Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 10:39, контрольная работа
Специфические страховые отношения являются объектом страховой науки. Эта наука освещает фундаментальные теории страхования, охватывающие рассмотрение его экономической сущности, функции, роли и сферы применения в современном обществе.
Введение 3
1. Понятие страхования ответственности товаропроизводителя 5
2. Российская нормативно-правовая база по защите прав потребителей 5
3. Потребность в страховании ответственности за качество товаров, работ (услуг) в России 7
4. Современная практика страхования ответственности за качество 13
5. Типовые (стандартные) правила страхования ответственности за качество товаров, работ (услуг) 17
Использованная литература 25
Практическая часть 26
Кроме
этого, заинтересованность государства
может состоять и в том, что
с помощью страхования
Широкое распространение в России страхования ответственности за качество товаров, работ (услуг) позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке и расширить экспортные возможности производителей, а также защитить наш рынок от импортируемой продукции низкого качества.
Таким образом, экономический механизм страхования ответственности за качество продукции позволит более эффективно решать важнейшую социальную и политическую задачу - реализовать права потребителей на требуемое качество и создать эффективные экономические методы управления качеством в России.
В этой связи представляется
целесообразным рассмотреть
В соответствии с законодательством в области защиты прав потребителей в зарубежной и российской практике при страховании ответственности за качество товара, работы (услуги) обычно возмещается имущественный и физический вред потребителям и иным третьим лицам (далее - выгодоприобретателям), а именно:
В соответствии с условиями
страхования ответственности
1)
имущественный ущерб (вред), причиненный
потребителям и иным
2)
вред, причиненный жизни и здоровью
потребителя и (или) иного
При страховании
1) имущественный ущерб (убытки, связанные с безвозмездным устранением недостатков в результатах работы или услуги в течение гарантийного срока; убытки, связанные с повторным безвозмездным выполнением работы или услуги; убытки, связанные с возмещением стоимости утраченного (поврежденного) материала (вещи), переданного исполнителю потребителями для выполнения работы (оказания услуги); убытки, связанные с оплатой работы (услуги), выполненной другим исполнителем по поручению потребителей при нарушении сроков выполнения работы или оказания услуги), причиненный потребителям и иным потерпевшим, а также вред, причиненный природным объектам, находящимся в их владении (пользовании) в случаях, предусмотренных законом РФ "О защите прав потребителей" в результате:
а) недостатков в результатах работы (услуги),
б) предоставления недостаточно полной или недостоверной информации о работе (услуге) или исполнителе,
в) нарушения сроков выполнения работы (услуги);
2)
вред, причиненный жизни и здоровью
потребителей и иных
Возмещение предпринимателю (страхователю) сумм, пошедших на страховое возмещение в связи со вступившим в силу постановлением суда по возмещению морального ущерба, в России практикуется лишь немногими страховыми компаниями, а сама таковая возможность до сих пор дискутируется. Например, в Европейском союзе моральный ущерб (иногда также обозначается как психические убытки) стал включаться в состав ущерба только после введения в действие поправок в Директиву ЕС 1985 г., принятых 18.02.99г.
В нашей стране страхование ответственности за качество продукции пока не заняло достойные позиции, хотя, учитывая актуальность и перспективность страхования ответственности товаропроизводителей, продавцов, исполнителей за качество продукции, на страховом рынке России уже в 1993 г. стали появляться страховые компании, предполагавшие специализироваться на развитии и внедрении данного вида страхования. Но в связи с недостаточной емкостью страхового рынка, отсутствием в большинстве случаев необходимого опыта, квалификации и качественного страхового продукта страхование ответственности за качество продукции не получило должного развития. Этому в значительной степени мешало отсутствие научных и методических подходов к экспертизе страхового риска и установлению требуемого страхового тарифа при страховании, единых (типовых) условий и правил страхования, методик оценки назначения страховой суммы по отдельным рискам и по договору страхования в целом, определения физического и имущественного вреда при наступлении страхового случая.
До настоящего времени страховщики, работающие по данному виду страхования на российском страховом рынке, не имеют обоснованной тарифной политики, в большинстве случаев отсутствуют программы по управлению рисками и предупреждению страховых событий, в страховом продукте имеются непростительные ошибки, которые не способствуют развитию и повышению эффективности страхования ответственности за качество продукции и реализации через страховой механизм прав потребителей, провозглашенных законодательством России.
В настоящее время ситуация со страхованием ответственности за качество имеет все шансы измениться к лучшему, ввиду начала внедрения в 2000 г. типовых (стандартных) правил по данному виду страхования, разработанных под научным и методическим руководством Всероссийского союза страховщиков и Департамента страхового надзора Минфина России. При разработке данных типовых правил учитывались самые лучшие достижения в области отечественного и зарубежного страхования и управления качеством.
Важно отметить, что потребителем,
чьи интересы защищаются типовыми (стандартными)
правилами страхования ответственности
за качество товаров, работ (услуг), могут
быть как юридические лица любой организационно-правовой
формы собственности, так и физические
лица, заказывающие товары, работы, услуги,
или потребляющие (использующие) товары,
услуги, результаты работ. Страховщики,
внедряющие данные типовые правила страхования
в реальную практику работы, отмечают
очень большие возможности по охвату страхового
поля, что непосредственно вытекает из
определения понятия "услуга" в этих
правилах - деятельность исполнителя,
не оставляющая материального результата
(консультационные, медицинские, ветеринарные,
санитарно-гигиенические услуги, услуги
по обучению, услуги связи, услуги риэлторов,
оценщиков, аудиторов и иные, кроме услуг,
оказываемых по договорам подряда, страхования,
выполнения научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ, перевозки, транспортной экспедиции,
банковского вклада, банковского счета,
расчета, хранения, поручения, комиссии
и доверительного управления имуществом);
результат в этом случае используется
потребителями.
Условия страхования в соответствии с типовыми (стандартными) правилами, внедренными в 2000 г. под научным и методическим руководством Всероссийского союза страховщиков (BCC) и Департамента страхового надзора Минфина России, учитывают самые лучшие достижения в области отечественного и зарубежного страхования и управления качеством.
Основные термины, употребляющиеся в типовых (стандартных) правилах страхования ответственности за качество товаров, работ (услуг)
В типовых (стандартных)
Выгодоприобретатель - потерпевшее лицо (физическое или юридическое), в пользу которого заключен договор страхования, являющееся потребителем товаров, работ (услуг), которому может быть причинен вред изготовителями, продавцами или исполнителями (далее - страхователи) при осуществлении своей деятельности. Выгодоприобретателями могут быть любые потерпевшие лица, связанные или не связанные договорными отношениями с продавцами, изготовителями и исполнителями работ (услуг).
Потребитель - юридическое лицо любой организационно-правовой формы собственности или физическое лицо, заказывающее товары, работы, услуги, или потребляющее (использующее) товары, услуги, результаты работ.
Изготовитель (товаропроизводитель) - предприятие, организация, учреждение любой организационно-правовой формы собственности или индивидуальный предприниматель, производящие товары (продукцию), предназначенные для реализации потребителям.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи.
Товар - готовые изделия, которые реализуются физическим или юридическим лицам по договору купли-продажи для удовлетворения их потребностей. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара только в тех случаях, когда они реализуются изготовителем, продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.
Работа - деятельность исполнителя по заданию заказчика, материальные результаты которой передаются для потребления (использования).
Услуга - деятельность исполнителя, не оставляющая материального результата (консультационные, медицинские, ветеринарные, санитарно-гигиенические услуги, услуги по обучению, услуги связи, услуги риэлторов, оценщиков, аудиторов и иные, кроме услуг, оказываемых по договорам подряда, страхования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счета, расчета, хранения, поручения, комиссии и доверительного управления имуществом); результат в этом случае используется потребителями.
Качество продукции - совокупность характеристик товара (работ, услуг), относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и Правила, строительные нормы и Правила и другие документы, которые в соответствии с законом Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ (услуг).
Информация о работе Страхование ответственности товаропроизводителя