Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:47, доклад
Конец XX и начало XXI века период активизации интеграционных процессов, происходящих в мировом экономическом сообществе. Практически все страны испытывают процессы проникновения капитала. Мировой рынок обогащается новыми странами его участниками и новыми видами торгово-экономических отношений. В настоящее время последовательный рост товарооборота участников мирового рынка, интеграция, налаживание торгово-экономических отношений с новыми странами являются одними из важнейших показателей, характеризующих экономико-политическое положение страны в мировом сообществе.
Страхование в системе МЭО
Конец
XX и начало XXI века период активизации
интеграционных процессов, происходящих
в мировом экономическом
Вступление России в ВТО это очередная ступень вхождения в мировое экономическое сообщество со сложившимися мировыми нормами и правилами, дальнейшее растущее взаимопроникновение капитала. Естественно будут расти межгосударственные торгово-коммерческие обороты, соответственно и возможные риски.
Определенное место в защите от вероятных рисков отводится страхованию.
Понятие и объекты страхования внешнеэкономической деятельности – комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества.
Объекты страхования – экспортно-импортные грузы перевозящие их транспортные средства, строительно-монтажные риски, экспортные кредиты, международные торгово-промышленные и иные выставки, создаваемые в России и за рубежом совместно с иностранными фирмами, имущество действующих на нашей территории иностранных компаний, работающих за рубежом организаций, страхование гражданской ответственности российских и иностранных участников экономического сотрудничества, иностранные инвестиции, туристы и автотуристы, совместные предприятия.
Страхование как правило добровольное, но необходимость его заключения оговаривается в договорах и контрактах.
Сущность
и особенности
страхования
Коммерческая,
предпринимательская
Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.
Для
борьбы с рисками, то есть для уменьшения
возможного ущерба, практически все
крупные зарубежные предприятия
имеют специальные
Виды страхования в ВЭД
Морское страхование
В средние века страхование морской торговли существовало в форме морской ссуды. Банкиры предоставляли средства торговцу для товара, аренды судна и других затрат по перевозке. При благоприятном исходе сделки – прибытии судна в порт с товаром – банкир возвращал свои средства с некоторой прибылью. При неблагоприятном исходе ссуда оставалась торговцу в качестве своеобразного возмещения ущерба.
Современное морское страхование – крупнейшая отрасль страхования, составляющая основу транспортного страхования. Оно есть почти во всех странах мира.
Морские риски можно разделить на следующие виды:
- обычные риски, которые возникают из самого факта перевозки;
- военные, которые лежат вне факта перевозки.
Среди обычных выделяют:
- риски самого моря (морские происшествия) – судно садится на мель, то есть остается неподвижным в течение длительного времени; затопление судна; столкновение – не только с другими судами, но и с неподвижными объектами, такими как рифы, айсберги, мосты, маяки;
- риски возникновения ущерба на судне во время нахождения в море – риски пожара, хищения;
- прочие риски – все риски, угрожающие судну, за исключением политических и военных рисков, – аварии, поломки, пробоины и т.д.
Военные и политические риски можно разделить на риски:
- забастовок;
- бунтов;
- гражданских волнений.
Нормативной базой регулирования морского страхования в России является Кодекс торгового мореплавания РФ (Кодекс РФ от 30. 04.99 № 81-ФЗ; Закон РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ).
Морское страхование можно разделить на следующие виды:
каско – этот вид страхования обеспечивает страховым покрытием действующие и строящиеся морские и речные суда, а также нефти – и газодобывающие морские платформы. В объем покрытия включаются корпус судна, его двигатель, оснащение. Страхование осуществляется сроком на один год или на время рейса. Страховая премия рассчитывается исходя из размеров страховой суммы;
карго – страховая защита груза на всем протяжении его перемещения, то есть от склада до склада;
страхование ответственности – покрывает опасности (риски), возникающие во время мореплавания, так как судно является причиной загрязнения морской среды;
страхование фрахта – страхование судна от потери дохода.
Страхование строительных рисков
За последнее время в мировой торговле наблюдается устойчивый рост доли услуг, среди которых существенную роль играют услуги, относимые к инжиниринговым. Они включают в себя:
- строительство;
- сооружение;
- монтаж оборудования;
- ввод в эксплуатацию различных объектов и т. д.
Эта важная сфера внешнеэкономической деятельности также может быть застрахована от возможных убытков.
В
настоящее время в
Страхование инвестиций
Это один из видов имущественного страхования. Предназначено для защиты имущественных интересов субъектов инвестиционной деятельности от рисков обесценивания, утраты, уничтожения капиталовложений.
Специфика иностранных инвестиций состоит в том, что владельцы капитала из одного государства (или нескольких государств) вкладывают его в объекты инвестиций, расположенные на территории другого государства. Этот процесс размещения иностранных инвестиций связан с различного рода рисками, то есть возможным ущербом от неблагоприятных событий, приводящих к убыткам инвестора.
Риски, которым подвержены прямые инвестиции, могут быть разделены на следующие группы:
- риски стихийных бедствий – ураган, шторм, землетрясение, наводнение, необычайно сильные морозы, град, сель, выход подпочвенных вод и другие подобные события природного характера;
- риск пожара, который может быть вызван различными причинами как природного (например удар молнии), так и техногенного (связанного с производственной деятельностью) происхождения;
- технические риски, которые могут быть непосредственно связаны со строительством, сооружением, монтажом, пробным пуском и эксплуатацией сооружаемых объектов;
- политические риски, к которым относятся: национализация, экспроприация инвестиций; общенациональные забастовки, гражданские волнения, беспорядки, военные действия, действия органов государственной власти, ограничивающие конвертируемость валюты, режим вывоза капитала, прибыли и др.;
- действия третьих лиц: грабеж, воровство, вымогательство и другие подобные действия;
- хозяйственные риски, к которым относятся изменения рыночной конъюнктуры и т. п.;
- другие риски, которые нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше.
Международная торговля
Это система международных товарно - денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Внешняя
торговля является важной и исторически
самой первой формой международных
экономических отношений. Она представляет
собой обмен товарами между государственно-
Природно-климатические
условия, содержание недр, сложившиеся
экономико-хозяйственные
Место
международной торговли в системе
международных экономических
Страхование
внешнеэкономических рисков связано
с решением проблем защиты валютных
интересов нашей страны, которые
охватывают экспортно-импортные операции,
отечественные имущественные
Международными соглашениями в порядке защиты заключаемых сделок от непредсказуемых событий были разработаны и внедрены условия продажи и страхования грузов. Эти условия изложены в договорах СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
Сделка СИФ
коммерческие условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. Термин образован от начальных букв английских слов "Cost, Insurance, Freight" (стоимость, страхование, фрахт).
При поставке товаров на условии СИФ в продажную цену включается непосредственно цена самого товара, а также затраты на страхование и расходы по транспортировке товара до порта назначения.
Продавец обязан: доставить товар в порт отгрузки; зафрахтовать судно; оплатить сборы, налоги и пошлины застраховать товар; вручить покупателю необходимые документы.
Риск порчи или случайной гибели товара переходит на покупателя с момента погрузки на борт судна.
Сделка КАФ
вид договора, при котором в цену товара включается стоимость его морской перевозки (фрахта) до порта назначения. Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight).
Продавец обязан: организовать перевозку и оплатить ее до места назначения; поставить товар на борт судна; получить экспортные лицензии и оплатить пошлины; передать покупателю счет; Оплатить все расходы по погрузке/разгрузки товара
Покупатель обязан: принять поставку товара; оплатить расходы, не включенные во фрахт.
Сделка ФОБ
коммерческие условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле и учета в ценах затрат на транспортировку, погрузочно – разгрузочные операции. Термин образован из начальных букв английских слов "Free on Board" (свободен на борту).
Продавец обязан: поставить товар на борт судна; предоставить лицензии на экспорт и оплатить сборы и пошлины; получить коносамент; оплатить расходы по погрузке товара на борт судна
Покупатель обязан: предоставить судна в точно установленный срок; зафрахтовать судно и оплатить фрахт;
оплатить все расходы по разгрузке товара.
Сделка ФАС
коммерческие условия, определяющие порядок поставки и оплаты товаров в международной торговле. От английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).
Продавец обязан: доставить груз на причал к борту судна