Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:20, контрольная работа
Существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты :
Социальная защита в узком смысле - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
1. Сущность, структура и содержания социальной защиты.………………..3
2. Понятие и методы выявления риска ………………………………………8
3. Проблемы обоснования страхового тарифа и его дифференциации
со степенью профессионального риска …………………………………….13
Задача…………………………………………………………………………....20
Список использованной литературы ……………………………………….21
Содержание
1. Сущность,
структура и содержания социальной защиты.………………..3
2.
Понятие и методы выявления риска ………………………………………8
3. Проблемы обоснования страхового тарифа и его дифференциации
со степенью
профессионального риска …………………………………….13
Задача………………………………………………………………
Список
использованной литературы ……………………………………….21
1. Сущность, структура
и содержания социальной
защиты.
Существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты :
Социальная защита в узком смысле - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:
- социальное обеспечение;
- социальное страхование;
- социальную поддержку (помощь).
Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.1
Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:
1)
избавление от абсолютной
2)
оказание материальной помощи
населению в экстремальных
3)
содействие адаптации
Одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).2
Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.
Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).3
Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Организация социальной защиты состоит из двух структурных компонентов. Один из них связан с мобилизацией денежных средств; другой – с собственно организацией оказания социальной поддержки.
Материальная основа прямой социальной защиты формируется в ходе деятельности государственных специализированных фондов по аккумулированию денежных средств и их предоставлению под определенные социальные программы. Они различаются между собой по источникам поступлений и преимущественным объектам финансирования, направлениям расходов аккумулированных доходов.
К числу бюджетных институтов финансирования, прежде всего, Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения (РФ СПН). Его главная задача заключается в том, чтобы оказывать материальную (денежную) помощь малообеспеченным слоям населения.
Уже по определению, практически единственным источником денежных средств Фонда является государственный бюджет.
Внебюджетные
социальные фонды предназначены
для финансирования программ, осуществляемых
по линии, как общественного
В современных российских условиях активность внебюджетных государственных фондов затруднена или вообще практически невозможна.
В
переходный период особенно большое
значение приобрела деятельность Президента,
законодательных и
Центральное место среди таких институтов занимает республиканское Министерство социальной защиты населения.
В
условиях переходного периода
На современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.5
Страхование
как система экономических
Риск
— это потенциальная
Риском называют неопределенное событие, не зависящее от воли сторон, часто опасное и приводящее к убыткам и создающее поэтому интерес к страхованию.
По признаку природы риски делятся на чистые и спекулятивные. Чистые риски могут повлечь за собой только наступление убытков, с точки зрения субъекта управления такие риски могут иметь два исхода: наступление убытка или его отсутствие, но не получение дохода как результата наступления риска. Под спекулятивными рисками понимают такие из них, наступление которых может повлечь за собой как получение прибыли, так и убытка, пример таких рисков — игра в казино.
По источникам происхождения риски можно подразделить на внешние и внутренние. Внутренние риски связаны с организационно-функциональной структурой объекта: внутренними производственно-хозяйственными связями, типом производства, структурой производственных и финансовых потоков, численностью персонала и другими индивидуальными характеристиками объекта. Внешние риски, напротив, связаны с влиянием природной, экономической средой, включая технологическую, и политическую.
По степени распространенности риска можно выделить фундаментальные и частные риски. Под фундаментальными рисками понимают такие риски, появление которых не зависит от волеизъявления каких бы то ни было субъектов, чаще всего они носят объективный характер. Частные риски, в противоположность фундаментальным, достаточно локальны, как по природе происхождения, так и по подверженности последствиям таких рисков.7
Применение экономико-математических методов позволяет провести качественный анализ экономических явлений, дать количественную оценку значения риска и рыночной неопределенности и выбрать наиболее эффективное решение. Математические методы и модели позволяют имитировать различные хозяйственные ситуации и оценивать последствия при выборе решений, обходясь без дорогостоящих экспериментов.
Методы экономико-математического анализа, являясь регулятором
экономической деятельности в единстве внешних и внутренних неопределенностей, обеспечивая выбор оптимальных решений, позволяют также математически анализировать, измерять значение и возможности минимизации, программирования риска с целью наилучшего управления риском на основе повышения эффективности и качества хозяйственной деятельности, сокращения неопределенности.
В качестве математических средств принятия решений в условиях неопределенности и риска будем пользоваться методами теории математических игр, теории вероятностей, математической статистики, теории статистических решений, математического программирования.8
Теория игр - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности, противоположных интересов различных сторон, конфликта. Матричные игры могут служить математическими моделями многих простейших конфликтных ситуаций из области экономики. В частности, теория игр применяется в вопросах борьбы фирм за рынки, в явлениях олигополии, в планировании рекламных компаний, при формировании цен на конкурентных рынках, в биржевой игре и т.д. с позиций теорий игр можно рассматривать вопросы централизации и децентрализации управления производством, оптимальное планирование по нескольким показателям, планирование в условиях неопределенности, порождаемой, например, техническим прогрессом, преодоление ведомственных противодействий и т.д.