Социальное страхование зарубежем

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

После экономического кризиса 1929-1933 гг. правительство США приступило к общегосударственным мерам в социальной сфере. Единой общенациональной системы социального страхования в стране не существует. Она образуется из разного рода социальных программ, регламентируемых федеральным законодательством, законодательством штата, либо совместно. Отдельные виды страхования имеют ограниченный характер (медицинское страхование).

Работа содержит 1 файл

Социальное страхование зарубежем.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Япония является первой страной в Азии, где было введено в общенациональном масштабе страхование здоровья населения (1961 г.). Этому предшествовало принятие ряда законов о страховании, обеспечивших населению компенсацию расходов на медицинскую помощь, в том числе об обязательном страховании служащих (1922 г.), о национальном страховании здоровья (1938 г.), о страховании моряков (1939 г.), о страховании поденных рабочих (1953 г.) и др. В настоящее время медицинское обслуживание в Японии финансируется преимущественно за счет фондов страхования здоровья. Лишь небольшим группам населения она оказывается бесплатно по линии медицинской помощи бедным или общественной медицинской помощи (распространяется на больных туберкулезом, психическими расстройствами, рядом других социально значимых заболеваний, а также на престарелых граждан).

Подавляющее большинство  населения Японии подпадает под  действие двух основных систем страхования  здоровья: Системы страхования лиц  наемного труда и Национальной системы  страхования здоровья. Одна из них построена по производственному принципу, другая — по месту жительства.

Система страхования  лиц наемного труда, охватывающая наемных работников и их иждивенцев, является крупнейшей. В ее рамках функционирует ряд программ, к числу которых относится программа государственного .страхования здоровья (где страховым агентом является само государство), распространяющаяся на работников малых и средних предприятий, и программа общественного страхования, где в качестве страхового агента выступает страховое общество, созданное совместно администрацией и работниками крупного предприятия или группы предприятий одной отрасли.

К Системе страхования  лиц наемного труда примыкают  также программы страхования  здоровья моряков, сельскохозяйственных и поденных работников и ряда других категорий рабочих и служащих, а также программы четырех обществ (ассоциаций) взаимопомощи — служащих государственных учреждений, работников органов местного самоуправления, работников общественных корпораций, учителей и служащих частных учебных заведений.

Фонды страхования  образуются за счет взноса самих застрахованных, а также из отчислений государства и предприятий. Размер страхового взноса для рабочих и служащих зависит от величины их заработка, но не должен превышать определенного предела.

Наибольший страховой  взнос (в сумме 8,4% заработка работника) установлен для лиц, подпадающих под действие программы государственного страхования здоровья. Половину страхового взноса вносит сам застрахованный, половину — государство. Аналогичный принцип формирования страхового взноса предусмотрен и программой страхования моряков, но величина этого взноса немного меньше — 8,2% заработка. С поденных работников страховые взносы взимаются в твердом размере.

Страховой фонд программы общественного страхования здоровья образуется из взносов застрахованных (составляющих 3,45% их заработка) и предпринимателей (4,62% заработка застрахованного). При этом 16,4% расходов на пособия по временной нетрудоспособности покрывает государство.

Национальная система страхования здоровья охватывает в основном мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц (45 млн). Страховой взнос с них взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Он имеет форму налога и устанавливается с учетом величины дохода, недвижимого имущества, размера семьи и т.д. (причем условия страхования в различных местах неодинаковы). 40% суммы пособий по временной нетрудоспособности составляет дотация государства.

Пособия по линии  страхования здоровья предоставляются  в форме льготной медицинской  помощи и денежных выплат. Размеры льгот рабочим и служащим колеблются в зависимости от программ, достигая максимум 90% всех затрат на лечение (10% стоимости услуг оплачиваются пациентом); для иждивенцев они не превышают 70%.

В рамках Национальной системы страхования здоровья застрахованным и иждивенцам оплачиваются 70% всех расходов на лечение. Таким образом, более крупные льготы получают лица с высокими доходами и, наоборот, большее бремя личных расходов в случае болезни несут те, у кого эти доходы меньше.

Пребывание в  больнице как самих застрахованных, так и их иждивенцев страховые  органы оплачивают на 70%. Остальную  сумму застрахованный выплачивает  наличными деньгами при получении медицинских услуг. Полностью за счет застрахованного оплачиваются пребывание в отдельной палате, услуги частной медицинской сестры, лекарства и т.д. При очень высокой стоимости лечения пациенту возмещается сумма, затраченная им на лечение сверх установленного максимума.

Оплата медицинской  помощи, оказываемой застрахованному, производится по принципу “гонорар за услугу” – путем ежемесячного погашения счетов, предъявляемых соответствующими медицинскими учреждениями Фонду выплат гонорара за медицинскую помощь по линии социального страхования. Предварительно эти счета проверяют консультанты-медики для установления рациональности услуг, оказанных застрахованному. Расчет с учреждениями здравоохранения производится на основании тарифов на медицинские услуги и лекарства, утвержденных министерством здравоохранения и социального обеспечения Японии.

При невыходе на работу из-за болезни, травмы, декретного отпуска и т.д. застрахованный получает, начиная с 4-го дня с момента потери трудоспособности, денежное пособие в размере в среднем 60% его заработной платы. Оно выплачивается не более 6 месяцев. Денежные выплаты предусмотрены также для оплаты расходов в связи с рождением ребенка, по уходу за больным, а также в связи с похоронами.

Законом о благосостоянии престарелых (1963 г.) предусматривается бесплатное ежегодное медицинское освидетельствование лиц старше 60 лет, бесплатная медицинская помощь лицам старше 70 лет, организация консультативной помощи по вопросам охраны здоровья в пожилом возрасте, сестринская помощь на дому и т.д.

Социальное страхование в Швеции

Социальное страхование  составляет основной элемент шведской социальной политики. Цель системы социального обеспечения в Швеции, как это подчеркивается в официальных документах, — обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование от безработицы и денежная помощь от рынка труда). Окончательной гарантией независимо от причины обращения, считается денежное пособие, известное как социальная помощь.

Система страхования  здоровья является прежде всего инструментом создания большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимися в интенсивной медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент государственного регулирования.

Государственное страховое управление находится  под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел и отвечает за систему всеобщего страхования и надзор за всеобщими страховыми кассами. Каждая коммуна имеет местную контору этих касс, задача которых осуществлять административные предписания центрального правительства.

Развитие системы  социального страхования прошло длительный путь. На первом этапе, начавшемся с 80-х гг. XIX в., главное внимание уделялось страховым мерам по месту работы: страхование по болезни, меры по охране труда и страхование от несчастных случаев на производстве. Цель этих мер — снизить для предпринимателей издержки на рабочую силу. Почти не было помощи безработным, проводились некоторые мероприятия помощи бедным. С 1913 г. осуществлялась первая национальная программа социального обеспечения (система народных пенсий). Второй этап начался с 30-х гг. с приходом к власти социал-демократов. Стала проводиться политика на рынке труда, оказание помощи семьям. Расширились системы социального страхования и здравоохранения. Третий этап начался со вступления в силу Закона о социальных услугах в 1982 г., включающего все сферы социальной деятельности государства.

Начало политике социального страхования было положено в 1889 г. принятием Закона об охране труда. Сначала она развивалась через систему обществ взаимопомощи, предоставлявших медицинские услуги, пособия по безработице и болезни. Общества взаимопомощи получали государственную финансовую поддержку при выполнении определенных условий, в противном случае им приходилось полностью опираться на членские взносы, а членство было необязательным. Система страхования по болезни была значительно улучшена в 1931 г. Но 1/3 населения все еще не была застрахована. В 1946 г. риксдаг принял систему обязательного страхования, которая действует с 1955 г. Вместо обеспечения равных пособий для каждого (как это вначале намечалось) была введена система защиты людей от потери доходов. В 1955 г. общества взаимопомощи были преобразованы в государственные учреждения. Они осуществляют полное или частичное возмещение медицинских расходов всем гражданам (сейчас в основном путем прямых платежей медицинским организациям и выплаты пособий по болезни). Началась и координация различных форм страхования. В 1962 г. был принят Закон о страховании, и общества страховых пособий по болезни стали называться местными конторами социального страхования.

Пособия на детей  сначала осуществлялись и форме  вычетов из налогов для лиц, имеющих детей, но в 1947 г. они были заменены прямыми пособиями на детей, финансируемыми из государственных источников и выплачиваемыми всем родителям независимо от того имеют ли они работу или нет.

Пенсионная система, установленная в 1913 г. Законом о народных (основных) пенсиях, основывалась на принципе страхования: как взносы, так и выплаты определялись, исходя из доходов и рассчитывались индивидуально. Однако во время кризиса 30-х гг. эта система не смогла обойтись без государственной поддержки. Новый Закон о народных пенсиях был принят риксдагом в 1935 г. В 1946 г. пенсии охватили все население. Они частично финансировались взносами лиц, имеющих облагаемые налогами доходы, но в основном из государственных источников. Первоначально они охватывали только пенсионеров по возрасту, но затем постепенно были распространены на инвалидов и вдов. В 1948 г. реальный размер пенсий был значительно повышен. Все меньше пенсионеров обращалось за помощью по бедности. С 1951 г. пенсии изменяются с изменением индекса стоимости жизни. В 1975 г. риксдаг принял решение, что пенсионеры, получающие только основную пенсию, должны получать специальную надбавку.

В 1959 г. риксдаг  принял Закон о всеобщих дополнительных пенсиях, вступивший в силу с 1960 г. Он дает возможность получать более высокие пенсии в зависимости от уровня предпенсионных доходов.

Страхование от несчастных случаев на производстве было введено в начале XX в. и в течение долгого времени было наиболее развитой областью социального страхования. Оно финансировалось взносами предпринимателей. Эта система законодательно изменялась в 1954 и 1976 гг. В 1976 г. страхование от несчастных случаев на производстве было улучшено: в принципе потерянные доходы компенсировались полностью. В 1977 г. это положение было распространено на самостоятельных работников.

После принятия в 1934 г. решения о государственных  субсидиях обществам, выдающим пособия по безработице, система страхования по безработице неоднократно улучшалась. В 1973 г. она была дополнена системой пособий для незастрахованных.

С 1974 г. пособия  по болезни, на рождение ребенка, на больного ребенка и по безработице стали облагаться налогом и, таким образом, считаться частью доходной базы для начисления дополнительных пенсий.

Система социального  страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся, работающих не по найму и др.

Главный источник (свыше 40%) — взносы предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда  заработной платы.

Доля социальных расходов в ВВП в 80-е гг. колебалась в пределах 31-35%. Большая часть этих расходов относится к системе национального страхования. Что касается финансирования, то за 70-е гг. все индивидуальные взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися, были заменены взносами с предпринимателей (с 1970 по 1989 гг. по закону они возросли с 14 до 37,5% суммы заработной платы; единственное исключение — взносы на страхование по безработице (трудящиеся платят по 10-18 крон в месяц), которое сейчас дополняется также взносами с предпринимателей. Лица, работающие не по найму, платят взносы в размере 32,5% дохода. Трудящиеся также платят взносы с доходов от совместительства на обязательное страхование по болезни, на народные и дополнительные пенсии.

Государственное страхование по болезни финансируется взносами предпринимателей, государственными субсидиями и взносами самостоятельных работников. Государство платит 15%, а остальная часть приходится на предпринимателей (с 1991 г. пособия за первые 14 дней болезни оплачиваются только предпринимателями). В 1989 г. размер взносов предпринимателей составлял 10,1% фонда заработной платы. Расходы на выплату народных пенсий финансируются государством через налоговые поступления. В 1989 г. пенсионные взносы, внесенные предпринимателями, составляли 9,45% фонда заработной платы.

Информация о работе Социальное страхование зарубежем