Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа
Актуальность данной темы значительно возросла в Российской Федерации в настоящее время. С одной стороны, экономические и социальные проблемы как никогда выдвинулись на передний план общественной жизни. С другой стороны, в центре современной социально-экономической политики государства находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.
Цели курсовой работы:
1. Сформировать знания о социальном страховании;
2. Дать основной понятийно-терминологический аппарат, характеризующий социальное страхование.
3. Проанализировать деятельность социальной работы.
Ведение.......................................................................................................3
Глава 1. Сущность, содержание и основные термины...........................6
1.1. Общие положения..............................................................................10
1.2. Права и обязанности субъектов страхования..................................12
1.3. Ответственность субъектов страхования.........................................14
1.4. Контроль за осуществлением
обязательного социального страхования................................................15
1.5. Развитие Приоритетов в России.........................................................................................................15
Глава 2. Анализ социального страхования.............................................24
Заключение................................................................................................30
Список использованной литературы.......................................................32
Приложения...............................................................................................33
Глава
2. Анализ социального страхования
Одной из характерных тенденций, характеризующих современное законодательство о социальной защите населения, следует считать сужение сферы ответственности федеральных органов государственной власти по реализации социальных прав населения. Первой ласточкой следует считать, конечно же, принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Следующим этапом стало принятие Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании не действующими на территории РФ некоторых нормативно-правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ», в котором нашли отражение некоторые подходы, заложенные в Федеральном законе N 122-ФЗ. В ближайшей перспективе ожидается выход в свет законодательных актов о государственных и муниципальных автономных некоммерческих организациях. Характеризуя подобные законодательные инициативы, Ю.А. Тихомиров констатировал их соответствие курсу на децентрализацию управления социальной сферой, когда на федеральном уровне осуществляются стратегические функции, на уровне субъектов РФ - тактические, на местном уровне - оперативное обслуживание населения. В этой связи особую актуальность приобретает изучение регионального опыта регулирования в сфере социальной защиты, и в качестве примера мы приведем опыт Брянской области.
Брянская область традиционно выступала в качестве региона с неблагоприятной социальной обстановкой. По состоянию на 2001 г. более 43% населения региона имели доходы ниже среднеобластного уровня, соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума в многодетных семьях составило 57% . В г. Брянске на сегодняшний день проживают 120 тыс. пенсионеров, 9% из которых получают минимальную пенсию, 41 тыс. инвалидов, из них 1740 детей-инвалидов, 1435 многодетных семей, 4104 матерей-одиночек, 699 детей-сирот. И, конечно же, негативный социальный фон во многом обусловлен воздействием последствий чернобыльской катастрофы, от которых Брянская область пострадала в максимальной степени. По состоянию на 1 октября 2005г. 978 населенных пунктов области с населением 350,9 тыс. чел. располагались на радиоактивно загрязненных территориях, в том числе 4 населенных пункта без жителей - в зоне отчуждения, 202 населенных пункта (77,9 тыс. чел.) - в зоне отселения, 237 (125,5 тыс. чел.) - в зоне проживания с правом на отселение и 535 (147,5 тыс. чел.) - в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; заболеваемость населения пострадавших районов по основным классам превышает средний показатель по области в 1,1 - 1,6 раза .
Постановление Брянской
Постановление Брянского
Малашенко В.А. Медико-социальные проблемы территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС Социально-экономические проблемы и перспективы развития пострадавших территорий.
Указанные обстоятельства во многом определяют социальную направленность Устава области. Статья 13 документа определяет социальную политику области исходя из закрепленной в ст. 7 Конституции РФ идеи социальной государственности. В качестве основных направлений социальной политики ст. 16 Устава определила:
-
содействие занятости
- осуществление принципов социального партнерства;
-
оказание государственной
-
развитие государственных и
-
поддержка благотворительной
-
предоставление льгот,
-
ресурсное закрепление
Статья 19 Устава области предусмотрела, что решениями органов государственной власти региона и органов местного самоуправления жителям области, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС, могут предоставляться дополнительные меры социальной поддержки помимо устанавливаемых федеральными законами. В интересах реализации указанного положения 13 декабря 2005 г. был принят Закон Брянской области N 92-З "О дополнительных мерах социальной защиты населения Брянской области, подвергшегося радиационному воздействию". Одной из характерных особенностей данного акта является расширение круга лиц, охваченных защитой, по сравнению с актами федерального законодательства, путем включения в него детей, проживающих за пределами зон радиационного загрязнения, посещающих детские дошкольные учреждения, обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, расположенных на территориях зон радиоактивного загрязнения. Таким детям предоставляется ежемесячная компенсация в размере 180 рублей на питание в детских дошкольных учреждениях и 70 рублей на питание в период учебного процесса обучающимся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Основным направлением регионального нормотворчества стало расширение гарантий граждан в сфере предоставления государственной социальной помощи. В области действуют региональные законы от 9 июня 2005г. N 42-З "О прожиточном минимуме в Брянской области" и от 11 мая 2006г. N 30-З "О потребительской корзине в Брянской области", в целом соответствующие федеральным стандартам. В настоящее время размер прожиточного минимума в регионе составляет в среднем 2892 руб., в том числе для трудоспособного населения - 3103 руб., для пенсионеров - 2354 руб. и для детей - 2864 руб. Помимо установленных федеральным законом мер поддержки в Брянской области предусмотрено предоставление единовременных выплат в размере до 3 тыс. руб. в качестве адресной материальной помощи в связи с непредвиденными жизненными обстоятельствами (пожар, наводнение, ураган и иные чрезвычайные ситуации, связанные с утратой жилья и имущества). Разновидностью социальной помощи следует считать также выплаты, предоставляемые в соответствии с Законом Брянской области от 9 декабря 2004г. N 84-З "О пособиях гражданам, имеющим детей". Данный акт предусмотрел такие дополнительные виды пособий, как:
единовременное пособие зарегистрированной многодетной семье при рождении (усыновлении) ребенка в размере 2000 руб., которое предоставляется при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей;
-
единовременное пособие на
Кроме
того, указанным Законом
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004г. N 122-ФЗ перед региональным законодателем встала проблема обеспечения защиты лиц, исключенных из круга охваченных федеральным регулированием, таких как ветераны труда, труженики тыла и жертвы политических репрессий. 10 декабря 2004г. вышли в свет Законы Брянской области N 89-З "О социальной поддержке жертв политических репрессий" и N 91-З "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области". Для ветеранов труда установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 200 руб., для тружеников тыла и жертв политических репрессий - 250 руб. (в 2006г. размер выплат был повышен на 10%). Кроме того, сохранен ряд натуральных льгот, в том числе оплата 50% коммунальных услуг (для жертв политических репрессий - также и жилой площади в пределах социальных норм реабилитированным и проживающим с ними совместно членам семей). В соответствии с Постановлением Администрации Брянской области от 30 декабря 2004г. N 666 установлена 50%-ная скидка оплаты стоимости льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения для ветеранов труда и тружеников тыла и 100%-ная - для жертв политических репрессий.
Помимо
упомянутых актов в Брянской области
действует ряд законов, конкретизирующих
положения федерального законодательства
о социальной защите населения. В качестве
примера можно привести Закон Брянской
области от 9 марта 2005г. N 7-З "Об установлении
квоты для приема на работу инвалидов
в организации, расположенные на территории
Брянской области", принятый в соответствии
с актами федерального законодательства
о занятости и социальной защите инвалидов.
Завершая
обзор практики регулирования социально-
Тенденция
децентрализации системы
Необходимо
закрепление и реальное обеспечение
принципа оптимального сочетания защиты
всех категорий населения как
на федеральном, так и на региональном
уровне. Зачастую можно наблюдать, как
при мизерном размере гарантированной
помощи малообеспеченным и многодетным
семьям в отдельных регионах, в том числе
дотационных, систематически принимаются
законодательные акты, существенно расширяющие
объем прав отдельных категорий лиц, главным
образом государственных служащих <17>,
что вряд ли соответствует принципу социальной
справедливости.
Важнейшим условием оптимальной реализации социальных прав населения следует считать наличие стройной системы правоприменительных органов. Думается, пора поставить вопрос о придании федерального статуса органам социальной защиты населения, имеющим сегодня региональную и муниципальную подчиненность. Сегодня эти органы обеспечивают предоставление мер поддержки главным образом по федеральному законодательству. Реализация этого предложения позволит поднять статус работников собесов, обеспечить их независимость в пределах закона, увеличить уровень кадровой стабильности учреждений.
Думается,
предложения будут учтены законодателем.
Заключение
Обязательное социальное страхование важная составляющая в нашей жизни. Оно представляет страхование не только себя, своей жизни, здоровья, но и своих интересов. Необходимо знать, уметь пользоваться и защищать свои права в этой области.
Воплощение в жизнь национальных проектов, программ по обеспечению всех условий жизни стало основным в деятельности нашего государства.
Таким образом, работа по реализации приоритетных национальных проектов является важной составляющей политической стратегии развития Российского государства в области прав человека. Здесь в полной мере проявляется роль Президента как инициатора, координатора и контролирующего органа деятельности всех уровней и ветвей власти в деле обеспечения прав и свобод человека и гражданина как основного субъекта государственно-правовой стратегии, определяющего ее основные направления. К реализации национальных проектов реально подключаются не только органы власти, но и структуры гражданского общества, их успех достигается солидарными усилиями государства и общества, и сами они работают на общенациональные цели.
В совершенствовании механизмов государственного обеспечения прав и свобод заинтересованы как граждане, так и сама власть, поскольку их гарантирование имеет важное политическое значение для государства в целом. Модернизация и реформирование государства, его структур, усиление социальной ориентации - основные условия соблюдения достоинства человека, его уверенности в завтрашнем дне и самого государства в целом.
Ни одну из актуальных задач, стоящих перед страной, нельзя решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества. Следовательно, гарантируя права и свободы, государство обеспечивает свое существование как такового.
Для
России, вступившей в XXI в., законодательными
приоритетами становятся национальные
интересы, которые нашли свое отражение
в действующей Конституции РФ.
Государственные социально-
Информация о работе Социальное страхование: понятие, сущность, содержание