Специфика налогообложения в оффшорных зонах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:40, доклад

Описание работы

В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.
Недооценка стимулирующего воздействия реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.

Работа содержит 1 файл

Налогооблож-е в офшорах.docx

— 22.98 Кб (Скачать)

Специфика налогообложения в оффшорных  зонах

 

В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию  налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.

 

Недооценка стимулирующего воздействия  реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой  дисциплины.

 

С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных  регионов и сфер, сдерживанию безработицы  и выполнению государством функций  по социальной защите населения при  совершенствовании системы налогообложения.

 

Мировой опыт развития рыночной экономики  показывает целесообразность создания в отдельных регионах так называемых оффшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.

 

Всем СЭЗ предоставляются льготные налоговые и таможенные режимы с  упрощенным порядком осуществления  экспортно-импортных операций и  создания совместных и иностранных  предприятий.

 

В 1993 г. принято решение о свободных  таможенных зонах «Шереметьево», «Московский  франко-порт» (Внуково) и «Франко-порт терминал» (на территории Западного  речного порта в Москве), в 1994 г. была учреждена зона экономического благоприятствования в Республике Ингушетия, в которой дея­тельность осуществляет государственная корпорация БИН.

 

К сожалению, в связи с большой  макроэкономической специфичностью российских регионов не разработан механизм, позволяющий  четко увязать факторы, в результате которых возникает необходимость  создания оффшорных зон, и с четкой методикой их функционирования .

 

 

Мировой опыт показывает, что при  создании оффшорной зоны основными  факторами являются:

 

1) наличие или отсутствие природных  ресурсов;

 

2) приграничное расположение, определяющее  возможность внешнеэкономических  связей;

 

3) принадлежность к зоне повышенного  предпринимательского риска (политическая  и экономическая нестабильность, возможность военных действий) и  др.;

 

4) недостаток собственных (финансовых  возможностей для стабильного  поступательного развития региона).

 

Существует два вида оффшорных  зон:

 

• налоговая гавань, характеризующаяся  освобождением от налогообложения  доходов иностранного происхождения; т. е. отсутствует налог с дохода, полученного из иностранных источников (Либерия, остров Мэн, Великобритания);

 

• финансовый центр — создающий  благоприятный налоговый климат для ведения инвестиционной деятельности.

 

Такая классификация оффшорных  зон обусловлена следующими признаками:

 

• полным или частичным освобождением  от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного  налогов с физических лиц, налогов  на имущество, наследования, продажу, прирост  капитала (Багамские острова);

 

• налоговыми льготами, например низкими  ставками по кредитам, субсидируемым  правительством на развитие отдельных  отраслей (Люксембург);

 

• особым правовым статусом субъектов  предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);

 

• зависимостью методов налогообложения  от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова  Джерси и Гернси);

 

• преимуществами развития отдельных  сфер деятельности (банковской, страховой  — Люксембург, финансовой — Швейцария);

 

• широко развитой инфраструктурой  бизнеса (Кипр);

 

• отсутствием валютного контроля (Ирландия, Нидерланды и Антильские острова) и свободной конвертируемости местной валюты (Багамские острова);

 

• конфиденциальностью информации о доходах клиентов (Вануату);

 

• секретностью банковской информации (Швейцария);

 

• политической стабильностью (Венгрия);

 

• возможностью   получения   вида   на   жительство (Гибралтар),

 

В зависимости от методов налогового планирования,* используемого предпринимателями  в соответствии с особенностями  исторического, политического и  экономического характера региона, различают и оффшорные зоны.

 

* Налоговое планирование представляет  собой программу, использующую  в целях эффективного управления  финансовыми ресурсами хозяйствующих  субъектов любую законно допустимую  возможность оптимизации налогооблагаемой  базы (экономию собственных средств,  уменьшающую зависимость от внешних  источников финансирования). Размещение  капитала в оффшорных зонах  представляет собой метод налогового  планирования.

 

1. Льготное налогообложение (предполагает  фиксированный ежегодный платеж (пошлину) или понижение ставок  налогообложения).

 

2. Налоговые каникулы и налоговые  льготы (Лихтенштейн).

 

3. Перемещение капитала от центральной  компании дочерним отделениям  за рубеж (трасты в Гонконге).

 

4. Совмещение различных сфер  деятельности в рамках финансово-промышленных  групп (ФПГ) в разных регионах, когда капитал не выходит за  рамки структур ФПГ (слияние  производственной, банковской, финансовой, страховой деятельности отдельных  структур одной ФПГ).

 

5. Использование механизма кредитования, инвестирования, страхования, перестрахования  для оптимально эффективного  размещения капитала.

 

6. Разработка финансовых схем  с учетом структурных, финансовых, страховых механизмов для оптимизации  налогооблагаемой базы.

 

7. Использование льготных ставок  налогообложения при дешевых  ресурсах (сырья, рабочей силы  и т.д.) для расширения производства.

 

8. Перемещение юридического лица  на территории большего экономического  благоприятствования.

 

Изучение международного опыта  функционирования оффшорных зон  позволяет выделить применимые и  в России основные преимущества их существования.

 

1) Решение макроэкономических задач  развития отдельных регионов (в  РФ — Восточный регион, Сибирь  и районы Крайнего Севера);

 

2) Возможность эффективного управления  финансовыми ресурсами предпринимателей  различных сфер деятельности.

 

В России, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон  экономического благоприятствования  и выработка четкого механизма  их функционирования позволят улучшить экономическое и социальное развитие отдельных регионов и Российской Федерации в целом.

 

Основные принципы налогообложения  оффшорных зон в России.

 

Большинство стран облагает налогом  доходы юридических и физических лиц, полученные в этих странах.

 

В России (как и в США) взимаются  налоги с налогоплательщиков (юридических  лиц) в соответствии с их доходами, полученными в разных странах  на основании гражданства (резидентности). В России, как и во многих странах, компания считается резидентной по месту ее регистрации.

 

В соответствии с принципом, положенным в основу налогообложения оффшорных  компаний, действующих в России, они являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых  регулируется законами и положениями  о налогообложении прибыли и  доходов иностранных юридических  лиц. При этом законодательно закреплен принцип двойного налогообложения иностранного юридического лица по ставкам, соответствующим видам деятельности, приносящей доход на территории Российской Федерации.*

 

* Инструкция Госналогслужбы РФ  «О налогообложении прибыли и  доходов иностранных юридических  лиц» от 16 июня 1995 г. № 34 и правительственные  соглашения об избежании двойного налогообложения между страной регистрации инофирмы и Россией.

 

Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких  фирм, позволяет, используя методы налогового планирования, оптимизировать базу налогообложения.

 

В случае, если иностранное юридическое лицо действует через представителя — резидента страны регистрации, оно не попадает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.

 

Широкие возможности для оптимизации  налогооблагаемой базы появляются при  создании совместного предприятия  с учетом правовых форм для юридических  лиц, которым владеют и управляют  граждане российской и оффшорной  компаний.

 

Экономические преимущества работы через  оффшорную компанию заключаются  в следующем:

 

• возможности открытия рублевого  и валютного счетов;

 

• беспошлинного ввоза оборудования;

 

• полного исполнения затрат и  применения системы льгот и т.д.

 

Преимущества оффшорных фондов. По степени привлекательности законы стран — оффшорных зон имеют  существенные различия. Некоторые международные  финансовые центры являются маленькими островными государствами со слабо  развитой экономикой, небольшими запасами природных ресурсов, высоким уровнем  безработицы и низкой платежеспособностью  граждан (Виргинские, Антильские, Багамские, Бермудские и Нормандские острова, Гонконг и Сингапур). Поэтому они  создают самые благоприятные  условия для развития оффшорной  индустрии и првлечения инвестиций.

 

Приняв либеральные налоговые  законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного  вида деятельности, эти государства  могут привлечь иностранный капитал.

 

Льготы, предоставляемые этими  странами, способствуют стремительному росту индустрии оффшорных фондов. Причинами такого роста являются следующие преимущества оффшорных  фондов по сравнению с местными фондами:

 

• налоговые преимущества — оффшорные  фонды не платят налога на прирост  капитала. Дивиденды и проценты облагаются сокращенным налогом или освобождаются  от налогов полностью, способствуя  тем самым эффективности капиталовложений;

 

• минимальное регулирование —  достаточной квалификацией учредителей  фонда считается прошлый деловой  опыт;

 

• инвестиционная гибкость — оффшорные  фонды имеют большее число  вариантов инвестирования, что позволяет  им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зоны с высокими доходами регулировать свои активы;

 

• диверсификация рисков — за счет географического рассредоточения  активов оффшорного фонда уменьшается  степень риска;

 

• конфиденциальность информации;

 

• увеличение прибыли за счет гибкой стратегии действий.

 

Обычно оффшорный фонд действует  совместно с корпорациями, банками  и инвестиционными компаниями, зарегистрированными  в других странах.

 

Важное практическое значение для  российского рынка имело письмо Госналогслужбы РФ от 1 июня 1994 г. «О некоторых  вопросах налогообложения иностранных  инвестиций», освобождающего от НДС  кредиты, полученные российскими организациями  от иностранных банков и кредитных  учреждений. Это легализовало капитал  оффшорных компаний на российском рынке.

 

Существуют следующие виды оффшорных  компаний.

 

1. Холдинговая компания, зарегистрированная  в оффшорной зоне, где не взимаются  подоходный и корпоративный налоги, которая получает возможность  через сеть филиалов извлекать  дополнительную прибыль, аккумулируя  свой капитал в зоне, свободной  от налогов, и не подвергая  налогообложению доходы от процентов  по депозитам, которые холдинг  может инвестировать или расширить  сеть филиалов.

 

Холдинг как организационная форма  эффективна для гибкого планирования налогов структур, входящих в его  состав.

 

2. Торговые компании пользуются  особой популярностью на международных  рынках. Экспортно-импортные операции  по схеме, когда оффшорная компания  принимает заказы от клиентов  и поставляет товар напрямую  от производителя, позволяют планировать  выплаты пошлин и акцизов, аккумулируя  прибыль от реализации без  налогообложения.

 

3. Оффшорные банки и трастовые  компании. С помощью оффшорных  филиалов и отделений банков  в налоговых гаванях и финансовых  центрах можно получать прибыль  без уплаты налога, участвовать  в международных соглашениях  и оказывать помощь клиентам  в открытии иностранных компаний  и трастов.

 

Оффшорное банковское дело четко разграничивает налоговые гавани в финансовые центры. Например, в Сингапуре не взимается  налогов с процентов по вкладам, выплачиваемым нерезидентами.

Информация о работе Специфика налогообложения в оффшорных зонах