Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:12, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ.
Нет необходимости доказывать, что сегодня жизнь здравомыслящего человека и нормальная деятельность хозяйственной или иной организации невозможны без страхования. Любому физическому и юридическому лицу, их имуществу или имущественным интересам может быть нанесен настолько серьезный ущерб, справиться с которым без страхования им будет не под силу.
Глава 1. История развития морского страхования 7-10
Глава 2. Теоретические основы страхования и перестрахования судов: 11
2.1.Классификация и основные технические характеристики судов 11-13
2.2. Объекты и субъекты страхования 13-14
2.3. Страховая сумма и страховое обеспечение 14-15
2.4. Объем страховой ответственности: 15
2.4.1. Оговорки Института Лондонских страховщиков 15-24
2.4.2. Условия, предлагаемые российским страховым рынком 24-26
2.5. Страховая премия 26-27
2.6. Сроки страхования 27-28
2.7. Заключение договора страхования 28-29
2.8. Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая 29
2.9. Особенности перестрахование судов 29-32
Глава 3. Рынок страхования морских судов: 33
3.1 Мировой рынок страхования морских судов: современное состояние,
проблемы развития и пути их преодоления 33-41
3.2.Современный российский рынок морского страхования:
трудности становления и развития, методы их преодоления 42-49
Заключение 50-53
Список использованной литературы 54
5
Служба капитана порта была заранее информирована о приближающемся тайфуне. Но, к сожалению, капитаны судов проявили обычную халатность, не ушли на дальний рейд, как того требует "добрая морская традиция", а остались или у причала или на внутренне рейде, и суда получили повреждения.
В настоящее время очень остро стоит проблема буксировок. В мае 996 года затонуло судно ПКЗ-7 (бывший эсминец "Дальневосточный комсомолец"), не дойдя 250 миль до порта назначения Бомбей. Однако Страховщики. и Перестраховщики не признают этот случай за страховое событие, так Страхователем настолько много было допущено нарушений при подготовке и проведении буксировки, что удивительно, как это судно дотащили до Индии, а не утопили где-нибудь неподалеку от бухты Золотой Рог. В начале ноября столь плачевно закончилась буксировка РТМС "Новоархангельск". Во время буксировки на реконструкцию в Шанхай у берегов Японии, в районе Ниигаты. оборвался буксировочный трос. РТМС был выброшен на берег. В настоящее время он лежит на каменистой гряде, и Страхователь предполагает полную конструктивную гибель.
Поскольку объектом морского страхования выступает имущественный интерес, связанный с эксплуатацией разного рода судов, а страхователями выступают те, кто имеет такой интерес, т.е. судовладельцы, обратимся к тем проблемам, которые стоят сейчас перед российской судоходной индустрией. тем более, что они налагают серьезный отпечаток на страховую деятельность в этой области.
Охарактеризовать состояние современного морского флота России можно следующим образом:
- в настоящее время отечественный флот продолжает терять конкурентоспособность на мировом рынке;
отставание в количественном отношении, по техническому оснащению, возрасту, эксплуатационным характеристикам, основным параметрам безопасности по сравнению с международными стандартами приобретает опасный характер;
- состав российского торгового флота не соответствует потребностям в каботажных и внешнеторговых перевозках;
- действующее налоговое и валютное законодательство, таможенные пошлины, не учитывающие специфику отрасли, связанную с высокой капиталоемкостью производства транспортных услуг, наличием серьезной международной конкуренции, относительно низкой рентабельностью, лишают судовладельцев возможности вести в полной мере даже простое воспроизводство, не говоря о расширенном, инвестировать финансовые ресурсы в обновление флота, принуждают переводить флот на перевозки под "удобные" флаги;
- уникальная в своем роде система подготовки морских кадров в закрытых морских учебных заведениях, признанная одной из лучших в мире, поставлена на грань полного уничтожения из-за отсутствия соответствующего финансирования;
- государственное управление и регулирование отрасли "морской транспорт" неэффективно вследствие непродуманного решения об объединении ряда видов транспорта в рамках громоздкого конгломерата Министерства транспорта России;
национальное действующее законодательство не обеспечивает надежного государственного контроля в сфере безопасности мореплавания.
Как видно, проблем у российского морского флота очень много и решить их можно лишь путем воплощения в жизнь взаимосвязанного последовательного комплекса мероприятий, которые должны быть предприняты начиная с высшего эшелона власти - Правительства РФ и заканчивая самими судовладельцами. И некоторые шаги в данном направлении уже делаются.
3 декабря 1992 года был подписан Указ Президента РФ № 1513 "О мерах по возрождению торгового флота России" 8 октября 1993 года на основе этого документа вышло правительственное постановление "О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России". Созданная программа предусматривает строительство и реконструкцию судов, морских и речных причалов, других объектов водного транспорта. 20 октябре 1996 года Россия отмечала 300-летие создания российского флота. В этот день три века назад Дума по предложению Петра I постановила, что российскому флоту быть. К этой дате правительственная комиссия по оперативным вопросам под председательством Первого вице-премьера Олега Лобова подвела итоги первого этапа реализации программы. Первый этап программы по строительству морских торговых судов выполнен на 48%, речных - на 56%. Было построено 46 современных транспортных судов и новые суда "река-море", реконструировано 296 судов. В настоящее время Россия располагает 15 заводами по сооружению и ремонту речных и 13- морских судов. Совместно с МПС прорабатывается вопрос о применении таких железнодорожных тарифов, которые стимулировали бы "доступ" грузов в отечественные порты и во внутренние районы страны. Объем экспортно-импортных перевозок превысил 27 млн. тонн судами смешанного плавания, возросла на 4% валютная эффективность работы торгового флота на международных линиях и перевозках грузов российских товаропроизводителей.
Кроме программы Возрождения торгового флота существуют также программы "Внутренние водные пути", "Российские верфи". Раньше внутренние водные артерии содержало государство, сейчас привлекаются внебюджетные ресурсы для модернизации и расширения этих путей.
Цель программы "Российские верфи" - поднять отечественное судостроение. Совместно с Миноборонпромом РФ идет работа над тем, чтобы большее количество заказов на суда размещать на отечественных верфях. Портфель таких заказов насчитывает 63 судна, но из-за финансовых и иных трудностей большее число судов заказано на зарубежных верфях.
Что касается морского пассажирского флота - то здесь дела обстоят просто плачевно. В наличии имеются частные суда на юге России и "Мария Ермолова" у АО "Новошип". Осталось два. судна у Балтийского морского пароходства, но они, как правило, под арестом.
Сегодня стоит вопрос: как скорректировать второй этап программы с учетом реального ее финансового обеспечения. Приоритетными направлениями остаются строительство транспортного флота и расширение портовых мощностей, закрепление грузовой базы за отечественными перевозчиками. Соответствующие предложения будут внесены на рассмотрение правительственной комиссии.
12 лет назад в Лондоне при ИМО было создано представительство России. Учитывая советско-английские отношения тех лет, сделать это было совсем нелегко, поскольку слишком большие привилегии давало это бывшему Советскому Союзу. Такие привилегии остались сегодня у России. В первую очередь это участие во всех международных Конвенциях, которые проходят в ИМО, а также в предварительных консультациях перед всеми крупными морскими международными мероприятиями. Россия является участником всех структур ИМО: Ассамблеи, Совета, Комитета по безопасности на море, Юридического комитета, Комитета по охране морской среды от загрязнения. С голосом России считаются сегодня при проведении любой деятельности ИМО -именно как с великой морской державой, которая, как и бывший Советский Союз, является членом Совета Международной морской организации. И это очень почетно. Всего в ИМО входит 153 государства, и только 32 страны входят в Совет. В данном Совете существуют различные категории: А, В, С и так далее. Россия входит в первую - как страна, обладающая мощным флотом. В Представительстве РФ при ИМО работают три официальных дипломатических представителя, имеющих право на дипломатические паспорта и являющихся официальными представителями нашего государства в Великобритании.
Для сегодняшнего международного рынка судоходства характерно условное деление на государства флага и государства порта. Данная тенденция начала намечаться уже лет 15 назад, когда была создана первая региональная организация - Парижский меморандум, куда в то время вошло 11 государств Европейского Сообщества. Сегодня действуют уже несколько региональных соглашений, в том числе Токийский меморандум, куда входят страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Россия является членом обоих меморандумов и также разделяет обеспокоенность стран портов в том, какие суда к ним заходят и с каким грузом.
В настоящее время главным для Представительства России в Международной морской организации является сохранение тех позиций, которые наша страна уже занимает в ИМО и во всех ее рабочих органах.
Большое значение в обеспечении высоких стандартов безопасности судов и предотвращении загрязнения морской среды призван сыграть Российский морской регистр судоходства, орган, осуществляющий систематический надзор за постройкой судов и их эксплуатацией путем присвоения им класса. Работа данного Регистра требует большого профессионализма и компетентности, ведь от того, какой класс получит корабль изначально, во многом зависит его дальнейшая "судьба", и ошибки и недочеты при осмотре и сертификации судна могут иметь очень серьезные последствия. Важно также и следующее. Специалисты Российского морского регистра судоходства должны тщательно следить за прибытием в морской флот России новых кораблей и выбытием старых, а также вести строгую перерегистрацию судов в связи с их переименованием и сменой владельца, что сейчас является частым явлением и имеет большое значение для морских страховщиков.
Важной проблемой для повышения безопасности плавания и уровня технического оснащения и обслуживания судов является необходимость организации в России системы четко отлаженного государственного портового контроля. Для этого должна быть создана сеть сюрвейерских инспекционных компаний, специалисты которых вели бы тщательный учет технического состояния судов, условий их содержания и эксплуатации, оснащения кораблей спасательными средствами и радиооборудованием. Особое внимание со стороны государственного портового контроля должно быть обращено также на условия жизни и труда экипажа, профессионализм и компетентность моряков. Ведь российская статистика констатирует, что более 60% аварийных случаев на море в 1995 году произошли из-за нарушений экипажами судов требований, положений, наставлений, правил и других нормативных документов, направленных на предупреждение аварийности. И причиной этого, наряду со старением флота, выступает отток квалифицированных кадров в иностранные судоходные компании, падение дисциплины в экипажах судов.
В настоящее время в связи с ростом интенсивности судоходства актуальной является проблема повышения безопасности мореплавания на акваториях портов и подхода к ним. Так, в Новороссийском порту ежедневно находится в среднем от 100 до 110 судов, не считая маломерные суда -буксиры, катера, яхты и т.п. Вполне очевидно, что в таких условиях невозможно организовать эффективное регулирование и контроль движения судов, основываясь только на визуальных методах. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является создание высокоточных и надежных систем движения судов ( СДС ). Задачами СДС выступают:
- обнаружение судов на подходе к зоне действия СДС, установление связи с ними, получение необходимого перечня данных о каждом судне, регистрация этих данных;
- регулирование движения судов на. основе радиолокационного, визуального и слухового наблюдения,
- выдача информации судам об опасном сближении, о нарушении правил плавания;
- выдача обязательных указаний судам, касающихся очередности, маршрута и скорости движения, места стоянки;
- радиолокационная проводка в условиях плохой видимости;
- содействие аварийно-спасательным и другим специальным работам.
Из перечня задач СДС видно, что высокая квалификация персонала морского порта в сочетании с использованием современной техники позволяет обеспечить безопасность мореплавания в зоне действия СДС на достаточно высоком уровне.
Значительные лаги на пути оздоровления финансового состояния предприятий судоходной индустрии должны выть предприняты со стороны правительственных кругов России. Тарифная политика, система налогообложения в морском флоте должны быть направлены не столько на пополнение средств государственной казны, сколько, в первую очередь, должны иметь целью содействие улучшению и укреплению финансового состояния судовладельцев и снижению их зависимости от государственного датирования, которое и без того сокращается из года в год ( в 1995 году по сравнению с предыдущим наблюдалось более чем 11-кратное сокращение объемов финансирования судоходной индустрии из госбюджета и 6-кратное -из Фонда возрождения торгового флота. Объем централизованных капитальных вложений, необходимый для сокращенного минимального финансирования по флоту, равнялся на 1995 год 110 млрд. рублей ( в ценах 1995 года). Выделенный лимит составлял лишь 8,5% суммы, минимально необходимой для строительства и заказа судов.
Однако в области улучшения финансового состояния предприятий морского флота в 1995 году все же удалось добиться некоторых положительных результатов. Это: освобождение от платы за землю всех предприятий морского транспорта; от налога на имущество ледокольного и атомно-технологического флота; от НДС всех видов услуг, оказываемых в российских портах иностранному флоту. Была разработана и согласована с Центробанком России инструкция «О порядке выплаты средств в иностранной валюте членам экипажей судов российских судоходных компаний, что сократит отток морских профессионалов в иностранные компании». Была согласована с Минфином РФ и Минэкономики РФ инструкция О порядке отнесения на себестоимость работ (услуг ) предприятий судоходной индустрии расходов, связанных с морским страхованием.
Последнее мероприятие позволит значительно поднять интерес отечественных судовладельцев к страхованию не только своей ответственности, но и каско судов.