычно включают такие условия, как:
В случае аренды, лизинга, приобретения воздушных судов в кредит в условия страховых договоров включают оговорки, защищающие интересы сторон — участников соответствующих (арендных, кредитных) правоотношений.
Стоимость страхования зависит от ряда факторов и повышается при более низком уровне безопасности полетов, профессионализма летного и летно-технического состава, управленческого и другого наземного персонала, обеспечивающего подготовку, эксплуатацию, техобслуживание воздушных судов, при плохой организации обслуживания пассажиров на земле и на борту воздушных судов, плохом обеспечении условий отдыха членов экипажей, снижающих их нормальную работоспособность.
Распределением крупных рисков среди страховщиков часто занимаются брокеры, которые выполняют расчетную и другую техническую работу по поручению или с согласия страховщика — лидера данного вида страхования.
Страховые компании заключают договоры добровольного страхования воздушных судов (см. Приложение 1) с гражданином или юридическим лицом (далее страхователем), в собственности, аренде, субаренде или лизинге которых находятся данные воздушные суда (далее ВС), и имеющие основанный на законодательстве или договоре интерес в сохранении этого ВС.
Страховые компании производят страхование воздушных судов на случай наступления следующих событий:
1. Гибель (пропажа без вести) или повреждение ВС
2. Гибель ВС без ответственности за повреждения
Во время полета, во время руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления, во время стоянки по причинам, выше перечисленным.
3. Гибель или повреждение двигателей ВС
В результате единовременно зарегистрированного попадания в двигатель посторонних предметов во время полета ВС и во время руления для взлета или заруливания на стоянку после приземления без ответственности за противоправные действия третьих лиц; гибель или повреждение ВС.
4. Гибель или повреждение ВС в период нахождения его на авиаремонтном предприятии:
5. Гибель или повреждение ВС во время стоянки (наземные риски)
В результате стихийных бедствий, столкновения с другим ВС или транспортным средством, непреднамеренной ошибки авиационного персонала, возгорания в результате замыкания внутренней электропроводки или от внешних источников огня, исключая противоправные действия третьих лиц.
Страховыми случаями не являются:
Порядок заключения договора страхования
По договору страхования ВС застрахован риск утраты (гибели) или повреждения ВС, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя или иного названного в договоре выгодоприобретателя.
Договор страхования заключается после подачи страхователем письменного заявления, в котором отражены все сведения о воздушном судне, принимаемом на страхование. Он заключается путем вручения страховщиком страхователю страхового свидетельства, подписанного компанией. Согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика страхового свидетельства. Страховщик выдает страхователю страховое свидетельство и правила страхования не позднее пяти дней, следующих за днем поступления страхового взноса на расчетный счет страховщика при безналичной уплате страхового взноса или сразу после уплаты страхового взноса наличными деньгами. Вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Договор страхования заключается по желанию страхователя на срок от одного дня до одного года включительно. При заключении договора страхования страховщик вправе произвести осмотр ВС, подлежащего страхованию, при необходимости назначить экспертизу в целях установления его действительной стоимости, ознакомиться с условиями эксплуатации ВС.
Оценка страхового риска страховщиком необязательна для страхователя. Страхователь вправе самостоятельно назначить экспертизу в целях установления действительной стоимости ВС, подлежащего страхованию, за счет собственных средств.
Страховая сумма ВС не должна превышать его действительной стоимости (страховой стоимости). Страховая стоимость ВС, указанная в договоре страхования, не может быть впоследствии оспорена, за исключением случая, когда страховщик, не воспользовавшийся до заключения договора своим правом на оценку страхового риска, был умышленно введен в заблуждение относительно этой стоимости.
ВС может быть застраховано от разных страховых рисков как по одному, так и по отдельным договорам страхования, в том числе по договорам с разными страховщиками. В этих случаях допускается превышение размера общей страховой суммы по всем договорам над страховой стоимостью.
В
случае нахождения ВС в аренде, субаренде
или лизинге и когда
Изменения
в договор страхования
Если
застрахованное ВС временно не эксплуатируется,
страхователь по согласованию со страховщиком,
имеет право заменить застрахованное
ВС, названное в договоре страхования,
на другое, имеющее сходные технические
характеристики (год выпуска, наработки
планера и авиадвигателей, остаточные
ресурсы планера и
Договор
страхования вступает
в силу с даты, указанной в страховом
свидетельстве, но не ранее момента уплаты
страховой премии или первого ее взноса,
и заканчивается в 24 часа даты, указанной
в страховом свидетельстве. Если ВС после
24 часов даты, указанной в страховом свидетельстве
как дата окончания страховой защиты,
находится в полете, то действие Договора
страхования продлевается до окончания
полета.